Конспект урока по изо 4 класс "Средневековый город"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство
4 кл
20.05.2019
Конспект у р о к а по изобразительному искусству 4 к л а с с. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
урок 24.doc
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Дата 04.03.19 г. Урок № 24 Класс 4
Тема. Средневековый город.
Планируемые результаты.
Личностные: Осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений
Метапредметные: Устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
делать выводы
Предметные: Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
Тип урока. Усвоение и закрепление первичных знаний /деятельностный учебный практикум/
Оборудование:
Для учителя:
компьютер
проектор
экран
Для обучающихся:
цветные карандаши
альбом
карандаш, ластик
1.
Организационный момент.
2. Сообщение темы
СЛАД 1 – Тема нашего урока «Средневековый город»
ХОД УРОКА
3. Постановка цели урока
– Ребята вы любите путешествовать?
– Сегодня машина времени перенесет нас в средние века.
– Назовите временные рамки этого исторического периода. (V—XV века).
– О чем бы вы хотели узнать, попав в средневековый город? (Обо всем, о людях, об архитектуре и
т.д.)
Сегодня и мы с вами познакомимся с искусством и архитектурой средневекового города
Западной Европы. Вы откроете для себя новые понятия «готический стиль», «портал», «стрельчатая
арка», «витраж», «готическая роза».
4. Сообщение новых знаний.
Итак, отправляемся на 600 лет назад в Европу. СЛАД 2 В это время по всей Западной Европе
стали вырастать города. Они вырастали на перекрестках дорог, на берегах судоходных рек, там, где было
удобно устраивать ярмарки. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую
крепость с башнями и воротами, которые закрывались каждую ночь. Днем же город был открыт для
торговли.
СЛАД 3 Тесно прижатые друг к другу дома с двускатными крышами образовывали сплошные
стены из узких улочек. Каждый старался построить свой дом посвоему. Самые красивые и богатые
постройки выходили на центральную площадь. Здесь возвышался громадный собор, который мог
вместить всех жителей.
СЛАД 4 Первоначально единственным общественным сооружением в городе был собор. Вокруг
него размещались лавки ремесленников и торговцев. Соборная колокольня определяла городское время,
а ее тревожный звон возвещал о бедствии, пожаре, эпидемии.
Стиль, в котором были построены соборы европейского Средневековья, назывался «готическим».
Произошло это слово от германского племени – готов.
Готический собор своей высотой, вместимостью, своим величием поражает даже современного
человека. Каково же было впечатление у людей той поры! В древних народных преданиях жила мечта о счастливом и далёком крае. Средневековые люди
называли этот край небесным, высоким – горним. Легенды рассказывали о сказочных дворцах с
прозрачными сияющими окнами.
В архитектурном построении собора ожил этот образ блистающего, таинственного и
возвышенного мира. Готический собор строился не на холме и не на утесе (как на Руси). Это храм для
городской жизни. Он вырос своими величавыми башнями и острым шпилем среди тесных и кривых
улочек.
В нижней части его фасада (фасад лицевая часть здания), обращенного на площадь,
расположены порталы – художественно оформленные входы. Это неглубокие стрельчатые арки со
скульптурами святых.
Готические соборы возводили из камня. Но каменная стена как бы исчезла, от нее остался только
каркас – столбы с опорами и арками.
СЛАД 5 Стрельчатые арки позволяли облегчить стены. Стена превратилась в ажурные каменные
конструкции, словно преодолев земное притяжение, устремилась к небу.
СЛАД 6 Соборы были украшены витражами. Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство
окна.
Сюжетами были картины из Библии или сцены событий из жизни людей. Витражи пропускали
разноцветные лучи и наполняли воздух прозрачной красочностью ожившей сказки.
СЛАД 7 Особое значение имел витраж – готическая роза. Это большое круглое окно с ажурным
переплетом на фасаде собора, высоко над входом.
В те времена скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями,
а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и
королей.
СЛАД 9 Знатные люди, рыцари, священники, ученые и мастера – люди разных профессий и занятий –
одевались поразному. Одежда богатых была разноцветной и украшалась вышивками. Бедняки не имели
права одеваться ярко. По костюму, его цвету и украшениям можно было сразу сказать, кто этот человек,
чем занимается.
В готическом костюме, как и в архитектуре преобладали вертикальные линии, подчеркивалась
устремленность вверх, способность жить земной жизнью, но иметь в душе мир духовный. Костюм
предавал человеку волшебный облик. Не случайно волшебников рисуют как персонажей этой эпохи.
Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в юбки с огромными шлейфами. Верхняя часть
одежды была очень узкой, это удлиняло фигуру и делало ее тоньше. Обувь шили из цветной кожи, носок
был заострен и удлинен. Острые головные уборы представляли единообразие с заостренными башнями и
шпилями соборов.
5. Постановка творческой задачи
Ребята, как вы думаете, какая практическая работа предстоит вам сегодня?
В практической части урока мы создадим образ Средневекового города Западной Европы. Попробуем
передать дух того времени, учитывая архитектурные особенности готического стиля. Работать будем
красками
6. Практическая работа
Перед началом работы давайте вспомним правила ТБ.
Ребята, а что ещё необходимо для работы? (желание и хорошее настроение)
Посмотрите на соседа по парте улыбнитесь ему, пожелайте успеха в работе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Педагогический показ Сконструируем силуэт средневекового собора. Сложим лист расположенный вертикально
пополам, а потом еще раз пополам. Когда развернем лист окажется поделен на 4 части вертикальными
линиями. Сложите боковые четвертинки еще раз пополам по вертикали.
На месте двух центральных половинок будет располагаться крыша собора. Она может быть
разной формы.
Справа и слева от крыши расположатся башни. Выберете подходящую форму для них.
Выполним набросок украшений нашего собора. Это обязательно: портал, готическая роза, окна с
витражами. Остальной декор составят линии и арки.
7. Подведение итогов.
Выставка работ.
Беседа.
Как выглядел средневековый европейский город (это крепость, которая закрывается на ночь, а
днем на центральной площади возле собора идет активная торговля)
Что есть общего у городов того времени в разных частях света? (города обносились стеной,
крепостью)
Каковы архитектурные особенности Средневековья?
Приведите примеры соответствия архитектуры и одежды. (Остроносые головные уборы и обувь
– единообразие с заостренными шпилями соборов).
8. Самооценка учащихся
Оцените свою работу.
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Было трудно…
Больше всего мне понравилось…
Могу похвалить себя за то, что…
Спасибо за работу на уроке. Кемалова С.Н.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Дата 25.03.19 г. Урок № 26 Класс 4
Тема. Образ готического храма в средневековом городе.
Планируемые результаты.
Личностные:
– описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно
относиться к ним;
Метапредметные:
– уметь самостоятельно определять и формулировать цель, после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
– уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с
учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Предметные:
создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению архитектуры и искусства
средневековой Европы.
Тип урока. Урок отработки умений и рефлексии
Оборудование:
Для учителя:
компьютер
проектор
экран
Для учеников:
краски гуашь,
пастель
лист А3
карандаш, ластик
вода
ножницы
1.
2.
Постановка цели урока.
Орг. Момент.
Основная часть.
ХОД УРОКА
Сегодня и мы с вами познакомимся с искусством и архитектурой Средневекового города
Западной Европы.
Объяснение нового материала.
Отправляемся на 700 лет назад в Европу. СЛАЙД 1 В это время по всей Западной Европе стали
вырастать города. Они вырастали на перекрестках дорог, на берегах судоходных рек, там где было
удобно устраивать ярмарки. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые закрывались каждую ночь. Днем же город был открыт для
торговли. СЛАД 2
Ширина улиц средневекового города сильно варьировалась. Наиболее широкая улица 78 метров,
а меленькие не более 2 метров или метр. Одна из улиц Брюсселя «Улица одного человека», т.к. двое не
могли тут разойтись. Уличное движение составляли пешеходы, животные и повозки.
Тесно прижатые друг к другу дома с двускатными крышами образовывали сплошные стены из
узких улочек. Каждый старался построить свой дом посвоему.. самые красивые и богатые постройки
выходили на центральную площадь.. здесь возвышался громадный собор, который мог вместить всех
жителей.
немногие города, такие как Лондон и Париж, насчитывали несколько десятков жителей. СЛАД 3
По сравнению с современным городом население средневекового было немногочисленным. Лишь
Первоначально единственным общественным сооружением в городе был собор. Вокруг него
размещались лавки ремесленников и торговцев. Соборная колокольня определяла городское время, а ее
тревожный звон возвещал о бедствии, пожаре, эпидемии. СЛАЙД 4
Готические соборы возводили из камня. Но каменная стена как бы исчезла, от нее остался только каркас –
столбы с опорами и арками. Стена превратилась в ажурные каменные конструкции, словно преодолев земное
притяжение, устремилась у небу. СЛАЙД 5
СЛАЙД 6 Готический собор строился не на холме и не на утесе ( как на Руси). Это храм для городской
жизни. Он вырос своими величавыми башнями и острым шпилем среди тесных и кривых улочек. В нижней части
его фас ада, обращенного на площадь, расположены порталы – входы. Это неглубокие стрельчатые арки со
скульптурами святых.
СЛАЙД 7 Соборы были украшены витражами. Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство
окна. Сюжетами были картины из Библии или сцены событий из жизни людей. Витражи пропускали разноцветные
лучи и наполняли воздух прозрачной красочностью ожившей сказки.
СЛАЙД 8 Особое значение имел витраж – готическая роза. Это большое окно с ажурным переплетом на
фасаде собора, высоко над входом.
СЛАЙД 9,10 В те времена скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и
внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых,
епископов и королей.
СЛАЙД 11 На этом слайде вы видите убранство Готического Собора во Флоренции (Италия). Вы можете
заметить, что на стенах в сравнении с русской церковью чегото не хватает? (икон) а вот свечи так же ставят, хотя
чуть иначе. А что же заменило иконы? (Скульптура)
СЛАЙД 12 Перед вами купол храма он также расписан фресками, как и русский.
СЛАЙД 13, 14 Вы видим готический храм в разрезе. Вид сверху похож на русский храм, а вот основная
конструкция различна. Основной принцип работы конструкции таков: свод не опирается на стены, давление свода
передают на арки и на колонны. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет
перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на
общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен,
уступила витражному искусству и скульптуре.
Стрельчатые арки становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической
архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Часто на месте опоры ставили остроконечные шпили башенки.
СЛАЙД 15 рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, рыцари, священники, ученые
и мастера – люди разных профессий и занятий – одевались поразному. Одежда богатых была разноцветной и
украшалась вышивками. Бедняки не имели права одеваться ярко. По костюму, его цвету и украшениям можно
было сразу сказать, кто этот человек, чем занимается. В готическом костюме, как и в архитектуре преобладали
вертикальные линии, подчеркивалась устремленность вверх, способность жить земной жизнью, но иметь в душе
мир духовный. Костюм предавал человеку волшебный облик. Не случайно волшебников рисуют как персонажей
этой эпохи.
Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в юбки с огромными шлейфами. Верх одежды был
очень узким, это удлиняло фигуру и делало ее тоньше. Обувь шили из цветной кожи, носок был заострен и
удлинен. Острые головные уборы представляли единообразие с заостренными башнями и шпилями соборов.
3. Практическая работа.
Конструирование и расписывание средневекового готического собора.
Сконструируем силуэт средневекового собора. Сложим лист расположенный вертикально пополам, а
потом еще раз пополам. Когда развернем лист окажется поделен на 4 части вертикальными линиями. Сложите
боковые четвертинки еще раз пополам по вертикали. На месте двух центральных половинок будет располагаться крыша собора. Она может быть разной формы.
Справа и слева от крыши расположатся башни. Выберете подходящую форму для них.
Осталось вырезать силуэт собора.
Выполним набросок украшений нашего собора. Это обязательно : портал, готическая роза, окна с витражами.
Остальной декор составят линии и арки.
Закрасим собор одной или двумя цветами, если хотите сделать шпили другого цвета. Лучше выбрать светлые тона:
серый, голубой, охру.
На следующем уроке мы украсим высохшие соборы витражами, а так же прорисуем узоры пастелью или
фломастерами.
4. Подведение итогов.
Как выглядел средневековый европейский город ( это крепость, которая закрывается на ночь, а днем на
центральной площади возле собора идет активная торговля)
В чем отличие готического города от русского? ( На Руси храм расположен на холме, а здесь в городе)
Что есть общего? ( города обносились стеной, крепостью)
_ приведите примеры соответствия архитектуры и одежды. Остроносые головные уборы и обувь – единообразие с
заостренными шпилями соборов).
Конспект урока по изо 4 класс "Средневековый город"
Конспект урока по изо 4 класс "Средневековый город"
Конспект урока по изо 4 класс "Средневековый город"
Конспект урока по изо 4 класс "Средневековый город"
Конспект урока по изо 4 класс "Средневековый город"
Конспект урока по изо 4 класс "Средневековый город"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.