Тема: Правовая охрана программ и данных. Авторское право
Класс: 8
Цели урока:
• Помочь учащимся получить представление об авторском праве, законах, регулирующих авторское право; познакомить с этическими и правовыми нормами информационной деятельности человека
• Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; формировать компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, потребителя);
• Развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; развить необходимость соблюдения авторских прав в Интернете; развивать навыки сотрудничества и делового общения в коллективе, обсуждения дискуссионных вопросов
Задачи урока:
• Знакомство с понятием «авторское право», обсуждение необходимости защиты авторского права в Интернете;
• самопроверка учащихся: насколько они соблюдают авторские права в Интернете?
• применение теоретических знаний в решении практических задач;
• развитие навыков работы в группе, коммуникативных навыков;
• поддержание интереса к предмету.
Тема: Правовая охрана программ и данных. Авторское право
Класс: 8А
Дата: 15.12.16 г.
Цели урока:
Помочь учащимся получить представление об авторском праве, законах, регулирующих
авторское право; познакомить с этическими и правовыми нормами информационной
деятельности человека
Воспитание информационной культуры учащихся,
аккуратности,
дисциплинированности, усидчивости; формировать компетентности в сфере гражданско
общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, потребителя);
внимательности,
Развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; развить
необходимость соблюдения авторских прав в Интернете; развивать навыки сотрудничества и
делового общения в коллективе, обсуждения дискуссионных вопросов
Задачи урока:
Знакомство с понятием «авторское право», обсуждение необходимости защиты авторского
права в Интернете;
самопроверка учащихся: насколько они соблюдают авторские права в Интернете?
применение теоретических знаний в решении практических задач;
развитие навыков работы в группе, коммуникативных навыков;
поддержание интереса к предмету.
Оборудование:
Доска, компьютер, компьютерная презентация.
План урока:
1. Орг. момент. (1 мин)
2. Актуализация и проверка знаний. (4 мин)
3. Тест. (5 мин)
4. Практическая часть. (15 мин)
5. Д/з (2 мин)
6. Итог урока. (2 мин)
1.
Ребята, что это за символ ©? (знак охраны авторского права)
Ктонибудь знает как он называется? (копирайт)
А как правообладатель оповещает о принадлежащем ему праве на произведение, используя
данный символ?
(на каждом экземпляре произведения указывается:
символ копирайт ©,
далее имя или наименование правообладателя
и затем года первого опубликования произведения)
пример: © Корпорация Microsoft, 19931997.
Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать? (Правовая охрана программ и данных.
Авторское право) Запишите, пожалуйста, тему урока в ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ.
Как вы понимаете термин «авторское право»?
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ: авторское право – это право, позволяющее регулировать правоотношения,
связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства)
Запишите себе определение «авторского права»
Нарушителями авторских прав формально (не задумываясь) являются сами пользователи.
Большая доля из них – школьники. Нередки случаи, когда пользователи подвергаются
административным наказаниям и даже лишению свободы за деятельность в Интернете,
связанную с нелегальным распространением контента. Школьники становятся жертвами
подобных событий чаще всего по незнанию. Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке об авторском праве? (законы,
регулирующие авторское право)
А у нас в России законы об авторских правах есть? (да)
Верно, и вот как раз с важными из них мы и познакомимся. Правовая охрана программ для ЭВМ
и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ «О
правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который
вступил в силу в 1992 году.
2.
Ребята, я предлагаю вам пройти тест и проверить, являетесь ли вы «пиратами» в Интернете.
Учащимся, участникам и члена жюри раздаются тесты. (1 мин.)
За каждый ответ «я согласен(да)» 1 балл, за все остальное – 0 баллов3.
4. Упражнение «Копирайт» и юр. консультация «Консультантэкспресс»
«Копирайт»
Данное упражнение мы будем выполнять по группам. 1 ряд – 1гр, 2 ряд – 2 гр, 3 ряд – 3гр.
Каждая группа получит карточку, в которой описана конкретная ситуация. Нужно выявить
происходит ли в этой ситуации нарушение авторских прав или нет. От каждой группы
выдвигается ученик, который будет доказывать нарушены авторские права здесь или нет. У
вас будет справочный материал, из которого вы сможете выбрать статью, которая подходит к
вашей ситуации, чтобы подкрепить свое докаво законом. На подготовку – 5 мин. См.
Приложение 1
юр. консультация «Консультантэкспресс»
А параллельно с этим, 2 ученика садятся за ноутбуки и выступают в роли сотрудников
юридической консультации по вопросам охраны информации «Консультантэкспресс». Им
предстоит ответить на обращения пользователей сети по вопросам «Авторского права».
Данные обращения находятся на моем сайте в разделе «Вопрос/ответ». (справочный материал
предоставляется и консультантам юр. консультации). Вы работаете – 15 мин.
Учитель называет 2 учеников, предлагает им присесть за ноутбуки и раздает карточки и
справочный материал по двум упражнениям.
Перед защитой ответов по упр. «Копирайт» физкультминутка для глаз. (1 мин)
Давайте послушаем доказательство каждой группы.
Ученики параллельно записывают статьи в информационный лист.
На обсуждение 5 мин – 3 группы = 15 мин.Резерв:
5.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: указано у каждого из вас на Информационном листе.
6.
ОЗВУЧИВАНИЕ ОЦЕНОК:
Представитель 1 группы –
Представитель 2 группы –
Представитель 3 группы –
Сотрудников «Консультантэкспресс» я проверю, когда прочту их ответы, которые они мне на почту.
Урок окончен. Всем спасибо! До свидания!Приложение 1