Разработка урока по истории России 6 класс
Урок 7: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Цель урока: сформировать представление об эпохе правления Ярослава Мудрого, как о периоде расцвета Древнерусского государства.
Задачи:
1. Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе управления Древнерусским государством при Ярославе, уяснить, что социально-экономического развития Руси являлось крайне медленное формирование феодальной собственности.
2. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, ИКТ; развивать умение работать в группах.
3. Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Оборудование урока: учебник § 6, раздаточные материалы, компьютер, интерактивная доска.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотива-ционно-целевой |
Урок начинается с опроса: - В каких годах правил Владимир? - Какие задачи стояли перед князем?
- Каковы были причины принятия Русью христианства?
- Какое значение имело принятие Русью христианства?
- Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
- Чем Владимир отличался от них?
На слайде 1 эпиграф. - Как в эпиграфе назван князь Ярослав? - С чем связывают время правления Ярослава? Давайте сформулируем тему урока. Тема нашего урока «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» (слайд 1 при нажатии на пустое окно, появляется тема). Попытаемся ответить на вопрос, почему Ярослава прозвали Мудрым? |
- 980-1015 гг. - расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства. - необходимость появления новой идеологии, которая должна была оправдать усиливавшуюся эксплуатацию; языческая религия не соответствовала феодальному государству; необходимость сильной централизованной власти; язычество пагубно сказывалось на международных отношениях. - Усиление власти князя; способствовало объединению племен; бурное экономическое развитие; повысился международный статус государства; появляются новые цивилизационные законы; бурное развитие культуры. - Расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины. - первый князь, принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен.
- Мудрым. - С расцветом |
Ориенти-ровочный |
Что мы узнаем сегодня на уроке? Сегодня мы изучим документ, поработаем в группах. |
- Узнаем, почему Ярослав назван «Мудрым»; почему время его правления связывают с расцветом Древнерусского государства; охарактеризуем основные направления внутренней и внешней политики князя; определим основные изменения, которые произойдут в управлении Древнерусским государством; выделим особенности культурного развития Руси. |
Поисково-исследо-вательский |
Ярослав правил в Новгороде. Ярослав хотел порвать зависимость от Киева и стать независимым государем Новгородской области. Новгородцы отказывались платить Киеву ежегодную дань. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился идти против него. Но смерть помешала столкновению отца с сыном. В это время власть в Киеве захватил Святополк, который опасался любимого всеми киевлянами Бориса. Бориса не было в Киеве. Святополк решил стать единодержавным правителем. Учитель раздает приложение 8. - Как вы думаете, что сделал Святополк для осуществления этой цели? Почему Святополка прозвали Окоянным? ? - Почему Борис не выступил против Святополка, ведь он захватил власть, скрыл смерть отца, у Бориса была дружина? ? - Почему после смерти Владимира начались распри между его сыновьями? ? Борис и Глеб стали первыми святыми (слайд 2), как вы думаете почему?
Рассказ учителя, опираясь на карту (слайд 3) и отмечая важнейшие события: Святополк убил еще одного брата – Святослава. Но против него выступил Ярослав. Узнав, что Ярослав идет на него собрал армию, наняв в помощь печенегов. Противники встретились на Днепре около Любеча. В ходе битвы Святополк проиграл и вынужден был бежать в Польшу, к Болеславу. 1017 Ярослав занял Киев. Но Святополк не сдавался. Вместе с польским войском он двинулся на Русь. · Как вы думаете почему Болеслав помогает Святополку? 1017 летом они захватывают Киев. Ярославу пришлось отойти. В Киеве прокатилась волна насилия и грабежей. Киевляне восстали, и Болеславу пришлось бежать. Польше отошли червенские города. Вскоре Ярослав снова занял Киев. Сражение произошло на р. Альте 1019 году. Только теперь после смерти Святополка Ярослав прочно утвердился в Киеве. Но его брат Мстислав Тмутараканский не хотел подчиняться Киеву. 1024 близ Чернигова произошла битва, и Ярослав проиграл это сражение. Владения братьев разделял Днепр. 1036 г. Мстислав умирает и Русь снова объединилась. |
Ученики читают и отвечают на вопросы. - Убил Бориса и Глеба
- Борис был христианином, хотел показать христианский путь непротивления злу.
- Отсутствовал закон о престолонаследии.
- Они знали, что Святополк приказал убить их. Но они смирились с этой вестью и стали символами праведности и мученичества во славу России. Они постоянно молились, плакали. Слезы признак святости. Георгий хотел сделать РПЦ независимой от Визант. церкви. Для повышения статуса РПЦ н/б завести русских святых.
- его тесть, Болеслава интересовали русские пограничные земли |
Практи-ческий |
Как вы думаете, что означает слово «мудрый»? Попытаемся разгадать тайну мудрости Ярослава. Учитель разделяет класс на 6 групп, 2 группы занимаются одним направлением: 1. Управление государством. 2. Внутренняя политика. 3. Внешняя политика. Задания выведены на слайде 4: После производится проверка на слайде 5-7. Каждая группа пытается ответить на вопрос: в чем «мудрость» Ярослава? Уточняющий вопрос: 1 группа: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? 2 группа: сравните внешнеполитичес-кую деятельность Ярослава с политикой его отца и деда – Владимира и Святослава. 3 группа: Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? В правление Ярослава Мудрого складываются древнерусская народность и феодальное отношения. Дайте определение понятию феодальный строй?
На слайде 8 соотнести термины и понятия форм земельной собственности. На слайде 9,10 ученики должны, используя учебник на стр. 56, заполнить схему. |
- Справедливый умный дальновидный.
- вече ведало народным ополчением
- с одной стороны, продолжение политики, с другой стороны, осторожность, хитроумие, попытка решения вопросов мирными, компромиссными путями - Кровная смерть, община
Феодальный строй – такой порядок жизни, при котором вся земля и власть принадлежали феодалу-землевладельцу, эксплуатирующему зависимых от него крестьян |
Рефлек-сивно-оценоч-ный |
Обратимся к эпиграфу урока: «Правление сына Владимира Крестителя великого князя Ярослава Мудрого историки связывают с расцветом Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?» Почему его прозвали Мудрым? Что узнали нового? Что больше всего заинтересовало? Трудно ли было работать сегодня на уроке? |
Создание письменного сборника законов «Русская Правда»; Закон о наследстве; строительство соборов, монастырей; развитие грамотности, появление библиотеки; укрепление границ и торговых отношений Руси.
|
Домашняя работа: § 6 учебника, стр.54 «Формирование народности» написать факторы, влияющие на формирование народности, знать термины, сообщение о письменности и грамотности (1 ученику).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.