Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы
Оценка 4.8

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
03.05.2019
Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы
Цели урока: 1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы. 2. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов. 3. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение. Задачи урока: Образовательные: 1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов; 2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся. Развивающие: 1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов. 2. Совершенствовать умения логически мыслить. 3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала. 4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Щелочные металлы.doc
Конспект урока по химии 9 кл. по теме: Щелочные металлы Джабраилова Х.Д. Цели урока:      1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.  2. Познакомить   учащихся   со   способом   качественного   распознавания   ионов   щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов. 3. Продолжить  формировать умения   давать характеристику элемента по его положению в периодической   системе   химических   элементов   Д.И.   Менделеева,   на   основе   строения   атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение. Задачи урока    :  Образовательные:  1. 2. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;  Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.  Развивающие:  1. 2. 3. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.  Совершенствовать умения логически мыслить.  Развить умения обобщать и делать  правильные выводы из изученного материала.  Продолжить   развитие   умений   переносить   знания   в   новые   ситуации   и   устанавливать 4. межпредметные связи.  Воспитательные:  Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения 1. и перегрузок.  2. 3. Продолжить развитие речевых навыков.  Продолжить   развитие   наблюдательности   и   умения   делать   выводы   на   основе наблюдаемого интереса к предмету  и представлений.  4. Выработка  положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе. Ход урока: Организационный момент. Актуализация знаний: 1. 2.        К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.         Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями.           На интерактивной доске зашифрована фамилия знаменитого русского ученого,   который сказал:   «Металлом   называется   светлое   тело,   которое   ковать   можно».   Давайте   отгадаем фамилию этого ученого, вспомнив чемпионов среди металлов по тем или иным физическим свойствам:     ­ Самый тугоплавкий металл – ответ: вольфрам     ­  Самый распространенный на Земле – ответ: алюминий       ­ Самый легкий – ответ: литий     ­ Самый электропроводный – ответ: серебро     ­ Самый твердый – ответ: хром     ­ Самый пластичный – ответ: золото     ­ Самый легкоплавкий – ответ: ртуть     ­  Самый тяжелый – ответ: осмий        ­ Самый космический – ответ: железо (в природе очень редко самородное железо, его происхождение считают метеоритным, т.е. космическим, а не земным)       Таким образом, вспомнив важнейшие физические свойства металлов, мы отгадали фамилию русского ученого, который сказал, что «Металлом называется светлое тело, которое можно ковать». Это М. Ломоносов.           Сегодня мы  продолжим  наше знакомство с металлами  и более  подробно рассмотрим элементы 1 группы главной подгруппы.      Записываем тему  нашего урока: «Щелочные металлы»      Раскрываются цели урока.  3. Объяснение нового материала     Кто они – щелочные металлы? Учащиеся слушают рассказ учителя     Щелочн е мет ллы название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде.  По­славянски  — это  элементы I группы главной подгруппы.  Эти металлы получили ыы аы «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.  ▪  Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице              Учащиеся   вместе   с   учителем   дают   общую   характеристику   щелочных   металлов   по  их положению в Периодической системе химических элементов. ▪   Нахождение в природе Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы   встречаются   только   в   виде   соединений.   Соединения   натрия   и   калия   очень распространены   в   природе,   соединения   лития,   рубидия   и   цезия   –   редкие.   распространенные и важные соединения натрия и калия это: ­ NaCl – поваренная соль ­ Na2SO4 ∙ 10H2O ­ десятиводный кристаллогидрат (декагидрат) сульфата натрия. ­ KCl ∙ NaCl ­ осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина. ­ KCl∙MgCl2∙6H2O  ­  минерал, представляющий собой  двойную соль  хлорида калия  и  хлорида   Наиболее магния     ▪   Получение щелочных  металлов      Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные   металлы   получают   методом   электролиза   расплавов   их   солей.   Например,   натрий получают электролизом расплава его хлорида.        В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид­ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид­ионы, анионы, в электрическом поле   передвигаются   в   сторону   положительного   электрода   –   анода,   на   котором   они   отдают электроны   и   превращаются     далее   в   молекулярный   хлор,   который   и   выделяется   из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду   –   катоду,   на   котором   происходит   разряжение   ионов   и   образование   жидкого металлического натрия:      Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов.  ▪ Физические свойства щелочных металлов      Для   щелочных   металлов,   как   и   для   других   металлов   характерна   металлическая   кристаллическая решетка.  В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми     свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.     Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства. Щелочные   металлы   –   вещества   серебристого   цвета,   тепло   и   электропроводны.   Франций   – радиоактивный   металл,   период   полураспада   самого   долгоживущего   изотопа   22   минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.  Химические свойства щелочных металлов  Демонстрация: разрезание кусочка лития ножом.      ▪       У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится   1   электрон.   Поэтому   щелочные   металлы   в   реакциях   стремятся   отдавать   свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных  сосудах из темного   стекла   под   слоем   керосина.   Литий   из­за   его   малой   плотности   хранят   под   слоем вазелинового масла.  1. Взаимодействие с простыми веществами:  2 → Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид)   4 Li + O2   2 → Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом   6 Li + N2 воздуха,   забегая   вперед,   скажу,   что   азот   воздуха   химически   инертен   и   при   комнатной температуре реагирует только с литием) 2. Взаимодействие со сложными веществами     Демонстрация: Взаимодействие лития с водой.    2Li + 2H2O      LiOH + ф. фт.       Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно,  малиновый раствор  2→ LiOH + H2 → натрий – воспламеняется, а калий взрывается.  3. Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени   ▪   Биологическая роль и применение соединений калия           Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения.   В   настоящее   время   –   зарегистрирован   как   добавка   к   пище   Е   501   (регулятор кислотности).    Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель     Глауберова   соль   ­     используют   в   стекольном   производстве,   в   стиральных   порошках,   зарегистрирован, как пищевая дабавка Е 514 – регулятор кислотности  ▪ Закрепление изученного материала:  Учащиеся выполняют задание по карте урока и затем вместе с учителем проверяют на доске.    ▪ Домашнее задание: параграф 11, стр. 44 ▪  Подведение итогов урока.

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы

Конспект урока по химии 9 кл. Джабраилова Х.Д. по теме: Щелочные металлы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2019