Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс
Оценка 4.6

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
18.10.2017
Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс
Данное учебное занятие относится к курсу «Всеобщая история» («История Древнего мира»), оно должно способствовать формированию ценностных ориентаций учащихся в ходе освоения ими знаний о возникновении древнего Рима (легенды и данные археологических раскопок) и о первом (царском) периоде в истории цивилизации.
урок.docx
Методическая разработка урока истории в соответствии с требованиями ФГОС Тема учебного занятия: Древнейший Рим. Данное учебное занятие проводится в 5 классе основной школы. Учебное занятие относится к курсу «Всеобщая история» («История Древнего мира»),   занятие   должно   способствовать  формированию   ценностных ориентаций   учащихся   в   ходе   освоения   ими   знаний   о   возникновении   Рима (легенды и данные археологических раскопок) и о первом (царском) периоде в истории цивилизации. Учебное занятие входит в раздел  IV  «Древний Рим», главу 11 «Рим: от его возникновения   до   установления   господства   над   Италией».  Учебник:   А.   А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс­М.: Просвещение, 2015. Тема учебного занятия: Древнейший Рим. Форма учебного занятия: урок открытия нового знания. Цель урока: сформировать   представление   об   истории   возникновения   и   развития Древнего Рима. Задачи урока: ­   на   основе   работы   с   текстом   учебника,   с   исторической   картой   и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим; ­   на   основе   анализа   полученной   из   различных   источников   информации научиться формулировать и решать познавательные задачи; ­   развивать   коммуникативные   способности   при   работе   в   парах, формировать   навыки   оценивания   собственной   деятельности   и деятельности коллектива. Планируемые результаты: 1. Предметные: ­ воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы; ­   извлекая   необходимую   информацию,   рассказывать   об   условиях   жизни, занятиях жителей Древнего Рима; ­ показывать на карте географические объекты. 2. Метапредметные: Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;  выстраивать алгоритм действий. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе  индивидуальной и парной работы. 3. Личностные: формирование   устойчивой   мотивации   к   обучению;   осмысление   фактов   об истории становления древнего Рима. Основное содержание темы, понятия и термины:   Возникновение Древнего Рима;   легенды об основании города;   данные археологических раскопок;   управление в древнем Риме;   весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат, Народное собрание. Образовательные ресурсы:    Вигасин А. А.,  Годер Г. И., Свеницкая И. С.  Всеобщая история.  История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2015.   Карта «Древнейший Рим».   Годер Г. И.  Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая  тетрадь. 5 класс. В 2 частях – М.: Просвещение, 2015.  Таблица «Природные условия Древней Греции и Древнего Рима», схма  «Функции народного собрания»  Компьютер, мультимедиа­проектор, экран. Навигационная карта урока Деятельность учащихся Характеристика основных видов деятельности Приветствуют  учителя.  Организуют своё  рабочее место. Слушают  учителя Высказывают  предположения формулируют и  записывают тему  урока  («Древнейший  Рим») Формируемые УУД Быстрое включение в  деловой ритм Познавательные:  умеют осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание в  устной форме;  овладевают умением  подводить под понятия,  выводить следствия;  устанавливают  причинно­следственные  связи; строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: III. Поста­ Фронтальная - Предположите, какова будет цель  Формулируют  Формы, методы, методические приёмы Фронтальная . Словесный. Слово  учителя. Фронтальная . Словесный. Беседа. Этапы урока I.  Организа­ ционный  момент 1 мин II.  Актуали­ зация  знаний 2 мин Деятельность учителя Приветствует учащихся. Проверяет  готовность к уроку.   А  Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили   большое   путешествие   по древней   Греции. сегодня   мы приступим к изучению нового раздела в истории   Древнего мира.  Обратите   внимание:   ­   Почему   дату урока я записала римскими цифрами? ­   Древний   Рим   это   название   целого большого   раздела,   который   мы   будем изучать до конца 4 четверти, а сегодня наш первый урок («Древнейший Рим») Говорит ли вам о чём­то это название? (Рим – столица Италии) Это   название   города,   а   в   прошлом   и название целого государства. новка  учебной  задачи. 3 мин . Словесный. Сообщение учителя   нашего урока? Т. о.   мы   должны   решить проблему:   Что   в   истории   города Рима   выделяет   его   среди   других главных городов разных стран? ­ С чего мы обычно начинаем изучение  нового государства? ­ Это будет нашей первой задачей  урока. Какие ещё задачи мы должны  перед собой поставить? ­Т.О. план нашего урока: 1. географическое положение и  природные условия древней Италии; 2. легенда об основании города 3. город на семи холмах и его  обитатели 4. управление в древнем Риме. IV.  Усвоение  новых  Фронтальная . Словесный. Я нацеливаю вас на активную работу, в  конце урока будем подсчитывать  количество правильных ответов и  цель (получить  представление  как возник и  развивался  древний Рим,  каковы его  особенности) и  учебные задачи: ­ определить  географическое  положение и  природные  условия; ­ узнать как  возник древний  Рим ­определить  первых  правителей  древнего Рима; ­ как было  устроено  управление в  древнем Риме. Слушают  учителя принимают цель и  учебные задачи,  сформулированные  вместе с учителем;  планируют учебные  действия Регулятивные: принимают учебную  задачу. знаний 1.Географи ческое  положение  и  природные  условия  древней  Италии 5 мин Фронтальная , парная. Словесный,  наглядный,  проблемный Работа с  текстом,  картой. Беседа. оценим свою работу на уроке. ­Давайте определим географическое  положение Рима и Италии ­Как вы думаете, что необходимо  сделать, чтобы определить  особенности природных условий  древней Италии? ­Я предлагаю сравнить природные  условия древней Греции и древней  Италии. Результаты занести в таблицу  (рабочий лист №1), приложение 1. ­ Скажите, где были более  благоприятные условия для жизни? 2. Легенда  об  основаннии Рима 8 мин Индивидуал ьная  Словесный. Беседа. Как вы думаете, почему на слайде  изображена волчица? ­прочитать  п. 1 § 44(стр. 214­216), по  ходу чтения выписать в тетрадь  новые понятия  Задание (репродуктивного типа) Работают с  картами и  определяют  географическое  положение Высказывают  предположения  (сравнить с  другими  городами). Сравнивают    природные   условия Греции  и  Италии,  заполняют  таблицу ­Отвечают на  вопросы (на  Апеннинском  полуострове) Высказывают  предположения Читают и  выписывают Отвечают на  Познавательные: используют знаково­ символические средства  для решения учебной  задачи; воспроизводят по памяти информацию;  структурируют знания;  самостоятельно создают  способы решения  проблем творческого и  поискового характера Коммуникативные: владеют монологической и диалогической  формами речи в  соответствии с нормами  родного языка Регулятивные: в сотрудничестве с  учителем, классом  находят решение  учебной задачи. Познавательные: 3. Город на семи  холмах и  его  обитатели 7 мин Индивидуал ьная. Практиче­ ский,  словесный.  1. Почему же на слайде изображена  волчица? 2. Определите, какую роль  сыграли латины в образовании  Римского государства. 3. Докажите,  что возникновение Рима связано с  богиней Вестой. 4. Почему Ромул, а не  Рем основал Рим и стал его первым  царём? 5. Назовите символы царской  власти в Риме и их значение. 6.  Прокомментируйте имена собственные  и понятия: Нумитор, Амулий,   Палатин, весталка, ликтор  ­А как ещё мы можем узнать об  истории возникновения города? Ведь  легенда это – вымысел, предположение  Показ слайдов презентации и рассказ  учителя ­Посчитайте сколько лет исполнится  Риму в этом году (2017+753=2770 лет)  21 апреля ­Как вы  думаете,  как  влияло   географическое  положение и  природные условия Италии  на  занятия ее  жителей? вопросы осуществляют анализ;  строят логическую цепь  рассуждений,  воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: слушают и понимают  речь других. Слушают  учителя,  отвечают на  вопросы (по  данным  археологических  раскопок) Решают задачу Отвечают на  вопросы Коммуникативные: владеют монологической и диалогической  формами речи в  соответствии с нормами  родного языка Познавательные: осуществляют поиск и  выделение необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использованием учебной  литературы;  структурируют знания. ­Перечислите основные занятия  жителей древнего Рима Физкультм инутка 2 мин 4. Какое  управление было в  древнем  Риме 6 мин Парная  Работа с  текстом,  составление  схемы. Правильно­ три  раза хлопают, нет – три раза  топают Читают и  составляют  схему Отвечают на  вопросы ­ Амулий – брат Нумитора? ­ Веста – богиня плодородия? ­Ромул – основатель Рима? ­Латины жили на Аппениннском п­ове? ­ Рим основан на 5 холмах? ­ царя сопровождали 12 ликторов? ­ Прочитать  п. 3  § 44(стр. 218),  составить схему: «Управление в  древнейшем Риме» 1. Назовите две основные группы  населения Рима. Каковы были  отношения между ними? 2.  Назовите функции Народного  собрания, сената и царя.3.  Поясните, в связи с чем римляне приняли  решение править без царей. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической  формами речи в  соответствии с нормами  родного языка Познавательные: осуществляют поиск и  выделение необходимой  информации для  выполнения учебных заданий с  использованием учебной  литературы;  структурируют знания. Познавательные:  умеют осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание в  устной форме. V.  Закреплен ие новых  знаний 5 мин Индивидуал ьная Словесный. Беседа. 1. Древнейший Рим возник   в 753 году до н.э. (да). Выполняют  задания.  2. Основными занятиями населения  были ремесло и торговля  (нет). 12 правильных  ответов –    Потомки   знатных   жителей 3. древнейшего   Рима   называли   себя плебеями (нет). отметка «5» 5 ответов  ­ «4» 4. Ромул первый царь Рима (да). 5. Переселенцев из других поселений,  называли патрициями (нет) 4 ответа – «3» 3 ответа – «2» Задание «Найди ошибки в тексте и исправь   их»  Город   Рим   возник   на берегу   реки   Тигр   в   Италии.   Италия располагалась   Балканском полуострове.   Несмотря   на   холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране   развивалось   хлебопашество. Вдоль   Апеннинского   полуострова на тянулись высокие горы Альпы. Объясните, что в истории города  Рима выделяет его среди других  главных городов разных стран. Доказывают свою точку зрения. VI. Итог  урока.  Рефлекси я. 5 мин Фронтальная . Словесный. Беседа. ­Выполнили   ли   вы,   поставленную   в начале урока цель и учебные задачи?  ­ Оцените свою работу на уроке. Теперь я знаю о ___________ Учитель оценивает работу учащихся  на уроке. Отвечают на  вопросы. Дают самооценку своей работы на  уроке. VII.  Информа ция о  домашнем задании. 1 мин Фронтальная . Словесный. Сообщение  учителя Комментирует задание. Учебник § 44. Задания № 48 (1­7), 53,  54 в рабочей тетради. Воспринимают  задание,  уточняют Познавательные:  формулируют выводы. Личностные:  осуществляют  самооценку на основе  критериев успешности  учебной деятельности;  Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя. Регулятивные: принимают учебную  задачу. Вопросы для сравнения Приложение 1. Греция Италия Местоположение  На Балканском полуострове На Апеннинском полуострове Климат  Реки  Горы  Рельеф  жаркий Теплый, мягкий Нет больших полноводных рек Есть полноводные реки (Тибр) Крутые, обрывистые, делят Грецию на  изолированные области Вдоль всего полуострова ­ невысокие горы Горный, мало равнинных мест Долины, равнины, холмистые равнины Занятия жителей Выращивали виноград и оливки, ремесло,  выращивали коз и овец, занимались ремеслом. виноградарством,  садоводством и  выращиванием зерновых культур (пшеница,  рожь), разводили рогатый скот, свиней, коней,  ослов Приложение 2. История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова Ранний Рим  1. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА ДРЕВНЕЙ ИТАЛИИ Италия расположена на Апеннинском полуострове.  С севера к нему примыкает широкая долина р. По, огражденная со  стороны материка дугой Альп. Вдоль полуострова тянется невысокая горная цепь Апеннин.  Апеннинский полуостров  омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским и Лигурийским морями, которые являются частями Средиземного  моря. В первой половине I тысячелетия до н. э. климат Италии был тёплый, мягкий. Ненастье было редкостью, небо почти  всегда было голубым и ясным, а море тёплым оо Древняя Италия располагала б льшим количеством плодородных земель, чем Греция.  Многие плодородные земли были заболочены, но с созданием системы сточных каналов становились пригодными для хозяйственного освоения. Рельеф довольно разнообразен: долины, равнины, холмистые равнины. Горные области подходили для развития скотоводства. В Италии много рек; теперь большинство из них мелеет летом, но в древности они были полноводными благодаря лесам, позднее вырубленным. Полезными ископаемыми древняя Италия не могла похвалиться. Здесь добывали мрамор и другие породы строительного камня, а также глину для гончарного производства. В устье Тибра находились залежи поваренной соли. Металлические руды отмечены лишь в Этрурии, где добывали в основном медь и железо. Богатыми запасами железной руды обладал о­в Ильва (Эльба), расположенный у побережья Этрурии.  Приложение 3. Задание «Найди ошибки в тексте и исправь их»  Город   Рим   возник   на   берегу   реки   Тигр   в   Италии.   Италия   располагалась   на   Балканском   полуострове.   Несмотря   на   холодный   климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы. Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии ­ теплый климат,  много  пастбищ   и   земель,   в   стране   развивалось   хлебопашество.   Вдоль   Апеннинского   полуострова   тянулись  невысокие  горы Апеннины.

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс

Конспект урока по истории "Древнейший Рим" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2017