Основания-сложные вещества, которые состоят из двух химических элементов, один из которых кислород. Классификация оксидов: 1) основные; 2) кислотные. Основные оксиды при взаимодействии с водой образуют основания, кислотные оксиды при взаимодействии образуют кислоты. Например: СаО+Н2О= Са(ОН)2 - оксид кальция и СО2+Н2О=Н2СО3 угольная кислота
Класс: 8
Тема: Основания
Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и
представителями оснований; «таблицей растворимости».
Продолжить работу над составлением формул по степени окисления.
Ввести понятие «качественная реакция».
Актуализировать знания об оксидах, кислотах, солях.
Познакомить ребят с применением оснований в быту.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.
Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости»,
оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и
жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для
волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт.
Ход урока.
1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ,
составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований,
применение оснований)
2. Состав, названия и классификация оснований.
Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3.
Учитель: Все представленные вещества – основания. Запишем формулы в тетрадь.
На доске NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2.
Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом
месте металл.)
2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная).
Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид
ионом.
В тетрадь ОН – гидроксидион.
Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов
металлов и гидроксидиона)
Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для
металлов – нам подскажет ПСХЭ.
Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О2 Н+1, следовательно суммарный
заряд = 1.
Na – ион простой , а ОН сложный
Учитель: А сколько гидроксидионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их
будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно).
Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение и скобки, которые вводятся
впервые.
Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в
родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее
указать. (Читаем формулы, написанные на доске).
Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований,
прочитать их и назвать.
3. Физические свойства.
Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные,
растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость,
можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей
растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на
доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и
нерастворимые.
В тетрадь: Основания
нерастворимые
Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.
→ растворимые (щелочи)
4. Понятие о качественных реакциях.
Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются
особыми веществами, которые называются индикторы.
Демонстрация: изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением
цвета).
Фенолфталеин – б/ц
→
Метилоранж оранжевый
Лакмус – фиолетовый – синий.
Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.
малиновый
желтый
→
5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо
растворить!
Вывод: Таким образом, в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того,
чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!
Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши
бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный
спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф
ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).
Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же
защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).
6. Соответствие «оксид – гидроксид».
Li+1OH
2O
Li+1
Ca+2(OH)2
Fe+3(OH)3
Na→ +1OH
Ba→ +2(OH)2
Al→ +3(OH)3
Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между
оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей.
Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи.
Фронтальная работа с классом: составление формул.
Na+1O
Ba +2O
Al+3
2O3
Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH,
Cu(OH)2, Cr(OH)3
Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3.
7. Итоги урока. Рефлексия. – Что нового вы узнали сегодня об основаниях?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в
дальнейшей деятельности.
Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …
Ca+2O
Fe+3
2O38. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой
бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его.
9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.