Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".
Оценка 4.8

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
история
5 кл
10.02.2017
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".
способствовать подведению учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью; - содействовать ознакомлению с жизнью в Спарте, подчинённой военным законам, раскрытию причин такого общественно-политического устройства; -создать условия для формирования представления о древних законах Спарты, умения сопоставлять их с порядками в Афинах; - способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей; - продолжить формировать умение работать с исторической картой и историческими источниками; - воспитывать уважение к истории других стран
17.doc
«Древняя Спарта» Класс – 5 класс Педагогические цели и задачи урока    :  ­способствовать подведению учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью; ­   содействовать   ознакомлению   с   жизнью   в   Спарте,   подчинённой   военным   законам, раскрытию причин такого общественно­политического устройства; ­создать условия для формирования представления о древних законах Спарты, умения сопоставлять их с порядками в Афинах; ­ способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей; ­ продолжить формировать умение работать с исторической картой и историческими источниками; ­ воспитывать уважение к истории других стран Тип и вид урока:  Урок открытия новых знаний/ Урок­путешествие Планируемые результаты: Личностные   результаты:  осмысление   социально­нравственного   опыта предшествующих   поколений;   способность   к   определению   своей   позиции   и ответственному поведению в современном обществе Предметные результаты: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики политического   устройства   Спарты;   давать   характеристику   войска,   спартанского воспитания Метапредметные   результаты:  готовность   к   сотрудничеству   с   соучениками,   к коллективной   работе,   определять   собственное   отношение   к   явлениям   современной жизни,   формулировать   свою   точку   зрения,   слушать   и   слышать   друг   друга,   умение соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   самостоятельно обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему,   анализировать,   сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Основное содержание темы, понятия и термины:  Местоположение   и   природные   условия   Спарты,   история   её   заселения.   Спарта: основные   группы   населения,   политическое   устройство.   Образ   жизни   спартанцев. Спартанское   воспитание.   Организация   военного   дела.   Лаконичная   речь.   Спартанцы, илоты, Совет старейшин, Народное собрание, цари, государство  Мультимедийная презентация;  Проектор  видеофрагмента «Воспитание мальчиков в Спарте» Ход урока I.  Организационный момент.  Добрый день дорогие ребята. Выглядите   вы сегодня отлично,   так   же   думаю,   и   будете   сегодня   работать.   Присаживайтесь   поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке? Учитель: Актуализация опорных знаний обучающихся На улице не очень ясно, А на душе так все прекрасно. Часто дела все заслоняют Душевный градус понижают Но стоит мне увидеть Вас Неординарный, умный класс­ И хочется мне сразу улыбаться А значит и историей заняться  II. Актуализация знаний по теме « Зарождение демократии в Афинах»                    Кроссворд «Земледельцы Аттики теряют свободу» По горизонтали: 1. Главный город Аттики.  2. Финикийцы его изобрели, а греки усовершенствовали.  3. Главная проблема земледельцев Аттики.  4. Этот напиток греки разбавляли водой.  5. За все преступления этот правитель установил одно наказание – смерть.  По вертикали: 1. Вечнозеленое дерево с маслянистыми плодами.  2. Оно грозило бедняку, который не мог вернуть долг.  3. Город­государство в Древней Греции.  4. Ей принадлежали лучшие земли в Аттике.  5. Важнейший продукт, которого не хватало растущему населению Аттики.  6. Простой народ в Древней Греции.  7. Этот орган власти ежегодно избирал архонтов.  Ответы: По горизонтали: 1. Афины; 2. Алфавит; 3. Малоземелье; 4. Вино; 5. Дракон. По вертикали: 1. Олива; 2. Рабство; 3. Полис; 4. Знать; 5. Хлеб; 6. Демос; 7. Ареопаг. Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в  Афинах стала устанавливаться демократия?» Для этого вспомни: Карточка № 1 1. Кем был Солон? 2. Как он поступил с должниками? 3. Как изменились права демоса? 4. Что такое Народное собрание? 5. Что обозначает понятие «Демократия»? Сделай вывод. Напишите, что означают эти слова: Карточка № 2 1. Демос ­   ___________________ 2. Демократия ­ _______________ 3. Реформы ­ _________________ 4. Граждане ­ _________________ Учитель: Мы познакомились с реформами Солона, которые он проводил в Афинском  государстве. Греция была небольшой страной, но полисов там было много. Наиболее  значительными среди них были Афины.                                                                                  Учитель: На берегу Эгейского моря, недалеко от Северной Греции ученые археологи  при раскопках нашли старинный манускрипт. Он был залит кровью, пожелтел от  времени, и в руках ученых распался на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым  собрать манускрипт (см.Приложение: рисунок “Гладиаторские бои”).                         – Кто желает восстановить его у доски? А вы попытайтесь собрать в парах.                      – Все справились с заданием, хорошо!                                                                                      – Кто знает, что изображено?(Спартанцы) III. Знакомство с новым материалом. Тема нашего урока:  “Восстание Спартака” Целеполагание: Как вы думаете, что мы должны узнать о Спарте? Обратите внимание,   работать (словарь урока, задания для закрепления…) Работать мы будем по следующему плану:   по которому в течение урока мы будем    перед вами рабочий лист, —1.Географическое положение Спартанского государства.                                      2.Спартанская армия.                                                                                                3.Воспитание спартанцев.                                                                                Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из известнейших  полисов Древней Греции – Спарте: его возникновении и расцвете, особенностях  управления, о воспитании юных спартанцев. А вот  где находится Спарта? Для это давайте ребята, решить кругограмму в парах. (Тоже на территории южной  части Балканского полуострова, в местечке Лакония). Рассказ учителя  «Спарта была вторым значительным полисом Греции. Она  находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой  плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот.  Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена  труднопроходимыми горами. Имелись запасы железной руды. О возникновении Спарты в литературе есть две версии: 1 – город существовал при ахейцах, был разрушен и заново отстроен дорийцами, 2 – дорийцы основали новый город, объединив ряд небольших поселений». Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург. Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа? Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со   спартанцев   клятву   не   менять   законов   до   своего   возвращения.   В   Дельфах   он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными. Самостоятельная работа с текстом учебника: прочитать пар 27стр.151­152 учебника, 1.Заполнение сравнительной таблицы «Спартанцы­илоты» спартанцы илоты № Вопросы для сравнения 1 Что имели? 2 Чем занимались? 3 Каким было их  положение в государстве? Записать в тетрадь В ходе объяснения особо выделить понятия “Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради: Спарта – это государство спартиатов; илоты – рабы­земледельцы в Спарте. загадки: Они жили, не тужили  В Греции любимой.  Но пришли спартанцы – вмиг  Их они разбили.  В рабов превратили.  И могли убить иль высечь  Просто без причины. (Илоты) 2. Устройство Спартанского государства.  Схема: “Устройство Спартанского государства”. Следует разъяснить, что высшим  органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и  принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из  мужчин­спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть  архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали  войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят  бесправные илоты­рабы. Работа со схемой Управление в Спарте                      Два царя    командовали войском                    (по наследству) Герусия    Совет старейшин                           решал важнейшие дела, Геронты   (пожизненно,                                  обладал бесконтрольной                    не моложе 60 лет)                        властью                   Народное собрание               (мужчины­спартанцы) Выбирало эфоров                    вопросы войны и мира (следили за деятельностью должностных лиц) Для закрепления – загадка: Здесь правит бал Совет,  Который властью самой большей обладает.  Уж очень краток здесь ответ  Людей, что на захват земли чужой  Совет тот побуждает.  Всех здесь юнцов в лет семь  От матери с отцом насильно отбирают.  Те ж, повзрослев, работать  На себя илотов заставляют. (Спарта)                                                                                      СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА – опережающее задание по желанию учащихся.                            За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной властью. В Совет входили самые достойные граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно. Взамен умершего выбирали нового старейшину. Выборы происходили в Народном Собрании, состоявшем из мужчин­спартанцев. Все добивавшиеся   чести   стать   старейшинами   один   за   другим   молча   проходили   перед собранием. Судьями были несколько спартанцев, которые за стенами должны были определить, за кого громче кричали. Им было слышно, но ничего не видно. Способ голосования   другие   греки   называли   детским  Почему?   (Как   ответят   ученики?) Собрание также решало вопросы об объявлении войны, заключении мира. Выступали только старейшины. Остальные голосовали криком «за» и «против Физминутка   Учитель организует проведение физкультминутки Давайте  мы свами  проведем  физкультминутку,  для  этого  прошу всех   встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, пурпур,   Солон,  Пирамида,   Одиссей,  каста,  Хамураппи,  Геродот,   Афродита, шахматы, демократия, алфовит, шадуф, Гера.Молодцы!!!!! Присаживайтесь. 3.Спарта –военный лагерь. Воспитание спартанцев. Учитель: Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие­ военное дело. Занятия торговлей,  ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не  было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не  камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с  песнями под звуки флейт.В других городах было много красивых украшений, богато  убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы  ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей  крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к  вкусной пище. Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов.  Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей  бросали в пропасть.                                                                                                           Фрагмент фильма. ВОПРОС: ЧЕГО ДОБИВАЛИСЬ ОТ МАЛЬЧИКОВ СТОЛЬ СУРОВЫМ ВОСПИТАНИЕМ? КАК ВЫ МОЖЕТЕ ОБЪЯСНИТЬ ОБЫЧАЙ ПОКАЗЫВАТЬ СТАРЕЙШИНАМ  НОВОРОЖДЁННЫХ МАЛЬЧИКОВ? Как   воспитывали   подрастающее   поколение   в   Спарте?   Что   вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?  Отрывок 1 (для первых двух групп учащихся): “Ликург   (спартанский   законодатель)   не   разрешал,   чтобы   дети   спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать   сына   по   своему   усмотрению.   Он   отобрал   всех   детей,   которым исполнилось семь лет, объединил  их в агелы (отряды) и воспитывал  их сообща, приучал   к   совместным   играм   и   учебе.   Во   главе   агелы   он   ставил   того,   кто   был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы   воспитывать   в   детях   повиновение.   Старики   наблюдали   за   их   играми   и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах”. Назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните  почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего  спартанца? Отрывок 2: Славная доля – в передних рядах с супостатом сражаясь,  В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять!  Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по свету,  Город покинув родной, тучные бросив поля,  Да побираться с отцом престарелым да матерью милой,  Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой. № 1. В  Спарте  народу  не  больше,  чем  в  трёх­четырёх  деревнях.  Вокруг  Спарты  было  много   чем деревень, спартанцев.                                                                                                                                   Спартанцы, даже самые знатные, ходили в простой одежде. У них не было дорогих тканей. Золотые и серебряные монеты  были   изъяты  из  обращения,  расплачивались  громоздкими  железными  прутьями.  Ремеслом занимались периэки (в переводе «живущие вокруг»), свободные неспартанцы, жившие в пограничных районах. Ремесленники производили предметы первой необходимости и оружие.   Илотов   было   раз   в   десять   больше,   где   проживали   илоты. ВОПРОСЫ: 1. Какие группы людей проживали в Спартанском государстве? 2.Кто в Спарте занимался ремеслом? 3.Если бы в Спарте разрешили производить предметы роскоши, то ремесленники бы всё равно покинули пределы Спарты. Почему? № 2. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих   воинов,   так   как   основой   войска   была   пехота,   не   знавшая,   что   такое   усталость   и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов. ВОПРОСЫ: 1. Что можно было увидеть в Спарте? 2. Чем он отличался от других городов? № 3.Строго соблюдая за тем, чтобы роскошь не затронула спартанцев: питались вскладчину, и позором считался отказ от какой­либо пищи за общим столом. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали. ВОПРОСЫ: 1. Нужны ли были в Спарте искусные повара? 2. Почему было такое отношение к питанию? № 4. Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин,   тех,   которые   могли   дать   отпор.   Для   юных   спартанцев   это   была   игра.   Как   волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!» ВОПРОСЫ: 1. За что убивали ни в чём не повинных людей­илотов, которые работали на них? 2. Всех подряд? Зачем? Приложение 2. Вариант №1. Вопросы: 1. Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? 2. Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему? «Лигург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отбирал всех детей, которым исполнилось 7 лет, объединял их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учёбе. Во главе отряда он ставил того, кто бал сообразительнее и храбрее в драках. Дете во всём брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что всё обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки мужества и храбрости заключены в каждом, храбр ли мальчик, упорен ли в драках. Грамоте они учили только в пределах необходимости. Всё же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах.» Документ №2.Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами. Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню. IV. Закрепление. А сейчас в форме игры “Да – нет”, закрепим полученные знания. Инструктаж 1. Город Спарта был основан в Атике        (нет)                                                            Органы управления в Спарте: совет старейшин  (да)                                              2.  Как в Спарте назывались рабы принадлежащие Спартанскому государству?   3. триеры (нет) 4. В Совет старейшин входили граждане не моложе  40 лет(нет) 5. В афинском государстве правителей называли: царями (архагетами) (да) V. Домашнее задание.                                                                                               VI. Подведем итог урока.                                                                                         VII. Рефлексия. – Что вы узнали нового?  – Чем больше я читаю, тем больше я познаю! А сейчас я попрошу всех поставить руки на локти, “открыв” мне ладони. Я буду  произносить  поочередно несколько предложений. Если вы согласны полностью с  предложением, то ладони открыты, если совсем не согласны – два кулачка.  Всем  понятно?  Итак,                                                                                                                           мне понравилось работать на уроке в группе;                                                                          Вам понятна тема урока;                                                                                                            Вы разобрался с новыми понятиями;                                                                                        Вы сможете  объяснить другим новою тему;                                                                           мне было интересно на уроке.                                                                                                    Мы достигли целей урока? Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам, За то, что упорно и дружно трудились, Знания Ваши нам так пригодились!                                                                                      Спасибо, ребята за урок  .                                                                                                          Я предлагаю оценить вам наш урок, как мы с вами поработали:   если на уроке вам было интересно, вы узнали много нового и активно работали,  выберите красную карточку; если вам было не совсем интересно, вы многого не поняли выберите зеленую  карточку. На доске два листа формата А4, дети приклеивают карточку выбранного цвета, после  чего делается вывод по содержанию урока. Спасибо за урок, до свидания.  Д.з пар 27 Вопросы на стр 155 На выбор  Творческое  ­ составить письменный рассказ от имени жителя Спарты о том, как  прошел его день.  Рисунок спартанского война.

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Спарта".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017