Конспект урока по истории
Тема: «Родословное древо»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Раскрыть значение понятия «родословное древо», «предки»; формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о важности каждого члена семьи;
Планируемые результаты:
Предметные: знать 2 способа составления родословного древа; знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье
Личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье; проявлять интерес к истории своей семьи.
Метапредметные: различать способ составления родословного древа; составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений.
Понятия: родословное древо, предки.
Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс, рабочая тетрадь / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, презентация.
Конспект урока по истории
Тема: «Родословное древо»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Раскрыть значение понятия «родословное древо», «предки»;
формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека,
представление о важности каждого члена семьи;
Планируемые результаты:
Предметные: знать 2 способа составления родословного древа; знать
терминологию родства в применении к членам своей семьи; пользоваться
терминологией при определении степеней родства в своей семье
Личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье;
проявлять интерес к истории своей семьи.
Метапредметные: различать способ составления родословного древа;
составлять схему родственных связей в своей семье до 34 поколений.
Понятия: родословное древо, предки.
Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс, рабочая тетрадь /
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, презентация.
Этап
1.Орг.моме
нт
2.Проверка
Домашнего
Задания
Содержание
Вре
мя
1 мин Здравствуйте,
ребята. Меня
зовут Мария
Ивановна,
сегодня я буду
проводить у вас
урок истории.
Подарите улыбку
друг другу.
Прислонитесь
друг к другу
ладошками. Что
вы
почувствовали,
приветствуя друг
друга? (Тепло…)
Пусть такая же
теплая,
дружественная
обстановка будет
у нас на уроке.
Для начала давайте мы
с вами вспомним, что
вы изучали на
9
мин
Деятельность
Деятельность
учля
Метод:
словесный
учка
Приветстви
е
Л:Учебно-
познавательны
й интерес к
новому
учебному
материалу
Задает
вопросы по
домашнему
Ответы на
вопросы
К:выражение
своих мыслей с
достаточной
1сестра,
кто ты для
(внук,
прошлом
уроке.
Каждый из вас в семье
имеет
несколько
ролей. Например, я –
дочь,
тетя,
племянница… А вы?
Давайте поиграем в
игру «Кто кому кто?»
…. кто ты для мамы?
(дочь, сын)
…..кто называет тебя
сыном,
дочерью?
(мама, папа)
….
бабушки?
внучка)
… у твоего папы есть
мама, кто она тебе?
(бабушка)
… у твоей мамы есть
сестра, кто она тебе?
(тетя)
… у маминой сестры
есть сын, кто ты ему?
(двоюродный брат,
сестра)
…. у папиного брата
есть дочь, кто она тебе
(двоюродная сестра)
Какие это
названия? (по
родству). Хорошо,
молодцы. А
скажите, что за
родственники
появляются у
мужа и жены
после свадьбы?
( у мужа: теща и
тесть,
свояченица,
шурин. У жены:
свекровь, свекор,
деверь, золовка).
А это какие
заданию,
выслушивае
т ответы
Метод:
словесный
Наглядный
Приём:
Фронтальны
й опрос
полнотой и
точностью.
П: поиск и
выделение
необходимой
информации,
умение
структурирова
ть знания.
23.Подготов
ка к
основному
этапу
занятия.
Постановка
учебной
задачи.
названия? (по
свойству). Муж и
жена
родственники
между собой?
(нет, до свадьбы
они были чужие
друг другу, после
свадьбы стали
своими).
Молодцы,
ответили на все
вопросы.
5 мин Послушайте
стихотворение:
У меня
есть дерево такое,
Называется оно
семьей…
На нем яблоки
висят, оно – живое!
И наполнено
семейной добротой!
Яблочко внизу,
левее, выше,
И у каждого
судьба своя.
Дедушки и бабушки на
кроне,
Папа, мамочка,
сестренка брат и я!
Как вы думаете, о чем
это стихотворение?
(семейное дерево,
родословное дерево).
Как будет называться
тема нашего урока?
Ответы на
вопросы
Выявляют
тему урока
и цель
К: выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью.
П: узнавание
новой темы
при
взаимодействи
и с детьми.
Читает
стихотворен
ие
Задает
вопросы
Помогает
выявить
тему и цель
урока
Метод:
Словесный
Прием:
Фронтальны
й опрос
беседа
3( родословное древо).
А какие цели мы
поставим перед
собой?
(познакомиться с
понятием
«родословное древо»,
и узнать, как оно
строится).
7я! Это 7 таких же,
как я, похожих лицом,
глазами… но во всех
ли семьях ровно 7
человек? конечно, нет.
Да это и неважно,
просто это число
неделимо, как бы
напоминает нам, что и
семья тоже едина.
Наши семьи все
разные. А чем же они
отличаются? Своими
привычками, укладом,
обычаями,
традициями, которые
передаются из
поколения в
поколение.
Человек рождается на
свет,
и
задумывается: Кто я?
Откуда мои корни?
Издавна,
одной из
традиций в русских
семьях была традиция
узнавать о своих
предках,
составлять
родословную.
растет
15 мин Что же такое
родословное
древо?
(родословное
древо – схема
родственных
связей между
4.усвоение
новых
знаний и
способов
действий
Словесный
рассказ
Метод:
Словесный
Наглядный
Прием:
Чтение
Работа по
учебнику
Слушают
учителя и
отвечают на
заданные
вопросы
К:уметь
обмениваться
мнениями;
слушать
другого
ученика;
П:умение
4людьми). Почему
же древо
называют
родословным?
(потому, что оно
рассказывает его
историю семьи,
рода за
несколько
десятилетий и
даже столетий). В
наши дни многие
ищут свои корни,
находят сведения
о предках,
составляют
родословные. Кто
знает, предки –
это кто? (предки –
родные вам люди,
появившиеся на
свет перед вами,
раньше вас).
Существует 2
способа
составления
родословных. Для
того, чтобы
узнать об этих
способах,
откройте учебник
на странице 29.
Первый вариант
читает про способ
«восхождение к
предкам», второй
вариант читает
про способ
«нисхождения к
потомкам». Как
только вы
прочитаете эти
способы,
повернитесь и
Фронтальны
й опрос
Рассматрива
ние схем
Наглядный
Наглядный
Практически
й
Работа по
учебнику
Работа по
учебникку
Рассматрив
ают схемы
Делают
выводы
работать по
учебнику.
Умение
высказывать
свое мнение
Л: умение
сравнивать
5расскажите о них
друг другу.
Рассказали? А
теперь
расскажите мне,
в чем же
заключается
способ
составления
родословной
«восхождение к
предкам»,
«нисхождение к
потомкам»? Чем
отличаются друг
от друга эти
способы? (в
первом способе
веточки идут
вверх, от вас: в 2-
ом способе
веточки идут
вниз, от
родоначальника).
Давайте теперь
рассмотрим
схемы, на
странице 28 и 29.
Скажите мне, на
стр.28 каким
способом
составлено
древо?
(восхождение к
предкам).
Объясните,
почему именно
этот способ? (на
схеме веточки
вверх). Хорошо.
Теперь
посмотрите на
древо на стр.29.
Каким способом
6оно составлено?
(нисхождение к
потомкам). Как
вы определили?
(веточки вниз от
родоначальника).
Правильно,
молодцы. А
теперь еще раз
посмотрите на ту
и на другую
схему, что у них
общего?
(мужские имена
помещены в
прямоугольную
рамочку слева, а
женские имена –
в овальную
рамочку справа).
Верно, ребята!
При составлении
родословного
древа, мужские
имена принято
писать в
прямоугольную
рамочку слева, а
женские имена –
в овальную
рамочку справа.
Дети должны :
-замереть на
месте;
-повернитесь
вправо, влево;
-постойте на
цыпочках;
-стойте на
цыпочках с
закрытыми
глазами;
-теперь
поморгайте
Физ.-
минутка
2
мин
Показывает
движения
Повторяют
движения
Л: нравственн
о-этическая
ориентация(но
рмы
поведения,
исходя из
социальных
личностных
ценностей,
обеспечивающ
ие личностный
моральный
выбор).
75.Обобщен
ие и
систематиз
ация
знаний
3 мин С чего же начать
глазами;
-покивайте
головой, как
будто вы
соглашаетесь ,а
теперь не
соглашаетесь с
чем-то;
-попеременно
поднимайте над
головой левую и
правую руку;
-теперь обнимите
себя за шею
сначала левой
рукой, а потом
правой.
поиск своих
корней и
составление
родословного
древа? Прежде
всего надо
расспросить
родных. Давайте
рассмотрим
самые важные
вопросы о
каждом предке,
которые вы
должны задать
родственникам
старшего
поколения:
1) Как его имя,
отчество,
фамилия;
2) Где и когда он
родился, жил,
учился, работал;
3) Каковы были
девичьи фамилии
замужних
Объясняет
задание
Метод:
Наглядный
Проговарив
ают
вопросы
Л: учебно-
познавательны
й интерес к
новому
учебному
материалу и
способам
решения
новый задачи
85 мин
4
мин
6.Первична
я проверка
понимания
7.Контроль
и
самопровер
ка знаний
8.Подведен
ие итогов
(закреплен
ие)
женщин;
4) Какие есть
устные семейные
предания, старые
документы,
фотографии?
Давайте
рассмотрим
фотографии на с.
30. Что там
изображено?
(вечный огонь в
Белгороде и
памятник в
Нижнем
Новгороде).
Давайте
прочитаем
надпись на
памятнике. Как
вы думаете, что
чувствуют
потомки, читая
фамилии своих
предков на
памятной доске?
(гордость,
чувство долга и
т.д.).
Теперь давайте
проверим, как
хорошо вы
усвоили
материал:
1) Родословное
древо – это?
2) Кто такие
предки?
3) Какие
существуют
способы
составления
родословного
древа?
Подводят
итоги,
отвечают на
вопросы
П: поиск и
выделение
необходимой
информации,
умение
структурирова
ть знания.
П: Умение
высказывать
свое мнение
Поясняет
задания
Методы:
Практически
й
Наглядный
Методы:
Словесный
Прием:
Объяснение
Объясняет
задание
Метод:
Словесный
Прием:
беседа
Задает
вопросы
91 мин
1 мин
9.Рефлекси
я
10.информ
ация о
домашнем
задании
4) В каких
рамочках
записываются
мужские и
женские имена?
5) какие вопросы
будете задавать,
чтобы узнать о
своих предках?
Ребята, кто
усвоил весь
материал
пройденный на
уроке поднимите
руку, опустите.
Теперь те, кто
недопонял чего-
то. Что именно
вам не понятно?
1)кто мне
назовет, какая
тема нашего
сегодняшнего
урока?
(родословное
древо).
2)какие цели
урока мы
ставили?
(познакомиться с
понятием
«родословное
древо», и узнать,
как оно
строится).
3)Достигли ли мы
этих цели?
Заканчивая наш урок,
я бы хотела рассказать
вам одну историю… В
давние времена жила
одна семья, и в ней
царили мир, любовь и
Выявляет
понимание
детей новой
темы
Методы:
Словесный
Приём:
Фронтальны
й опрос
рассказ
Даёт
домашнее
задание
10согласие.
Молва
долетела до правителя
тех мест, и он спросил
у главы семьи: «Как
вам удаётся жить,
никогда не ссорясь, не
обижая друг друга?».
Старец взял бумагу и
написал на ней чтото.
Правитель посмотрел
и удивился: на листе
было написано сто раз
одно и то же слово.
Какое слово написал
старец?
Запишите
вариант своего ответа
на сердечке. (На листе
было написано слово
«понимание»)
Чтобы в ваших семьях
было тепло и уютно
всем, не забывайте те
слова,
которые вы
сейчас записали на
сердечках.
Учитесь
понимать друг друга
Домашнее
задание: учебник:
стр. 28-31; в
рабочей тетради:
стр. 16-17 №1, 2.
Спасибо за урок,
до свидания!
11