Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"
Оценка 4.6

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
03.05.2019
Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"
Цель урока: изучить строение атома азота, его окислительно-восстановительные свойства. Задачи: Обучающие. Рассмотреть строение атома азота, его положение в ПС. Изучить физические и химические свойства. Развивающие. Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, срав-нивать. Воспитывающие. Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся. Тип урока: урок изучения нового материала. Методы: наглядные, частично-поисковые. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Средства обучения: периодическая система Д. И. Менделеева,
Азот-3 темы-9кл..doc
План урока по химии – 9 кл. Тема урока:  Азот и его свойства. Джабраилов Х.Д.             Урок   «Азот   и   его   свойства»     ­   это   первый   урок   в   теме «Подгруппа азота», изучается в 9 классе. Учебник: Химия. 9 класс. Учебник   для   общеобразовательных   учебных   заведений,   автор Габриелян О.С.         Цели и задачи урока Образовательные: Сформировать у учащихся знания:      о строении молекулы азота;      о физических и химических свойствах азота в связи со строением молекулы;      об условиях протекания химических реакций с участием азота;        Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся:       умения давать сравнительную характеристику подгруппы, на основании положения её          в ПСХЭ, делать выводы об изменении окислительных свойств по подгруппе;       навыков частично – поисковой деятельности;       умение находить взаимосвязь строения молекулы азота и физических и химических       свойств простого вещества;       умения рассматривать химические свойства с точки зрения ОВР;       умения работать в должном темпе;       умения пользоваться справочными материалами. Воспитательные:       формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.    Ход урока: 1. Введение. Темой «Подгруппа азота»  продолжается систематическое изучение  химических элементов. Основная задача изучение данной темы – углубление и  конкретизация знаний периодического закона и системы химических элементов на  примере строения и свойств простых веществ и соединений, образованных азотом,  фосфором и их аналогами. 2. Общая характеристика элементов п/гр азота 3. Вопрос: охарактеризуйте положение п/гр азота в периодической системе, назовите  элементы. Ответ: подгруппа азота составляет V группу главную подгруппы. Она состоит из N; P; As; Sb; Bi. Вопрос: каково строение атомов этих элементов? На основании строении атомов  сделайте вывод об изменении окислительных свойств элементов по п/гр Ответ: все атомы элементов данной п/гр  имеют 5ē на последнем энергетическом  уровне. Для завершения энергетического уровня они будут принимать 3ē и  проявлять окислительные свойства. На доске и в тетради рисуются схемы строения атомов:    ) ) +7 N                          5ē           3ē +1 5 P                 )  )  )                                5ē                                         3ē As               )  )  )  )                                      5ē                                                      3ē +3 3 +5 1 Sb               )  )  )  )  )                                           5ē                                                             3ē Bi                )  )  )  )  )  )                                                 5ē                                                            3ē +8 3 Ram. увеличивается              притяжение ē последнего слоя уменьшается способность принимать ē уменьшается          легче принимает ē азота, т.е. он обладает наиболее сильными окислительными свойствами. Вывод: окислительные свойства сверху вниз уменьшаются Вопрос: какие степени окисления будут проявлять данные элементы, и в каком случае? Ответ: элементы п/гр азота могут проявлять положительные и отрицательные степени  окисления:                           +3ē               Э­3 Низшая отрицательная с.о. в соединениях с менее  электроотрицательными элементами Э0            ­ 5ē                 Э+5     Высшая положительная с.о. в соединениях с более  электроотрицательными элементами Возможные промежуточные с.о. Например, у азота: с.о. соединение NH3 ­3 0 N2 +1 N2O +2 NO +3 N2O3 +4 NO2 +5 N2O5 Вопрос: каков состав высших оксидов и водородных соединений элементов п/гр азота;  тип химической связи в них. Ответ: Высший оксид Э2О5 – кислотный характер – ковалентная  полярная связь ;  водородное соединение ЭН3 – ковалентная полярная связь. 4. Азот: строение молекулы, физические и химические свойства. а) Рассмотрим строение молекулы самого электроотрицательного элемента  азота. Молекула азота состоит из двух атомов. Знаменитый ученый Лавуазье  предложил в 1787 г. термин азот, что в переводе  с греческого означает  «безжизненный». Почему же? Рассмотрим строение молекулы азота.  Вопрос:  какой тип химической связи в молекуле азота? Ответ:  ковалентная неполярная, т.е. твердый N2 будет иметь молекулярную  кристаллическую решетку. В атоме азота на последнем месте энергетического уровня  5ē, из них 3р – электрона  свободные                образуется между атомами три ковалентные связи             молекула  азота обладает большой  прочностью, что  обуславливает его низкую  химическую активность.   Вопрос: Как подтвердить данный вывод на основании ваших повседневных  наблюдений? Ответ: воздух содержит 78% азота и 21% кислорода, но при обычных условиях  атмосферные азот и кислород не взаимодействуют.   Чтобы азот вступил в реакцию с другими элементами, надо связь между атомами в  молекуле разрушить. На разрушение этих связей требуется затратить много энергии,  т.к. реакция диссоциации молекулы на атомы эндотермическая: N2                    2N – Q Т.к. данная реакция обратимая, то можно сместить равновесие в сторону прямой  реакции. Вопрос: как это сделать? Ответ: повысить t0 Заметным распад молекулы на атомы становится при температуре выше 3000 0С. Азот по электроотрицательности занимает третье место после O  и F. Значит, он  должен образовывать прочные соединения с металлами. Но этому противоречит тот  факт, что в составе земной коры никаких нитридов не обнаруживается. Вопрос: Представьте себе планету, в химическом составе которой преобладает не  кислород, а хлор. А в связи с этим ответьте на вопрос: могут ли войти в  состав коры  такой планеты бромиды и иодиды? Ответ: нет, не могут, т.к. хлор как более активный будет вытеснять бром и йод из их  солей. В таком же положении, в каком на нашей воображаемой планете оказались бы бром и  йод, на земном шаре находится азот. Он недостаточно электроположителен, чтобы  образовывать прочные соединения с господствующим у нас элементом – кислородом, и  недостаточно электроотрицателен, чтобы конкурировать с кислородом в связывании с  электроположительными элементами. А теперь вообразите планету, в составе которой кислород и азот поменялись бы  местами по сравнению с долей того и другого в составе земного шара. Кора таких  планет образована соединениями азота. Второй, по распространенности элемент  кремний, содержался бы в ней в виде нитрида, образующего основную ее массу. Вопрос: какова формула этого вещества? Ответ: Si3N4  Это бесцветное вещество, прозрачное, очень твердое и жаропрочное вещество, которое люди производят искусственно и применяют в качестве огнеупорного материала.  Горные породы были бы пронизаны золотисто­желтыми кристаллами нитрида  алюминия, третьего по распространенности элемента на земном шаре (AlN), а во  впадинах коры бушевали бы моря из жидкого аммиака.  Такими планетами являются  все внешние планеты солнечной системы, начиная с Юпитера, поскольку в их  атмосфере обнаружен аммиак. б) Рассмотрим химические свойства азота  0   +3ē   N­3   (c H2  и  Me)  N2 окислитель N2 Восстановитель 0     ­2ē    N+2   (c O2) Азот при повышенной t0 взаимодействует с некоторыми Ме: 6Li + N2               2Li3N   +  Q 3Mg + N2             Mg3N2   + Q Более подробно остановимся на взаимодействии азота с водородом и кислородом. Т.к.  обе реакции обратимые (и экзотермические) сравним их и запишем в таблицу. №  п/п 1 2 Уравнение  химической  реакции Признаки сравнения Обратимая или необратимая Тепловой  эффект N2 +  O2           2NO Газ    газ             газ Обратимая N2 + 3H2         2NH3 Газ    газ            газ Обратимая ­ Q +Q Условие увеличения скорости прямой р­ии Гомо­,  гетерогенная Катализато р температ ура Гомогенная > 2000 0C       ­ Гетерогенная ≥ 400 0C Восстановл енное Fe Давление Не  влияет 30МПа Более подробно об этих реакциях мы поговорим  при изучении производства аммиака и азотной кислоты. с) Для ознакомления с физическими свойствами азота получим его при  взаимодействии насыщенных растворов нитрита Na  и хлорида аммония.                                                                                               2H2O NH4Cl + NaNO2                       NaCl + NH4NO2                                                                                                N2 Насыщенный раствор NaNO2 (KNO2) 25 г соли в 35 мл воды Насыщенный раствор  NH4Cl, 20г в 55 мл воды. Концентрированный раствор нитрита  Na приливают из капельной воронки к горячему  раствору хлорида аммония (в колбе Вюрца). Скорость  реакции регулируется приливанием  раствора, реакция протекает спокойно. Азотом наполняют 4 пробирки:                                                   1 пробирка   2 пробирка 3 пробирка 4 пробирка Горящая лучинка   Гаснет не оставляя  раскаленного  уголька известковая вода  Ca(OH)2 перевернуть  отверстием вверх не мутнеет      горящая лучинка  горит Отверстие вниз Горящая лучинка   гаснет Легче воздуха легче воздуха Не поддерживает  горения    Вопрос: какие физические свойства азота вы можете назвать? Ответ: Физические свойства: бесцветный газ, немного легче воздуха (Dвозд (N2)  =Mr(N2)/Mr (возд) = 28/29 =0,97<1 ), малорастворимый в воде ( в 100 объемах воды при  обычной температуре растворяется около 2 объемов азота), твердый азот имеет  молекулярную кристаллическую решетку (кристаллы имеют малую прочность); tкип = ­ 196 0C ( а кислорода ­183 0С), поэтому для технических целей азот получают при  испарении жидкого воздуха, азот улетучивается первым. Закрепление: в качестве закрепления учащимся предлагается выполнить по вариантам  следующие задания: I   вариант: упр. №2 на стр.111 II  вариант: упр. №4 на стр.111 III вариант: упр. №1 на стр.111 Учащиеся сдают тетради с выполненными заданиями на проверку. Ответы: I вариант: N2 0 + 6Li0 = 2Li3 ↑ в↓ о            6ē        1ē +1N­3        ;                               Li3N +3H2O = NH3 + 3LiOH ; ↓ 0 = 4N+2O­2 +6H2 4N­3H3 + 5O2 ↑                                                       в            о   в             о    5ē             4ē                                                       2ē           4ē +1O­2    ;              2N+2O­2 + O2 ↓ ↑ 0 =  2N+4O2 ­2    ; ­2 + 2H2 4N+4O2 +1O­2 + O2 ↓  в                                 о   1ē                               4ē 0 = 4H+1N+5O3 ↑ ­2  . II вариант: +1 + 5O2 0 = 4N+2O­2 + 6H2 ↑ а) 4N­3H3     в                 о                                                   в                о     5ē                 4ē                                                  3ē               4ē +1O­2   ;   б)  4N­3H3 ↓ +1 + 3O2 ↓ ↑ 0 = 2N2 0 + 6H2 +1O­2. III вариант: ↓ +2N2 ­3 ;     N2 N2 0 + 3Mg0 = Mg3 ↑ о         в                               о         в                            о         в  6ē        2ē                              6ē        2ē                            6ē        3ē Вещества – нитриды; тип химической связи – ионная; тип кристаллической решётки –  ионная. 0 + 3Ca0 = Ca3 ↑ 0 + 2Al0 = Al+3N­3 ; ­3 ;    N2 +2N2 ↓ ↑ ↓      Домашнее задание: §23; План урока по химии – 9 кл. Тема урока:  Аммиак и его свойства. Джабраилов Х.Д.            Урок «Аммиак и его свойства»   ­ это второй урок в теме «Подгруппа азота», изучается в 9 классе. Учебник: Химия. 9 класс. Учебник   для   общеобразовательных   учебных   заведений,   автор Габриелян О.С.         Цели и задачи урока Образовательные: Сформировать у учащихся знания:      о строении и составе  молекулы аммиака;      о физических и химических свойствах аммиака в связи со строением молекулы;      об особенностях образования ковалентной связи в ионе аммония;      о сущности процесса окисления аммиака;      о влиянии условий реакции на полноту окисления вещества;      о возможности управления ходом реакции.        Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся:       умение находить взаимосвязь строения молекулы аммиака и его физических и          химических свойств;       умения рассматривать химические свойства с точки зрения ОВР;       умения работать в должном темпе;       умения пользоваться справочными материалами;       навыков частично – поисковой деятельности. Воспитательные:       Формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.    Ход урока: три ученика работают на доске: 1  . Опрос: a) ­ нарисовать схему строения атомов N  и P. В чем сходство и различие в электронном  строении этих атомов, как изменяются окислительные свойства по п/гр; ­ окислительные и восстановительные свойства азота на примере взаимодействия азота с  водородом и кислородом. Сравнить условия протекания этих реакций, дать их  характеристики; ­ домашнее упражнение №3 (стр. 111): 2→ V). устный опрос:      2NO + O2                   2NO2 + Q Реакция: гомогенная, обратимая, некаталитическая, экзотермическая, ОВР. Смещение равновесия: а) добавлять исходные вещества, отводить продукт; б) понижать температуру  (+ Q) ; в) повышать давление (3V  b) ­ какой тип связи в молекуле азота?  (ковалентная полярная) ­ в каком виде встречаются азот в природе? (в свободном) ­ почему в природе больше свободного азота и меньше связанного? (в молекуле азота тройная связь, которая обладает большей прочностью, поэтому  молекулярный азот имеет низкую реакционную способность) ­ как получают азот в промышленности? (ректификацией воздуха) ­ какие степени окисления характерны для азота? (­3; 0; +1; +2; +3; +4; +5)  низшая                      высшая  ­ какая степень окисления азота в аммиаке NH3? Чем может выступать              NH3 в  окислительно –восстановительных реакциях? (с.о. ­3. т.к. с.о. низшая, то азот может только отдавать ē более электроотрицательным   неМе, т.е. будет проявлять восстановительные свойства)   2   . Изучение нового материала. Вопрос: почему азот называют элементом, без которого невозможна жизнь? Ответ: азот входит в состав белков, которые являются строительным материалом всех  живых организмов. В атмосфере содержится 78% азота, но усваиваться живыми организмами может только  химически связанный азот. Техническое решение проблемы «связывания» азота с  водородом во многом решило проблему урожайности полей. Понять эту взаимосвязь химии азота и проблем урожая можно, изучив одно из ценных соединений азота – аммиака  (нитрид Н).      а)   Состав и строение молекулы аммиака Вопрос: сколько ē затрачивает атом N на образование связей с атомами Н в молекуле  аммиака? Ответ: три ē Вопрос:  какого характера связи в молекуле аммиака? Ответ: связи ковалентные полярные. Азот, как  более электроотрицательный оттягивает на себя общие ē пары, приобретает с.о. ­3 H+1      N­3        H+1             H+1 Молекула аммиака имеет пространственное строение, она представляет собой треугольную пирамиду (тетраэдр), валентный угол 1070, в результате чего молекула аммиака полярна.      1070                  . .                     N ­δ       H+δ                       H+δ                                           H+δ б)   Физические свойства аммиака. Вопрос: какие физические свойства следует ожидать у аммиака, исходя из его состава и  строения? Ответ: ­ это газ, бесцветный, имеет резкий специфический запах             ­ (Mr (возд) = 29; Mr(NH3) = 17 ) (NH3 легче воздуха)  расположена вниз дном). →                ­ аммиак летуч  характерен молекулярный тип кристаллической решетки                ­ хорошо растворяется в воде (вещество, имеющее полярные молекулы, хорошо  растворяются в полярном растворителе) в 1V(H2O) ­  до 700V(NH3) при комнатной  температуре  t0  →  (→ Dвозд (NH3) = Mr(NH3):Mr(возд) = 17/29 < 1)   (→ NH3 собирают методом вытеснения воздуха из пробирки, которая  Аммиак  легко снижается, а при испарении жидкого аммиака происходит сильное  охлаждение  – растворение аммиака в воде.  его применяют в некоторых холодильных установках. → Круглодонную колбу  наполнить NH3 (б), для  этого 10­15 минут  пропускать NH3 в колбу.  Закрыть колбу пробкой с  газоотводной трубкой,  конец которой закрыть  зажимом. Впустить воду   → – 1 каплю в (в) колбу  резкое растворение NH3  → цвета (а), т.к. вода была с небольшим количеством  фенолфталеина.  фонтан малинового в) Химические свойства:  Для аммиака характерны две группы химических свойств.  Первая группа характеризует восстановительные свойства NH3 – это реакции окисления. Вторая группа обусловлена способностью аммиака образовывать ион аммония NH4 +. Окисление аммиака. Данная реакция в зависимости от условий идет в разных направлениях. В отсутствии  катализатора образуется молекулярный азот и водяной пар.     KMnO4                                                          O2                                            NH4OH Нагреть KMnO4 , после начала выделения О2 нагреть NH4OH, поджечь у отверстия  пробирки   горение голубым пламенем. → Окислительно­восстановительную  реакцию учащиеся рассматривают самостоятельно  (один ученик у доски). 4N­3H3 +1   + 3O2 0  2→ N2 0 + 6H2 +1O­2 4N­3 ­ 12ē  4→ N0  6O0 + 12ē  6→ O­2 Ок­я; в­ль  2N­3 ­ 6ē  2→ N0                    2 В­я; ок­ль  2O0 +  4ē  2→ O­2             3 При участии: катализатора в зависимости от его состава и других условий (t0; состава  исходной смеси, давления) часть аммиака окисляется до оксида N (II) ); В оптимальных условиях удается получить выход NO до 98%. Т.е. применяя тот или иной  катализатор можно изменять направление реакции. Поэтому говорят, что катализаторы  обладают избирательным действием.  Катализаторы – вещества, увеличивающие скорость реакции или меняющие ее  направление. Сr2O3      В качестве катализатора свежеприготовленный Cr2O3  (разложение бихромата аммония (NH4)2 Сr2O7). Нагреть Сr2O3 в  ложечке для сжигания веществ, постукивая пальцем по ложечке,  всыпать его в колбу – «огненный дождь». Конц. NH3∙Н2О Учащиеся рассматривают окислительно­восстановительную реакцию:                                                                            Сr2O3  4N­3H3   + 5O2 +1 0  4→ N+2О­2+ 6H2 +1O­2 Ок­я; в­ль  N­3 ­ 5ē →N+2                    4 В­я; ок­ль  2O0 +  4ē  2→ O­2          5    4N­3 ­ 20ē  4→ N+2  10O0 + 20ē  10→ O­2 Химические реакции, связанные с образованием иона аммония. В аммиаке у атома азота имеется неподелённая электронная пара, которая может  участвовать в образовании еще одной ковалентной полярной связи между атомами N и  катионом водорода (Н+) по донорно­акцепторному механизму:                                                          H+1                    +  О→ ­2                 . .                                                                         ↓  → N­3   H+1      N­3        H+1 +    H+1                                                             ↑                                                                             H+1 H+1                                                            ион аммония             щелочная среда раствора   ← H+1      + ОН­    → H+1     ← H+1   Происходит химическое взаимодействие при растворении NH3 в Н2О – протон от воды  перемещается к аммиаку вследствие «перетягивания» его азотом, у которого большая, чем  у кислорода, отрицательная с.о. Азот – донор ē пары (от латинского donare – дарить); H+ ­  акцептор ē пары (acceptor – приемщик).  .. NH3 + Н2 Все четыре ковалентные полярные связи в ионе аммония, независимо от способов их  образования, равноценны. Поэтому пространственное строение иона аммония – тетраэдр с    О           NH3∙H2O  гидроксид аммония, нашатырный спирт. + атомом азота в центре. Ион аммония – сложный катион, который участвует в реакциях   обмена, переходит в новые вещества без изменения.            H               +            N :  Раствор аммиака исследовать с помощью индикаторов: лакмус –  синий; фенолфталеин – малиновый; метилоранж – желтый. Вывод: раствор аммиака в воде имеет  щелочную среду.  α  = 1,4), пахнет аммиаком.  Поэтому NH3∙Н2О– слабое основание ( можно предположить, что реакция обратимая, что можно доказать на опыте.  В пробирке нагреть аммиачную воду, к которой предварительно  H                   H                        H    с.о.  N ­3; вал IV добавить фенолфталеин. Наблюдается исчезновение малиновой окраски, т.к. аммиак  улетучивается, а в пробирке остается вода. При нагревании равновесие смещается влево,  т.к.  с повышением t0  растворимость газов понижается.  NH3 + Н2О       NH3∙H2O                    t0 Этот процесс идет без нагревания медленно, поэтому аммиачная  вода пахнет аммиаком. Д/З. – параграф 24 План урока по химии – 9 кл. Тема урока:  Соли аммония. Джабраилов Х.Д.          Урок «Соли аммония»  ­ это третий урок в теме «Подгруппа азота», изучается в 9 классе. Учебник: Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О.С.        Цели и задачи урока Образовательные: Сформировать у учащихся знания:      о солях сложного катиона – катиона аммония;      о качественной реакции на катион аммония;      о специфических свойствах солей аммония, обусловленных его строением;        Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся:       представления о солях;       навыков частично – поисковой деятельности;       представлений о качественных реакциях;       знаний об общих свойствах солей;       умения работать в должном темпе;       умения пользоваться справочными материалами. Воспитательные:       формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.    1. Ход урока: 1. Опрос:              у доски 1 учащийся:       а) Составить уравнение реакции каталитического окисления аммиака (окислительно­ восстановительные процессы)        б) Написать реакцию растворения аммиака в Н2О                    2 учащийся:        а) Составить уравнение реакции горения NH3 (окислительно­восстановительные  процессы).        б) Написать уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой.                    3 учащийся:        Объяснить механизм образования катиона аммония.                    4 учащийся:         Домашнее упражнение №5 (стр. 116)         3Cu+2O­2 + 2N­3H3 +1 = N2 0 + Cu0 + 3H2 +1O­2 ↓ ↑           в               о            2ē              3ē Устный опрос ­ какими физическими свойствами обладает аммиак? (газ, без цвета, с резким запахом;  хорошо растворим в воде; легче воздуха). ­ можно ли осушить аммиак, пропуская его через серную кислоту? (нет, т.к.  аммиак  взаимодействует с серной кислотой) ­ как освободить кислород от примесей аммиака? (пропустить через воду; аммиак  растворится, а кислород нет). ­ две банки заполнены газами: первая аммиаком, вторая – водородом. Как узнать в какой  банке находится аммиак?  (а) взвешиванием – банка с NH3 тяжелее; (б) при внесении горящей лучинки в банку с Н2  раздается хлопок; (в) при внесении влажной фенолфталеиновой бумажки в сосуд с NH3 она станет малиновой) ­ в двух пробирках находятся растворы NaOH и NH3∙ Н2О. Как их распознать? (в обе  пробирки добавить 1­2 к. фенолфталеина, растворы будут иметь малиновую окраску. Оба  раствора нагреть. Т.к. NH3∙ Н2О нестойкое вещество, оно разлагается и фенолфталеин  изменяет свою окраску на бесцветную). ­ как проверить герметичность сосуда, в котором находится аммиак? (влажная  фенолфталеиновая бумажка становится малиновой) 2. Изучение нового материала.  Сегодня мы с вами должны познакомиться с солями аммония. : в стаканах насыпаны кристаллические соли аммония: NH4С1; (NH4)2SO4; NH4NO3;  (NH4)2Сr2O7 и др.  Это твердые вещества, сходны с другими солями, но более всего с солями щелочных Ме.,  особенно калия из­за одинакового заряда и близких значений радиуса ионов: R(K+)  R(NH4  ≈ +) Посмотрим в таблицу растворимости. Она подтверждает, что все соли аммония, как и  щелочных металлов, растворимы в Н2О. Соли имеют ионную кристаллическую решетку. Вопрос: чем являются кристаллические вещества, которые имеют ионную  кристаллическую решетку и хорошо растворяются в воде? Ответ: они являются сильными электролитами, т.е. в растворе или в расплаве распадаются на ионы. Вопрос: Какие свойства будут характерны для веществ, если они электролиты? Ответ: Эти вещества будут вступать в реакции ионного обмена с другими электролитами,  а именно с кислотами, щелочами и другими солями. Подтвердим данные выводы с помощью лабораторных опытов. . для изучения растворимости прилить в пробирку с кристаллической солью 1­2 мл Н2О и  размешать содержимое пробирки, встряхивая её:        1 ряд: NH4С1        2 ряд: (NH4)2SO4           3 ряд: NH4NO3        Вопрос: сделайте вывод об общих физических свойствах солей аммония Ответ: соли аммония ­  тв. кристаллические вещества, белого цвета (если анионы не  окрашены), хорошо растворимы в Н2О; t0плав. высокая. В тетрадях и на доске записываются уравнения диссоциации солей. 1 ученик:  NH4С1         NH4 2 ученик: (NH4)2SO4         2NH4 3 ученик: NH4NO3            NH4 + + NO3 ­   + С1­   + + + SO4 2­   Вопрос: как можно проверить взаимодействуют ли соли аммония с Н2О, т.е. происходит ли гидролиз Ответ: Это можно определить с помощью индикаторов. В тетради и на доске записываются уравнения гидролиза солей. 1 ученик: NH4 2 ученик: 2NH4   + С1­  + Н+ОН­ +                                           кислая среда                                      + + SO4 2­ + 2Н+ОН­         2 NH3∙ Н2О + 2Н+ +SO4 NH3∙ Н2О  + Н+ + С1­   2­ 3 ученик: NH4 + + NO3 ­ + Н+ОН­ NH3∙ Н2О + Н   +   + NO3 ­                                            кислая среда   кислая среда . Испытать ранее полученные растворы солей индикаторами. Сделать вывод. Ответ: соли аммония подвергаются гидролизу. . Исследуйте, как относятся соли аммония к действию щелочей, на примере хлорида  аммония. Для этого готовую смесь тв. хлорида аммония  и гидроксида Са нагреть. К  отверстию пробирки поднести влажную фенолфталеиновую бумажку. Осторожно  исследуйте запах выделяющегося газа. Сделайте вывод об общем признаке реакции между  солями аммония и щелочами. Ответ:  в результате реакции выделяется аммиак. В тетради и на доске записывается уравнение реакции в молекулярном и ионом виде (если   это возможно).                                     t0 → 2NH4С1 + Са(ОН)2  тв.                тв. Ионные уравнения невозможны.  СаС1 2 + 2 NH3 ↑  + 2 Н 2О Эта реакция может служить качественной для обнаружения иона аммония NH4 реакцией можно пользоваться для решения экспериментальных задач и распознавания  минеральных удобрений.  . Т.е. этой  + Исследуйте, как относится хлорид аммония к действию других солей, т.е. проведите  реакцию  на хлорид ион. Сделайте вывод: Ответ: соли аммония взаимодействуют с другими солями, если в результате реакции  выпадает осадок. На доске и в тетради записывается уравнение в молекулярном  и ионом виде.  NH4С1 +  AgNO3  NH4 С1­ +  Ag+    Ag→ С1↓ + NH4NO3  Ag→ С1↓ + NH4  → AgС1↓   + С1­ +  Ag+ + NO3 + ­  + + NO3 ­ Взаимодействие солей аммония с кислотами рассмотрим на демонстрационном опыте. К твердому хлориду аммония прилить концентрированную H2SO4. Наблюдается выделение  газа – хлороводорода, который можно определить с помощью влажной лакмусовой  бумажки – она покраснеет.  На доске и в тетради записывается уравнение реакции. 2NH4С1 +  к. H2SO4  тв.  (NH→ 4)2SO4 +2НС1↑ Итак, мы рассмотрели общие свойства солей на примере солей аммония: ­ диссоциация ­ гидролиз ­ взаимодействие с                кислотами                солями                щелочами     Но у солей аммония есть и особые свойства, которые связаны с разрушением иона  аммония. К особым свойствам можно отнести реакцию взаимодействия солей аммония со  щелочами, т.к. в ней тоже происходит разрушение иона аммония.   В пробирке нагревается тв. NH4С1. со временем на дне пробирки кристаллы соли исчезают, а в верхней части пробирки появляется белый налет. При нагревании соль разлагается на  аммиак и хлороводород, а на холодных частях прибора NH3 и HС1 снова соединяются с  образованием той же соли. Соли аммония, образуемые летучими кислотами, возгоняются:               t0 NH4С1        NH3 + HС1 – процесс обратимый.             охлажд. Вопрос: будет ли наблюдаться появление белого налета на стенке пробирки при возгонке  сульфата аммония, карбоната аммония? Запишите уравнения реакций и сделайте вывод.                     t0 (NH4)2SO4  Ответ: реакция необратимая, т.к. H2SO4 нелетучая, белого налета не будет.     + ↑ H2SO4  2 → NH3 t0 (NH4)2СО3  Ответ: реакция необратимая, т.к. H2СО3 нестойкая и разлагается на СО2 налета не будет.  2→ NH3 + СО2  + Н↑ 2О  и Н↑ 2О, белого  3. Закрепление. В качестве закрепления  можно обсудить с учащимися задание, которое подготовит их к   последующим практическим занятиям. Задание: составить план распознавания солей хлорида Na; хлорида аммония; сульфата  аммония. Запишите уравнения химических реакций. Na+Cl­      ;                   NH4                                 +)2 SO4 ↑                                       Ag+                       OH­    Ag+                OH­     Ba2+     С1­        ;        (NH4 + ↑ ↑                               ↑ 2­    ↑ 1 ­ NH3↑ NH4С1 2 BaSO4↓ белый (NH4)2SO4 1. BaCl2 2. Ca(OH)2 3. AgNO3 3 ­ ­ AgCl↓ белый NaCl → ↓  BaSO       (NH4)2SO4 + BaCl2  4                                            белый 4↓                 SO4  BaSO                                                t0 2­ + Ba2+  → тв.NH4С1 +тв. Ca(OH)2   + 2 NH 4С1  → CaCl2 + NH3  + Н↑ 2О  → AgCl        NaCl + AgNO3                                      белый          Cl­ + Ag+   → AgCl↓  + ↓ NaNO3 1. Получение  а) взаимодействие аммиака с кислотами       солей       аммония    .  «Дымящие угли» В два стакана наливают к. HС1 и к. NH4OH. Угольки на ниточках опускаются на некоторое время в стаканы (угольки не должны касаться растворов). Угольки адсорбируют пары NH3  и HС1. Затем угольки вынуть из стаканов и привести в соприкосновение, образуется белый  дым. NH3 + HС1   → NH4С1 б) нейтрализация гидроксида аммония кислотами В демонстрационную пробирку наливается раствор аммиака, добавляется фенолфталеин,  который изменяют окраску на малиновую. Затем по каплям добавляется кислота. Полную нейтрализацию определяют по  обесцвечиванию фенолфталеина.  (→ NH4)2SO4 + 2Н2О 2 NH3∙ Н2О + H2SO4      ф­ф. ↓        малин.                               обесцвечивание  2Н→ 2О                2 ОН ­ +2Н+  Вопрос: с веществами, какого известного вам класса аммиак должен взаимодействовать  так же, как он взаимодействует с Н2О, т.е. с образованием иона аммония? Ответ: с веществами, в молекулах которых содержится слабосвязанные протоны, т.е. с  кислотами. Две бумажки, смоченные одна аммиачной водой, а другая концентрированной соляной  кислотой, сближают. Между ними появляется обильный белый дым – это взвешенные в  воздухе мельчайшие твердые частички; значит продукт реакции – твердое вещество. Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют, что продуктом реакции является  хлорид аммония.  .. NH3 + НС1   → NH4С1 г)   Применение аммиака и солей аммония. Этот вопрос учащиеся рассматривают самостоятельно, используя рисунок 31 на стр. 115. 3. Закрепление Написать реакции взаимодействия NH3 с кислотами. Какие соли и при каких условиях  могут образоваться? Дайте названия солям. I вариант: с H3PO4 II вариант: с H2SO4 III вариант: с HNO3 Ответы:  I   вариант: NH3 + H3PO4 = (NH4)3PO4         фосфат аммония (средняя соль) избыток          NH3 + H3PO4 = (NH4)2HPO4       гидрофосфат аммония (кислая соль) недост. NH3 + H3PO4 = (NH4)H2PO4       дигидрофосфат аммония (кислая соль)            недост. II    вариант  : NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4                сульфат аммония (средняя соль) избыток NH3 + H2SO4 = (NH4)HSO4          гидросульфат аммония (кислая соль) недост. III    вариант: NH3 + HNO3 = NH4NO3                        нитрат аммония (средняя соль) 4. Домашнее задание: § 25; № 1­6 (стр. 115­116) , №5 для I и II вариантов.

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока " Азот"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2019