Конспект урока по химии на тему "Основания"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основания-сложные вещества, которые состоят из двух химических элементов, один из которых кислород. Классификация оксидов: 1) основные; 2) кислотные. Основные оксиды при взаимодействии с водой образуют основания, кислотные оксиды при взаимодействии образуют кислоты. Например: СаО+Н2О= Са(ОН)2 - оксид кальция и СО2+Н2О=Н2СО3 угольная кислота
Иконка файла материала Конспект урока на тему Основания.doc
Класс: 8   Тема: Основания Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и  представителями оснований;  «таблицей растворимости».  Продолжить работу над составлением формул по степени окисления. Ввести понятие «качественная реакция».            Актуализировать знания об оксидах, кислотах, солях. Познакомить ребят с применением оснований в быту. Тип урока: урок изучения нового материала. Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа. Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости», оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и  жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для  волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт. Ход урока. 1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ,  составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований,  применение оснований) 2. Состав, названия и классификация оснований. Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3. Учитель: Все представленные вещества – основания. Запишем формулы в тетрадь. На доске  NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2. Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом  месте металл.) 2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная). Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид­ ионом. В тетрадь ОН – гидроксид­ион. Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов  металлов и гидроксид­иона) Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для  металлов – нам подскажет ПСХЭ. Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О­2 Н+1, следовательно суммарный  заряд = ­1.  Na – ион простой , а ОН ­ сложный Учитель: А сколько гидроксид­ионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их  будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно). Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение  и скобки, которые вводятся  впервые. Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее указать. (Читаем формулы, написанные на доске). Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований,  прочитать их и назвать. 3. Физические свойства. Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные,  растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость,  можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей  растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на  доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и  нерастворимые.  В тетрадь: Основания                                               нерастворимые    Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.  → растворимые (щелочи) 4. Понятие о качественных реакциях. Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются  особыми веществами, которые называются индикторы. Демонстрация:  изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением  цвета). Фенолфталеин – б/ц  → Метилоранж    ­ оранжевый  Лакмус – фиолетовый – синий. Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.   малиновый  желтый → 5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо  растворить! Вывод: Таким образом,  в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания! Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши  бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный  спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф­ ф и даем ребятам определить по запаху аммиак). Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же  защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор). 6. Соответствие «оксид – гидроксид». Li+1OH 2O Li+1 Ca+2(OH)2 Fe+3(OH)3  Na→ +1OH  Ba→ +2(OH)2  Al→ +3(OH)3 Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между  оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей. Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи. Фронтальная работа с классом: составление формул. Na+1O  Ba +2O  Al+3 2O3  Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH,  Cu(OH)2, Cr(OH)3                               Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3. 7. Итоги урока. Рефлексия. – Что нового вы узнали сегодня об основаниях? – Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? – Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Я понял, что … Я научился … Мне необходимо … Ca+2O Fe+3 2O38. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой  бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его. 9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.