КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ
« Свойства параллельных прямых».
ПРЕДМЕТ: геометрия
КЛАСС: 7
Цели и задачи урока:
- образовательные: 1) установить взаимосвязь между признаками и свойствамипредметов; 2) рассмотреть свойства параллельных прямых, опираясь на их признаки; 3) показать учащимся применение свойств параллельных прямых.
- развивающие: развивать логическое и математическое мышление, познавательную активность,умение делать выводы и обобщения; самостоятельность получения знаний;
- воспитательные: воспитание культуры поведения, активности; формирование самостоятельности.
Оборудование:компьютер, проектор, экран. Подготовлена презентация по теме урока.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Итак, начинаем наш урок! Будьте внимательны, активны и сосредоточенны!
II. Актуализация опорных знаний.
- ЧтожетакоенитьАриадны? (Сл. 1)
Этопуть, ведущий к цели в сложныхусловиях, называютнитьюАриадны.
Первое, чтомысделаемэтопроверимна прочностьэтунить.(Сл. 2-3)
На протяжении нескольких занятий мы изучаем с вами параллельные прямые. Давайте вспомним все, что мы о них знаем.
- Какие прямыеназываются параллельными?
- Сформулируйте аксиому параллельных прямых.
- Если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она …
- Если две прямые параллельны третьей, то…
- Если две прямые перпендикулярны третьей, то …
- Прямаяс называется секущей по отношению к aиb, если …
-Чтобы доказать параллельность прямых необходимо воспользоваться…
- Сформулируйте признаки параллельности прямых.
Графическийдиктант “Прочностьнити”.(Слайд 4-5)
Учащиесявыполняютграфическийдиктант. (Сл. 4)
Есливыражениеверное, тоставятзнак “ Ṿ”, а еслиневерное, то “—“.
Взаимопроверка в парах и другдругувыставляютоценки. (Сл. 5)
Поднимитеруки, ктополучилоценку 5? 4? 3? 2?
Мы повторили многое из того, что успели узнать о параллельных прямых, но ведь в науке, в том числе и в школьной, все взаимосвязано.
В изучении следующей нашей темы нам могут помочь знания биологии и русского языка.
III. Постановка проблемы.(слайд 6-8)
Постановка проблемы 1 (Определение различий между свойствами и признаками предметов).
Учитель |
Дети |
- У меня в коробке предмет. Догадайтесь какой. Это: 1) фрукт 2) ярко – желтый 3) имеет кожицу и мякоть 4) цитрусовый 5) кислый на вкус |
Это лимон |
- Составьте предложение, которое начинается со слова «Если…» с использованием этих признаков. |
- Если предмет фрукт, ярко- желтого цвета, имеет кожицу и мякоть, цитрусовый, кислый на вкус, то это лимон» (Предложение на слайде) |
- А что мы называем лимоном? |
- Лимон – это фрукт, ярко – желтого цвета, имеет кожицу и мякоть, цитрусовый, кислый на вкус. |
«Открытие» знания 1.(слайд9-10) |
|
- Прочитайте предложения еще раз и сравните их. Что можно сказать? |
- Предложения взаимообратные |
- Мы можем узнать с каким предметом имеем дело, если перечислим его … |
- …признаки. |
-А если мы видим предмет, хотим его описать, то говорим о … |
- … свойствах. |
- Значит, как связаны признаки и свойства предметов? |
- Они взаимообратны, зная признаки, мы можем догадаться, что это за предмет. Видя его, говорим о том какой он. |
Проблема 2(Опираясь на знание признаков, попробуем получить свойства параллельных прямых).(Слайд 11)
Рассмотрим задачу 1 (устно). Задача 1.
a 300 -
300 b
с
Доказать: a// b
|
|
|||
- Пожалуйста, ответьте на вопрос Задачи 2.
ac Дано: a//b 30°
b?
- Чем она отличается от предыдущей и в чем их сходство? |
- Мы не можем решить эту задачу.
- Известно, что прямые параллельны, углы накрестлежащие. Однако мы не знаем следует ли из параллельности прямых равенство накрестлежащих углов при пересечении их секущей. |
|||
- Какие это задания по смыслу? |
- Взаимообратные. |
|||
- Первую мы решили, опираясь на признаки параллельности. Раз задачи взаимообратные, значит,чтобы решить 2 задачу надо знать… |
- свойства параллельных прямых. |
|||
- Какова же будет тема сегодняшнего урока? |
Свойства параллельных прямых. |
|||
- Цель нашего сегодняшнего занятия? |
|
Открыли тетради и записали тему урока.(слайд 12)
IV. Открытие нового знания.
Выход из затруднительного положения.
Ребята чтобы достичь цели заполним таблицу в ваших компьютерах. Откройте папку 31.01.18, найдите файл «Таблица», откройте.
1 ряд заполняет таблицу для 1-го свойства
2 ряд заполняет таблицу для 2-го свойства
3 ряд заполняет таблицу для 3-го свойства
Работу проводим дружно в паре. После выполнения я приглашу нескольких представителей для каждого свойства.
Заполните таблицу, представленную на слайде.(слайд 13)
Название теоремы |
Признак параллельности прямых |
Свойства параллельности прямых |
1.Формулировка
|
|
|
2. Условие (дано).
|
|
|
3. Заключение (доказать) |
|
|
(Учитель ходит по рядам следит за работой выявляет верные формулировки)
Приглашаю представителя 1-го свойства, 2 - го свойства, 3 - го свойства.
(заслушаем еще несколько формулировок)
- Сравните условия и заключения первой и второй теорем. Что вы можете о них сказать? |
Условия первой – это заключения второй, условие второй – заключение первой. |
- Как бы вы назвали такие теоремы? |
- Различные варианты, верный: Обратные. |
- Дайте определение теоремы, обратной данной. В учебнике п.29 найдите определение теоремы обратной данной, зачитайте. |
- Теоремой, обратной данной, называется такая теорема, в которой условием является заключение данной теоремы, а заключением – ее условие. |
-Как вы считаете, всегда ли обратное утверждение верно? Сумма смежных углов равна 180°. Сформулируйте обратное утверждение. |
Если сумма углов равна180°, то углы смежные. |
- Будет ли данное утверждение верным? |
Нет. |
- Вернемся к Задаче 2. |
- Решение: a//bпо условию, углы – накрестлежащие. Значит, согласно 1ому свойству параллельных прямых угол равен 30°. |
V. Первичное закрепление нового материала.
Решение задач по готовым чертежам. (учащиеся по желанию выходят к доске оформляют решение) a 1
1)
4 Дано: a//b, <1=75° b 23
Найти: <2, <3, <4.
2)
Дано: a//b, <1+<2=160°.
a
43Найти: <3, <4, <5, <6.
b51
c 6
3. По рисунку найти углы 1, 2, 3.
V. тренировочнаяработа (тест). Работа на компьютере в той же папке откройте файл «тест», предварительно переименуйте его дописав свою фамилию.
Приложение 1.
VI. Заполните оценочный лист. На обороте оц. листа напишите синквейн
VII. Домашнее задание .
п. 29 выучить свойства параллельных прямых, разобрать доказательство
Решить задачи №1-5 (файл в дневнике СГО)
VIII. Подведение итогов урока.
Спасибо за урок! До свидания! Не забудьте сдать оц лист.
приложение 1
Лист самооценки и взаимооценки
ФИО уч-ся_____________ дата:_____________
Задание |
Затруднения и рекомендации. |
самооценка /взаимооценка |
Устный ответ: «Проверимпрочность?» |
|
|
Графическийдиктант Ваш ответ: . |
|
|
Заполнение таблицы (работа на ПК) |
|
|
Тренировочная работа (работа на ПК) |
|
|
Средний балл за урок |
|
|
приложение 2
Ход урока.
1.Здравствуйте, ребята! Итак, начинаем наш урок! Будьте внимательны, активны и сосредоточенны!
(Сл. 1). - Мы продолжаем путешествие по теме «параллельные прямые.»
А приведет нас к цели и поможет справиться со всеми сложностями
нитьАриадны – качестве неё мы будем использовать свои знания
(Сл. 2-3)Первое, чтомысделаемэтопроверимна прочностьэтунить.
На протяжении нескольких занятий мы изучаем с вами параллельные прямые.Давайте вспомним все, что мы о них знаем.(Читайте задания и отвечайте)
- Какие прямые называются параллельными?
- Сформулируйте аксиому параллельных прямых.
А теперь продолжите утверждение
- Если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она …
- Если две прямые параллельны третьей, то…
- Если две прямые перпендикулярны третьей, то …
- Прямаяс называется секущей по отношению к aиb, если …
-Чтобы доказать параллельность прямых необходимо воспользоваться…
- Сформулируйте признаки параллельности прямых.
Прежде чем выполнять следующую проверку на прочность – ознакомьтесь с листом самооценки. Если возниклизатруднения – запишите чтобы знать что вам нужно повторить. Этот лист заполняем в течении всего урока.
(Слайд 4-5) - Выполните Графическийдиктант. -3 мин
Еслиутверждениеверное, тоставятзнак “ Л”, а еслиневерное, то “—“.
Взаимопроверка в парах и другдругувыставляютоценки. (Сл. 5)
Поднимитеруки, ктополучилоценку 5? 4? 3? А кто несправился? Что посоветуем тем кто несправился на 4и5 (Предложение уч-ся проговаривают сами)
2. Мы повторили многое из того, что успели узнать о параллельных прямых, но ведь в науке, в том числе и в школьной, все взаимосвязано.
В изучении следующей нашей темы нам могут помочь знания биологии и русского языка.
I. Постановка проблемы.(слайд 6-8)
Постановка проблемы 1 (Определение различий между свойствами и признаками предметов).
Учитель |
Дети |
- У меня в коробке предмет. Догадайтесь какой.Это: 1) фрукт 2) ярко – желтый 3) имеет кожицу и мякоть 4) цитрусовый 5) кислый на вкус |
Это лимон |
- Составьте предложение, которое начинается со слова «Если…» с использованием этих признаков. |
- Если предмет фрукт, ярко- желтого цвета, имеет кожицу и мякоть, цитрусовый, кислый на вкус, то это лимон» (Предложение на слайде) |
- А что мы называем лимоном? |
- Лимон – это фрукт, ярко – желтого цвета, имеет кожицу и мякоть, цитрусовый, кислый на вкус. |
«Открытие» знания 1.(слайд9-10) |
|
- Прочитайте предложения еще раз и сравните их. Что можно сказать? |
- Предложения взаимообратные |
- Мы можем узнать с каким предметом имеем дело, если перечислим его … |
- …признаки. |
-А если мы видим предмет, хотим его описать, то говорим о … |
- … свойствах. |
- Значит, как связаны признаки и свойства предметов? |
- Они взаимообратны, зная признаки, мы можем догадаться, что это за предмет. Видя его, говорим о том какой он. |
Проблема 2(Опираясь на знание признаков, попробуем получить свойства параллельных прямых).(Слайд 11)
Рассмотрим задачу 1 (устно). Задача 1.
a 300 -
300 b
с
Доказать: a// b |
Рассмотрим Задачу 2.
ac Дано: a//b 30°
b ?
- Чем она отличается от предыдущей и в чем их сходство? |
|||
|
- Мы не можем решить эту задачу. |
|||
- Какие это задания по смыслу? |
- Взаимообратные. |
|||
- Первую мы решили, опираясь на признаки параллельности. Раз задачи взаимообратные, значит, чтобы решить 2 задачу надо знать… |
- свойства параллельных прямых. (Синоним к слову признак. А свойство подойдет нам?) |
|||
- Какова же будет тема сегодняшнего урока? |
Свойства параллельных прямых. |
|||
- Цель нашего сегодняшнего занятия? |
|
Открыли тетради и записали тему урока.(слайд 12)
II. Открытие нового знания.
Выход из затруднительного положения.
- Ребята чтобы достичь цели заполним таблицу в ваших компьютерах.
- Откройте папку 31.01.18, найдите файл «Таблица», откройте.
1 ряд заполняет таблицу для 1-го свойства
2 ряд заполняет таблицу для 2-го свойства
3 ряд заполняет таблицу для 3-го свойства
Работу проводим дружно в паре. После выполнения я приглашу нескольких представителей для каждого свойства. (5-6 мин)
Заполните таблицу, представленную на слайде.(слайд 13)
(Учитель ходит по рядам следит за работой выявляет верные формулировки)
Приглашаю представителя 1-го свойства, 2 - го свойства, 3 - го свойства.
ü Во время выступления все внимательно слушают и дают свои рекомендации по формулировке теоремы.
- Сравните условия и заключения первой и второй теорем. Что вы можете о них сказать? |
Условия первой – это заключения второй, условие второй – заключение первой. |
- Как бы вы назвали такие теоремы? |
- Различные варианты, верный: Обратные. |
-Как вы считаете, всегда ли обратное утверждение верно? Сумма смежных углов равна 180°. Сформулируйте обратное утверждение. |
Если сумма углов равна180°, то углы смежные. |
- Будет ли данное утверждение верным? |
Нет. |
- Вернемся к Задаче 2. |
- Решение: a//b по условию, углы – накрестлежащие. Значит, согласно 1ому свойству параллельных прямых угол равен 30°. |
III. Решите задачи по готовым чертежам. (учащиеся по желанию выходят к доске оформляют решение)
IV. Тренировочнаяработа (тест-3-5 мин).Работа на компьютере в той же папке откройте файл «тест», предварительно переименуйте его дописав свою фамилию.
Учащиеся справившиеся раньше других решают доп. Задание.
Поднимитеруки, ктополучилоценку 5? 4? У кого меньше 4баллов? В чем была сложность? Катя подойди к Эрикупроконсультируй его.
(Предложение уч-ся проговаривают сами)
V. Заполните оценочный лист. Вычислите средний балл.
VI. Домашнее задание.
1.Выполнение рекомендаций (для тех кто не справился с работой)
2. п. 29 выучить свойства параллельных прямых, разобрать доказательство
Решить задачи №1-5 (файл в дневнике СГО)
3. Индивидуальное задание: Подобрать 3 теоремы, обратные к которым будут неверными утверждениями.
VII. Подведение итогов урока.
Спасибо за урок! До свидания! Не забудьте сдать оц лист.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.