Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по истории Тема: «Родословное древо» Тип урока: комбинированный Цель урока: Раскрыть значение понятия «родословное древо», «предки»; формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о важности каждого члена семьи; Планируемые результаты: Предметные: знать 2 способа составления родословного древа; знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье Личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье; проявлять интерес к истории своей семьи. Метапредметные: различать способ составления родословного древа; составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений. Понятия: родословное древо, предки. Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс, рабочая тетрадь / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, презентация.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока по истории Тема: «Родословное древо» Тип урока: комбинированный Цель урока: Раскрыть значение понятия «родословное древо», «предки»;  формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека,  представление о важности каждого члена семьи; Планируемые результаты: Предметные: знать 2 способа составления родословного древа; знать  терминологию родства в применении к членам своей семьи; пользоваться  терминологией при определении степеней родства в своей семье Личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье;  проявлять интерес к истории своей семьи. Метапредметные: различать способ составления родословного древа;  составлять схему родственных связей в своей семье до 3­4 поколений. Понятия: родословное древо, предки. Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс, рабочая тетрадь /  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, презентация. Этап 1.Орг.моме нт 2.Проверка Домашнего Задания Содержание Вре мя 1 мин Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Ивановна, сегодня я буду проводить у вас урок истории. Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло…) Пусть такая же теплая, дружественная обстановка будет у нас на уроке. Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы   изучали   на 9 мин Деятельность Деятельность уч­ля Метод: словесный уч­ка Приветстви е Л:Учебно- познавательны й интерес к новому учебному материалу Задает вопросы по домашнему Ответы на вопросы К:выражение своих мыслей с достаточной 1сестра,   кто   ты   для (внук, прошлом уроке. Каждый из вас в семье имеет несколько ролей.   Например,   я   – дочь,   тетя, племянница…   А   вы? Давайте   поиграем   в игру «Кто кому кто?» …. кто ты для мамы? (дочь, сын) …..кто   называет   тебя сыном, дочерью? (мама, папа) …. бабушки? внучка) … у твоего папы есть мама,   кто   она   тебе? (бабушка) … у твоей мамы есть сестра,   кто   она   тебе? (тетя) … у   маминой сестры есть сын, кто ты ему? (двоюродный   брат, сестра) ….   у   папиного   брата есть дочь, кто она тебе (двоюродная сестра) Какие это названия? (по родству). Хорошо, молодцы. А скажите, что за родственники появляются у мужа и жены после свадьбы? ( у мужа: теща и тесть, свояченица, шурин. У жены: свекровь, свекор, деверь, золовка). А это какие заданию, выслушивае т ответы Метод: словесный Наглядный Приём: Фронтальны й опрос полнотой и точностью. П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурирова ть знания. 23.Подготов ка к основному этапу занятия. Постановка учебной задачи. названия? (по свойству). Муж и жена родственники между собой? (нет, до свадьбы они были чужие друг другу, после свадьбы стали своими). Молодцы, ответили на все вопросы. 5 мин Послушайте  стихотворение:                                                                 У меня  есть дерево такое,                                                       Называется оно  семьей…                                                                   На нем яблоки  висят, оно – живое!                                                        И наполнено  семейной добротой!                                               Яблочко внизу,  левее, выше,                                                                 И у каждого  судьба своя.                                                           Дедушки и бабушки на кроне,                                                              Папа, мамочка,  сестренка брат и я!  Как вы думаете, о чем  это стихотворение?  (семейное дерево,  родословное дерево).  Как будет называться  тема нашего урока?  Ответы на вопросы Выявляют тему урока и цель К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: узнавание новой темы при взаимодействи и с детьми. Читает стихотворен ие Задает вопросы Помогает выявить тему и цель урока Метод: Словесный Прием: Фронтальны й опрос беседа 3( родословное древо).  А какие цели мы  поставим перед  собой?  (познакомиться с  понятием  «родословное древо»,  и узнать, как оно  строится). 7я! Это 7 таких же,  как я, похожих лицом, глазами… но во всех  ли семьях ровно 7  человек? конечно, нет. Да это и неважно,  просто это число  неделимо, как бы  напоминает нам, что и  семья тоже едина.  Наши семьи все  разные. А чем же они  отличаются? Своими  привычками, укладом, обычаями,  традициями, которые  передаются из  поколения в  поколение. Человек рождается на свет,   и задумывается:   Кто   я? Откуда   мои   корни? Издавна,   одной   из традиций   в   русских семьях была традиция узнавать   о   своих предках,   составлять родословную.   растет 15 мин Что же такое родословное древо? (родословное древо – схема родственных связей между 4.усвоение новых знаний и способов действий Словесный рассказ Метод: Словесный Наглядный Прием: Чтение Работа по учебнику Слушают учителя и отвечают на заданные вопросы К:уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика; П:умение 4людьми). Почему же древо называют родословным? (потому, что оно рассказывает его историю семьи, рода за несколько десятилетий и даже столетий). В наши дни многие ищут свои корни, находят сведения о предках, составляют родословные. Кто знает, предки – это кто? (предки – родные вам люди, появившиеся на свет перед вами, раньше вас). Существует 2 способа составления родословных. Для того, чтобы узнать об этих способах, откройте учебник на странице 29. Первый вариант читает про способ «восхождение к предкам», второй вариант читает про способ «нисхождения к потомкам». Как только вы прочитаете эти способы, повернитесь и Фронтальны й опрос Рассматрива ние схем Наглядный Наглядный Практически й Работа по учебнику Работа по учебникку Рассматрив ают схемы Делают выводы работать по учебнику. Умение высказывать свое мнение Л: умение сравнивать 5расскажите о них друг другу. Рассказали? А теперь расскажите мне, в чем же заключается способ составления родословной «восхождение к предкам», «нисхождение к потомкам»? Чем отличаются друг от друга эти способы? (в первом способе веточки идут вверх, от вас: в 2- ом способе веточки идут вниз, от родоначальника). Давайте теперь рассмотрим схемы, на странице 28 и 29. Скажите мне, на стр.28 каким способом составлено древо? (восхождение к предкам). Объясните, почему именно этот способ? (на схеме веточки вверх). Хорошо. Теперь посмотрите на древо на стр.29. Каким способом 6оно составлено? (нисхождение к потомкам). Как вы определили? (веточки вниз от родоначальника). Правильно, молодцы. А теперь еще раз посмотрите на ту и на другую схему, что у них общего? (мужские имена помещены в прямоугольную рамочку слева, а женские имена – в овальную рамочку справа). Верно, ребята! При составлении родословного древа, мужские имена принято писать в прямоугольную рамочку слева, а женские имена – в овальную рамочку справа. Дети должны : -замереть на месте; -повернитесь вправо, влево; -постойте на цыпочках; -стойте на цыпочках с закрытыми глазами; -теперь поморгайте Физ.- минутка 2 мин Показывает движения Повторяют движения Л: нравственн о-этическая ориентация(но рмы поведения, исходя из социальных личностных ценностей, обеспечивающ ие личностный моральный выбор). 75.Обобщен ие и систематиз ация знаний 3 мин С чего же начать глазами; -покивайте головой, как будто вы соглашаетесь ,а теперь не соглашаетесь с чем-то; -попеременно поднимайте над головой левую и правую руку; -теперь обнимите себя за шею сначала левой рукой, а потом правой. поиск своих корней и составление родословного древа? Прежде всего надо расспросить родных. Давайте рассмотрим самые важные вопросы о каждом предке, которые вы должны задать родственникам старшего поколения: 1) Как его имя, отчество, фамилия; 2) Где и когда он родился, жил, учился, работал; 3) Каковы были девичьи фамилии замужних Объясняет задание Метод: Наглядный Проговарив ают вопросы Л: учебно- познавательны й интерес к новому учебному материалу и способам решения новый задачи 85 мин 4 мин 6.Первична я проверка понимания 7.Контроль и самопровер ка знаний 8.Подведен ие итогов (закреплен ие) женщин; 4) Какие есть устные семейные предания, старые документы, фотографии? Давайте рассмотрим фотографии на с. 30. Что там изображено? (вечный огонь в Белгороде и памятник в Нижнем Новгороде). Давайте прочитаем надпись на памятнике. Как вы думаете, что чувствуют потомки, читая фамилии своих предков на памятной доске? (гордость, чувство долга и т.д.). Теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал: 1) Родословное древо – это? 2) Кто такие предки? 3) Какие существуют способы составления родословного древа? Подводят итоги, отвечают на вопросы П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурирова ть знания. П: Умение высказывать свое мнение Поясняет задания Методы: Практически й Наглядный Методы: Словесный Прием: Объяснение Объясняет задание Метод: Словесный Прием: беседа Задает вопросы 91 мин 1 мин 9.Рефлекси я 10.информ ация о домашнем задании 4) В каких рамочках записываются мужские и женские имена? 5) какие вопросы будете задавать, чтобы узнать о своих предках? Ребята, кто усвоил весь материал пройденный на уроке поднимите руку, опустите. Теперь те, кто недопонял чего- то. Что именно вам не понятно? 1)кто мне назовет, какая тема нашего сегодняшнего урока? (родословное древо). 2)какие цели урока мы ставили? (познакомиться с понятием «родословное древо», и узнать, как оно строится). 3)Достигли ли мы этих цели? Заканчивая   наш   урок, я бы хотела рассказать вам одну историю… В давние   времена   жила одна   семья,   и   в   ней царили мир, любовь и Выявляет понимание детей новой темы Методы: Словесный Приём: Фронтальны й опрос рассказ Даёт домашнее задание 10согласие.   Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у   главы   семьи:   «Как вам   удаётся   жить, никогда не ссорясь, не обижая   друг   друга?». Старец  взял  бумагу  и написал на ней что­то. Правитель   посмотрел и   удивился:   на   листе было написано сто раз одно и то же слово. Какое   слово   написал старец? Запишите вариант своего ответа на сердечке. (На листе было   написано   слово «понимание») Чтобы в ваших семьях было   тепло   и   уютно всем, не забывайте  те слова,   которые   вы сейчас   записали   на сердечках.   Учитесь понимать друг друга Домашнее задание: учебник: стр. 28-31; в рабочей тетради: стр. 16-17 №1, 2. Спасибо за урок, до свидания! 11