Конспект урока по химии на тему " Решение задач на растворы"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл—11 кл
24.04.2017
При решении расчетных задач на растворы учащиеся часто сталкиваются с определенными трудностями в осмыслении текста задачи и выборе способа ее решения. Предлагаю графический метод, который позволяет школьникам перейти от абстрактных понятий «доля», «раствор», «растворенное вещество» к более наглядным и образным графическим объектам
Решение задач на растворы.docx
Решение задач на растворы
При решении расчетных задач на растворы учащиеся часто сталкиваются с определенными
трудностями в осмыслении текста задачи и выборе способа ее решения. Предлагаю графический
метод, который позволяет школьникам перейти от абстрактных понятий «доля», «раствор»,
«растворенное вещество» к более наглядным и образным графическим объектам.
В самом начале договоримся о терминах и условных обозначениях (схема 1): прямоугольник – это
некий «сосуд», в котором готовят раствор; часть раствора – это растворенное вещество. Над
прямоугольником записываем массы объектов – то, что можно подержать в руках: масса
раствора, масса воды, масса навески вещества и т.д. Под прямоугольником – массовая доля,
масса вещества в растворе, абстрактные величины – ибо подержать в руках их нельзя;
вычисляются по формуле:
m(вва) =
•m(рра),
Схема 1
– массовая доля вещества, выраженная в десятичных дробях. Договоримся, что массовая
где
доля «чистого» вещества равна единице, массовая доля вещества в воде равна нулю
(естественно, ведь растворенного вещества там просто нет).
Попробуем решить графическим методом ряд задач. Начнем с тех, что попроще.
Задача 1.
Рассчитайте массовую долю вещества в растворе, полученном при смешивании 200 г воды и 30 г
вещества.
Р е ш е н и е
= m(вва)/m(рра).
Складываем все массы над «сосудами», получаем массу раствора (знаменатель), складываем
массы под «сосудами» (числитель) (схема 2). Схема 2
И далее выполняем расчет:
= 30/230 = 0,1304, или 13,04%.
Наглядно видно, что масса нового раствора складывается из масс всех «объектов», а масса
растворенного вещества – из масс «абстрактного» вещества. Мы сложили все массы над
прямоугольниками и все массы под прямоугольниками.
Ответ. Массовая доля вещества
в растворе равна 13,04%.
Теперь возьмем задачи посложней.
Задача 2.
Какова массовая доля вещества в растворе, полученном при добавлении к 150 г 15%го раствора
серной кислоты 250 г воды?
Выполняем те же операции, что и в предыдущей задаче, находим числитель и знаменатель
(cхема 3).
Р е ш е н и е
Схема 3
Расчет массовой доли:
= 22,5/400 = 0,05625, или 5,625%. Ответ. Массовая доля вещества в растворе равна 5,625%.
Задача 3.
Какой будет массовая доля вещества в растворе, полученном при сливании 30 г 24%го и 75 г
12%го растворов серной кислоты?
(См. cхему 4.)
Р е ш е н и е
Схема 4
=16,2/105= 0,1543, или 15,43%.
Ответ. Массовая доля серной кислоты в растворе равна 15,43%.
Задача 4.
Сколько надо добавить воды к 450 г 23%го раствора сахара, чтобы получить 18%й раствор?
Р е ш е н и е
Рассуждаем так (cхема 5): поскольку масса «абстрактного» вещества (вещества в растворе) не
изменилась, мы можем найти массу полученного раствора:
1) m(рра2) = m(вва)/
= 103,5/0,18 = 575 г.
Схема 5 Масса воды – разница масс полученного и исходного растворов (на схеме это ясно видно).
2) m(воды) = 575 – 450 = 125 г.
Задача 5.
Ответ. Надо добавить 125 г воды.
К 225 г 12%го раствора соли добавили еще 23 г этой же соли. Какова массовая доля соли в
полученном растворе?
Напомню, массовая доля соли в соли равна 1 (cхема 6, см. с. 46).
Р е ш е н и е
Схема 6
= 50/248 = 0,2016, или 20,16%.
Ответ. Массовая доля соли в растворе
равна 20,16%.
Задача 6.
Из 560 г 30%го раствора выпарили 120 г воды. Какова массовая доля вещества в полученном
растворе?
Здесь следует обратить внимание на знак «минус» между прямоугольниками (так наглядно
можно показать, что испарилась вода) и в действиях со значениями масс (cхема 7).
Р е ш е н и е
Схема 7 = 168/440 = 0,3818, или 38,18%.
Ответ. Массовая доля вещества в растворе равна 38,18%.
Как видим, можно не только складывать массы веществ, но и вычитать их!
Теперь рассмотрим задачу на приготовление раствора из двух растворов с разными массовыми
долями.
Задача 7.
Из 20%го и 5%го растворов серной кислоты надо приготовить 300 г раствора с массовой долей
серной кислоты, равной 12%. В каких пропорциях следует смешать исходные растворы?
Пусть масса первого раствора – x г, а второго – y г (cхема 8).
Р е ш е н и е
Схема 8
Получим систему из двух уравнений (первое уравнение написано над рисунками, второе – под
рисунками – надо только приглядеться):
или: 0,15y = 24, y = 160,
x = 140.
Ответ. Надо смешать 140 г 20%го раствора
и 160 г 5%го раствора.
Графический метод годится и для решения задач с кристаллогидратами. Правда, в этом случае
необходимо провести предварительные расчеты массовой доли соли в кристаллогидрате.
Задача 8.
20 г пентагидрата сульфата меди(II) растворили в 250 г воды. Какова массовая доля сульфата
меди в полученном растворе?
Р е ш е н и е
CuSO4•5H2O – пентагидрат сульфата меди(II), или медный купорос. Найдем массовую долю соли в
кристаллогидрате (схема 9).
Схема 9
М(CuSO4•5H2O) = 250 г/моль,
M(CuSO4) = 160 г/моль,
(CuSO4) = 160/250 = 0,64
(напомним, что массовая доля – всегда отношение массы части к массе целого).
= 12,8/270 = 0,047, или 4,7%.
Ответ. Массовая доля сульфата меди
в полученном растворе равна 4,7%.
Задача 9. Сколько граммов медного купороса надо растворить в воде, чтобы приготовить 200 г 5%го
раствора? Сколько воды потребуется?
Р е ш е н и е
Найдем массовую долю соли в кристаллогидрате (см. задачу 8):
масса сульфата меди в кристаллогидрате равна массе сульфата меди в растворе – 10 г
(cхема 10).
(CuSO4) = 0,64. Напомним, что
Схема 10
m(CuSO4•5H2O) = 10/0,64 = 15,625 г,
m(воды) = 200 – 15,625 = 184,375 г.
Ответ. Надо взять 15,625 г медного купороса
и 184,375 г воды.
Задача 10.
Из 500 г 40%го раствора сульфата железа(II) при охлаждении выпало 100 г его
кристаллогидрата (кристаллизуется с семью молекулами воды). Какова массовая доля вещества в
оставшемся растворе?
(См. схему 11 на с. 47.)
Р е ш е н и е
Схема 11 Рассчитаем массовую долю соли в кристаллогидрате:
Обратите внимание на знаки!
M(FeSO4) = 152 г/моль,
M(FeSO4•7H2O) = 278 г/моль,
(FeSO4) = 0,55.
=145/400= 0,3625, или 36,25%.
Ответ. Массовая доля вещества в
оставшемся растворе равна 36,25%.
Используя метод решения расчетных задач при помощи графических схем на уроках и на
занятиях элективных курсов, я обнаружила, что учащиеся легко справляются с ними и успевают
сделать гораздо больше задач (за то же время), чем учащиеся, решавшие традиционными
способами.
В заключение предлагаю несколько задач для самостоятельного решения.
1. Требуется приготовить 1 кг 15%го раствора аммиака. Сколько нужно взять для этого
концентрированного 25%го раствора и воды?
2. К 80 г раствора соли неизвестной концентрации прибавили 40 г воды. Вычислите массовую
долю соли в исходном растворе, если после разбавления она стала равной 18%.
3. Из 400 г 20%го раствора соли упариванием удалили 100 г воды. Чему стала равна массовая
доля соли в полученном растворе?
4. В результате упаривания 450 г 10%го раствора хлорида кальция его массовая доля
увеличилась вдвое. Вычислите массу испарившейся воды.
5. Имеются два раствора аммиака с массовой долей 25% и 5%. Сколько граммов каждого
раствора надо взять, чтобы получить 125 г 10%го раствора аммиака?
6. Сколько воды и английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо взять, чтобы
приготовить 440 г раствора сульфата магния с массовой долей 8%?
7. Какую массу английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо добавить к 225 г 12%го
раствора сульфата магния, чтобы получить 30%й раствор?
Конспект урока по химии на тему " Решение задач на растворы"
Конспект урока по химии на тему " Решение задач на растворы"
Конспект урока по химии на тему " Решение задач на растворы"
Конспект урока по химии на тему " Решение задач на растворы"
Конспект урока по химии на тему " Решение задач на растворы"
Конспект урока по химии на тему " Решение задач на растворы"
Конспект урока по химии на тему " Решение задач на растворы"
Конспект урока по химии на тему " Решение задач на растворы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.