Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
6 кл
23.08.2018
Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)
Тип урока – комбинированный. Цель урока - рассмотреть междоусобные войны московских князей и охарактеризовать взаимоотношения русских земель с соседями - с Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским в конце XIV- середине XV вв. Разобрать вопрос о формировании русской, белорусской и украинской народностей. Урок направлен на достижение следующих результатов: - предметные: смогут охарактеризовать внутреннюю политику Василия I, обосновать итоги междоусобной войны второй четверти XIV в.; раскрыть причины распада Золотой Орды и характер взаимоотношений Литвы и Польши с Тевтонским орденом, взаимоотношения Московского княжества с Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. - метапредметные: смогут высказывать версии, к каким последствиям привела Московская усобица. Смогут определить причины победы Василия II Темного и представить их в виде тезисов; -личностные: будет сформирован историко-географический образ Московского княжества в конце XIV- середине XV века Оборудование: 1.Карты «Русь в XIV – первой половине XV века», «Золотая Орда», «Великое княжество Литовское»; 2.Компьютер, проектор, презентация. 3. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь, атлас.Конспект урока
Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского..docx
Материал подготовила: Чеглова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания   МБОУ  «Городищенская СОШ №1 Городищенского района   Волгоградской области». Предмет – История Базовый учебник – А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до  конца XVI века». Тема урока – Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского. Тип урока – комбинированный. Цель урока ­  рассмотреть  междоусобные войны московских князей и охарактеризовать  взаимоотношения русских земель с соседями ­ с Золотой Ордой и Великим княжеством  Литовским в конце  XIV­ середине XV вв. Разобрать вопрос о формировании русской,  белорусской и украинской народностей.  Урок направлен на достижение следующих результатов: ­ предметные: смогут охарактеризовать внутреннюю политику Василия I, обосновать итоги  междоусобной войны второй четверти XIV в.; раскрыть причины распада Золотой Орды и   характер взаимоотношений Литвы и Польши с Тевтонским орденом, взаимоотношения  Московского княжества с Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. ­ метапредметные:  смогут высказывать версии, к каким последствиям привела Московская  усобица. Смогут определить причины победы Василия II Темного и представить их в виде тезисов;  ­личностные: будет сформирован историко­географический образ  Московского княжества   в конце XIV­ середине XV века Оборудование:   1.Карты «Русь в XIV – первой половине XV века», «Золотая Орда», «Великое княжество Литовское»;  2.Компьютер, проектор, презентация. 3. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь, атлас. Учитель (типичные действия, фразы диалога с обучаемыми) Организационный этап.  Проверка готовности к уроку. Ученики (ожидаемые действия, ответы) Актуализация Предлагаю вспомнить, как московские  князья постепенно сосредотачивали в своих  руках политическую власть в Северо­ Восточной Руси? Способствовала ли этому  победа на поле Куликовом? Целеполагание Вокруг Москвы шел процесс объединения  русских земель, но он еще не был завершен. Обратите внимание на тему урока  и  попробуйте сформулировать цель. Основной этап В 1430­1453 году на Руси бушевала  междоусобная война.  Предлагаю заполнить  в рабочей тетради  таблицу «Феодальная война второй четверти XV века »,   сделать выводы.   Приложение №1 Вспоминают материал предыдущего урока,  делают вывод о том, что Московское  княжество при Дмитрии Донском ещё более  укрепило свои позиции в Северо­Восточной  Руси. А победа на Куликовом поле  превратила Москву в центр  освободительной борьбы и объединения  русского народа.  Слайд 1,2 Ставят цель: рассмотреть взаимоотношения, которые складывались между приемниками  Дмитрия Донского. Охарактеризовать  внешнюю и внутреннюю политику этого  периода Слайд 3,4 Выполняют задание индивидуально или в  парах, по итогам работы делают вывод. Предполагаемые выводы: 1.Главной причиной феодальной войны было противоречие между старым принципом  наследования ­ от брата к брату, и новым от  отца к сыну 2.После смерти Василия I, который сделал  наследником престола своего сына, старая и новая системы престолонаследия  столкнулись. Слайд 5,6 Василий II не был выдающимся политиком,  но все же смог выйти победителем. Почему? Ответить на этот вопрос поможет документ  «Историк  Н.М. Карамзин об отношении  москвичей к Юрию Дмитриевичу после  Работают с текстом документа, выступают,  дополняя друг друга; делают вывод, что  Василий II в 1447 году был посажен на  московский престол благодаря поддержке  московского боярства и духовенства. победы над Василием Васильевичем в 1434  году» (с.175)  Посмотрите на карту «Русь в XIV­ первой  половине  XV века»  с.169 и сравните  территории Московского княжества в 1340­ 1462 гг.  Какие, княжества в этот период  еще сохраняли свою самостоятельность.  Слайд 7 Опираясь на текст учебника с. 168  сформулируйте итоги феодальной войны. Рассказ учителя о распаде Золотой Орды.  Слайд 9. В тексте учебника найдите ответы на  вопросы, какие процессы происходили в  Золотой Орде? Как они сказались на русско­ ордынских отношениях? Ребята используя дополнительные  источники и интернет ­ ресурсы  подготовили сообщения по теме «Великое  княжество Литовское при Витовте»,  предоставим им слово. Подведение итогов Выполните тест.                                       Даны утверждения, согласны – “да”, не согласны  “нет”. Приложение№2   Заполните схему Домашнее задание Работают с картой, отвечают на вопрос, что  Новгородская земля, Рязанское, Тверское и  Ярославское княжества сохраняли   самостоятельность. Работают с текстом учебника, формулируют итоги, записывают их в тетради. Война сильно разорила Русь, усилила власть  золотой Орды, война показала  необходимость быстрейшего объединения   русских земель и создания единого  государства. Слайд 8 Работают с учебником, выступают,  дополняя друг друга (Развал Золотой Орды  не привел к прекращению походов и набегов на Русь.) Выступления учащихся подготовивших  сообщение «Великое княжество Литовское  при Витовте» Слайд 10,11 Выполняют тест. Слайд 12,13 ­ Я узнал, что… ­Я понял, что… ­ Я удивлен тем, что… Слайд 11 § 19. Подготовить материал по теме «Иван  III и его семья» Приложение №1 «Феодальная война второй четверти XV века »,    Событие Василий I занял  ………………….. без ханского ярлыка. Василий  I  завещал   московский   престол   сыну   Василию  II. Но на престол стал претендовать …………………………… Скандал   во   время   свадьбы   Василия  II  и   княжны   Марии Ярославны,   когда   двоюродный   брат   Василий   Косой   надевает символ великокняжеской власти – золотой пояс. Софья в гневе срывает   пояс   с   его   владельца.   Конфликт   и   начало   военных событий. Юрий   Дмитриевич   выгнал   Василия  II  из   Москвы.   Московские бояре не приняли нового государя и Юрий покинул Москву. Юрий Звенигородский захватывает Москву и начинает печатать монету   с   изображением   Георгия   Победоносца.   Но   неожиданно умирает в Москве. Василий Косой занимает московский престол без согласия своих родственников.   Его   не   поддержали   даже   братья   –   Дмитрий Шемяка   и   Дмитрий   Красный.   Московский   княжеский   престол опять переходит к Василию II. Князь Василий Косой пытается продолжить вооруженную борьбу, но   терпит   сокрушительное   поражение   от   Василия  II.   Его захватывают   и   ослепляют   (отсюда   прозвище   Косой).   Новое обострение отношений между Василием II и Дмитрием Шемякой. Ордынцы совершили большой поход на Русь. Василий  II  попал в плен и был отпущен за   ………….   Василий  II  возвращается из плена и изгоняет Шемяку из Москвы. Дмитрий   Шемяка   захватил   Москву   и   приказал   выколоть   глаза Василию  II  (в   связи   с   этим   получившему   прозвище   Темный). Ссылка Василия II в Углич, а затем в Вологду. Заключение   Василием  II  союза   с   тверским   князем   Борисом Александровичем для борьбы с Дмитрием Шемякой,  Поддержка церковью Василия II. Василий II посажен на престол. Неудачные военные попытки Дмитрия Шемяки свергнуть Василия II. Смерть   князя   Дмитрия   Шемяки   в   Новгороде.   Окончание династической войны. Дата 1389 г. 1425 – 1431 гг. 1433 г. ……… ………. Июнь 1434 г.  1436 г. ………. ………. ………. 1448­1450 гг. ………. Выводы  Приложение №2 1. Становлению единого Русского государства способствовала единая вера­ православие.  (Да) 2.Василий I завещал московский престол своему младшему брату Юрию Дмитриевичу.   (Нет) 3.В XV веке Золотая Орда ослабла и распалась на несколько ханств.  (Да) 4.Особенно сильным в Северо­Восточной Руси было литовское влияние. (Нет) 5.Общий язык, особенности хозяйственной жизни, культуры и быта объединяют людей в  единую великорусскую народность. (Да) 6.Юго­Западная Русь и Западная Русь была включена в состав Польши, Литвы и Венгрии.  (Да) 7.Процесс формирования великорусской, украинской и белорусской народностей был  очень быстрым процессом. (Нет) 8. По преданию , нашествие Тимура на Русь было остановлено иконой Владимирской  Богоматери. (Да)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)

Конспект урока по истории "Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2018