Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
03.05.2019
Цели урока:
1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.
2. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.
3. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;
2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Развивающие:
1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
2. Совершенствовать умения логически мыслить.
3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Щелочные металлы.doc
Конспект урока по химии 9 кл.
по теме: Щелочные металлы
Джабраилова Х.Д.
Цели урока:
1.
Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания
учащихся о свойствах металлов IА группы.
2.
Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных
металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.
3.
Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома
объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.
Задачи урока
:
Образовательные:
1.
2.
Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;
Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Развивающие:
1.
2.
3.
Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
Совершенствовать умения логически мыслить.
Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать
4.
межпредметные связи.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения
1.
и перегрузок.
2.
3.
Продолжить развитие речевых навыков.
Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе
наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
4.
Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в
себе. Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний:
1.
2.
К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение
металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.
Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на
протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их
соединениями.
На интерактивной доске зашифрована фамилия знаменитого русского ученого, который
сказал: «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно». Давайте отгадаем
фамилию этого ученого, вспомнив чемпионов среди металлов по тем или иным физическим
свойствам:
Самый тугоплавкий металл – ответ: вольфрам
Самый распространенный на Земле – ответ: алюминий
Самый легкий – ответ: литий
Самый электропроводный – ответ: серебро
Самый твердый – ответ: хром
Самый пластичный – ответ: золото
Самый легкоплавкий – ответ: ртуть
Самый тяжелый – ответ: осмий
Самый космический – ответ: железо (в природе очень редко самородное железо, его
происхождение считают метеоритным, т.е. космическим, а не земным)
Таким образом, вспомнив важнейшие физические свойства металлов, мы отгадали фамилию
русского ученого, который сказал, что «Металлом называется светлое тело, которое можно
ковать». Это М. Ломоносов.
Сегодня мы продолжим наше знакомство с металлами и более подробно рассмотрим
элементы 1 группы главной подгруппы.
Записываем тему нашего урока: «Щелочные металлы»
Раскрываются цели урока.
3. Объяснение нового материала
Кто они – щелочные металлы? Учащиеся слушают рассказ учителя
Щелочн е мет ллы
название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. Пославянски
— это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили
ыы
аы
«выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.
▪
Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице
Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их
положению в Периодической системе химических элементов.
▪
Нахождение в природе Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы
находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные
металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень
распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие.
распространенные и важные соединения натрия и калия это:
NaCl – поваренная соль
Na2SO4 ∙ 10H2O десятиводный кристаллогидрат (декагидрат) сульфата натрия.
KCl ∙ NaCl осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина.
KCl∙MgCl2∙6H2O минерал, представляющий собой двойную соль хлорида калия и хлорида
Наиболее
магния
▪ Получение щелочных металлов
Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают?
Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий
получают электролизом расплава его хлорида.
В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные
хлоридионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлоридионы, анионы, в электрическом
поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают
электроны и превращаются
далее в молекулярный хлор, который и выделяется из
электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному
электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого
металлического натрия:
Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические
свойства щелочных металлов.
▪ Физические свойства щелочных металлов
Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая
кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми
свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.
Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства.
Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций –
радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты.
Щелочные металлы легко режутся ножом.
Химические свойства щелочных металлов
Демонстрация: разрезание кусочка лития ножом.
▪
У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне
находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой
электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных сосудах из
темного стекла под слоем керосина. Литий изза его малой плотности хранят под слоем
вазелинового масла.
1. Взаимодействие с простыми веществами:
2 → Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид)
4 Li + O2
2 → Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом
6 Li + N2
воздуха, забегая вперед, скажу, что азот воздуха химически инертен и при комнатной
температуре реагирует только с литием)
2. Взаимодействие со сложными веществами
Демонстрация: Взаимодействие лития с водой.
2Li + 2H2O
LiOH + ф. фт.
Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно,
малиновый раствор
2→ LiOH + H2
→
натрий – воспламеняется, а калий взрывается.
3.
Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени
▪ Биологическая роль и применение соединений калия
Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего
удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор
кислотности).
Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель
Глауберова соль используют в стекольном производстве, в стиральных порошках,
зарегистрирован, как пищевая дабавка Е 514 – регулятор кислотности
▪ Закрепление изученного материала: Учащиеся выполняют задание по карте урока и затем
вместе с учителем проверяют на доске.
▪ Домашнее задание: параграф 11, стр. 44
▪
Подведение итогов урока.
Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы
Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы
Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы
Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы
Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.