Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: "Театральные маски".
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
3 кл
21.11.2018
Урок комбинированный и разработан по программе Б.М.Неменского, построен как мини-лекция с объяснениями и с элементами игры в конце урока. Учащиеся знакомятся с терминологией зрелищных искусств, с масками народов разных времен. Практическая часть урока посвящена созданию маски театрального героя. По окончании урока проводится игра "Маска, кто ты?".
Конспект урока по ИЗО-3 класс-Театральная маска.doc
Разработка урока изобразительного искусства
3 класс III четверть
по программе под редакцией Б.М. Неменского, Е.Д.Критской
Составила:
учителя изобразительного искусства высшей категории
Макарова Э.Ю.
МОУ «Лицей№4»
г.о. Саранск, Республики Мордовия
2018 год
Тема четверти: “Художник и зрелище”
Тема урока: “Театральные маски”
Тип урока: комбинированный, направленный на решение нескольких
дидактических задач: проверка знаний (вопросноответная беседа), овладение
новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков
(выполнение практического творческого задания).
Форма проведения: минилекция с объяснением и элементами игры
Цель урока. Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах
искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на
практике.
Задачи урока.
Обучающие: познакомить учеников с масками народов разных времен ;
ознакомление с работой художника при создании масок.
Развивающие: развитие знаний о театре как искусстве; знакомство с
основными понятиями и терминологией зрелищных искусств; развитие
творческих способностей при создании маски.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение работать в
коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам
искусства.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с
позиции художника;
овладеют умением вести диалог, работать коллективно;
сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное
действие в соответствии с поставленной задачей;
сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность.
Личностные:
сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других
народов страны и мира в целом;
продолжат формирование эстетических чувств художественно
творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
продолжат формирование умения обсуждать и анализировать
собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
Предметные:
познакомятся с масками разных народов,
как способом
перевоплощения;
познакомятся с терминологией зрелищных искусств.
Зрительный ряд: образцы масок из различных материалов; фотографии
масок.
ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку “Маски”
Литературный ряд: учебник “Искусство вокруг нас” 3 класс, Кирсанов
С.В. «Карнавал в Венеции»
Музыкальный ряд: Yiruma River flows in you
Инструменты и материалы: белый лист бумаги, карандаш, кисти, гуашь,
вода, палитра, тряпочка, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.
План урока
1. Организационный момент 1 мин.
2. Обобщение пройденного материала – 5 мин.
3. Сообщение темы, постановка цели. Мини – лекция (с презентацией) 15
мин.
4. Физминутка – 2 мин.
5. Практическая работа 20 мин.
6. Подведение итогов урока. Игра “Маска кто ты?” 2 мин.
7. Рефлексия
ХОД УРОКА:
1. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята!!! Проверим готовность к уроку. У вас на парте все
необходимые материалы и инструменты белый лист бумаги, карандаш,
кисти, гуашь, вода, палитра, тряпочка, фломастеры, цветная бумага, ножницы,
клей. 2. Обобщение пройденного материала.
Ребята, в течение этого года мы знакомимся с ролью художника в жизни
человека и общества.
А где мы соприкасаемся с искусством?
Везде. В доме, на улицах города.
Действительно. Искусство всюду, вокруг нас, его создают для нас
художники.
Скажите, а каким был бы мир, не будь в нем художника?
Скучным, серым, однообразным. Верно.
И на прошлых уроках мы с вами узнали, что создаёт художник, чтобы наша
жизнь стала ярче и интереснее. Так что же это?
Это зрелище.
А мы с вами кто?
Зрители.
Ребята, а где мы, как зрители, можем увидеть зрелище?
В цирке, в театре, на концерте, на праздниках, на площади.
Давайте вспомним зрелищные виды искусства.(слайд 14)
Итак, в начале 3 четверти мы с вами узнали о роли художника в создании
зрелища для нас, для зрителей.
(Звучит запись оповещения в театре перед началом спектакля) (слайд 5)
Ребята, вы, вспомнили, о чем мы говорили с вами на первых уроках
четверти?
О театре.
И, сейчас, я проведу блицопрос, проверю, что вы запомнили.
1.Назовите мне театры нашего города (слайд 5)
2.Какова роль художника в театре
3.Назовите профессии театральных художников (слайд 6)
Вы очень хорошо усвоили материал прошлых уроков. Но нам предстоит ещё
многое узнать. Давайте сейчас вспомним с вами, где и когда зародился театр. Кто хочет
ответить?
Театр появился в Древней Греции 2500 лет назад (слайд7)
Ктото запомнил, что означает само слово «театр»?
Место для зрелищ, само зрелище
Мы с вами обратили внимание на то, что в театре играли одни мужчины.
(слайд 8)
Да, они играли и женские роли! А каким образом им удавалось
перевоплощаться в женщин?
Одежда, парики.
Но как им удавалось изменить лицо?
Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой. (слайд 9)
На них были маски. (Ответы детей)
С давних времен люди подметили, что быть кемто, играть когото легче в
маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, помогает актеру
перевоплощаться в любой образ.
Со временем маска стала символом театра. Это маска комедии и маска
трагедии. (слайд 10)
Итак, ребята, мы плавно подошли к теме сегодняшнего урока,
сформулируйте, пожалуйста.
Театральные маски!
(Ответы детей)
3. Сообщение темы, постановка цели. Мини – лекция (с презентацией)
Действительно, тема сегодняшнего урока «Театральные маски ». (слайд 11) (
повесить тему на доску, можно рядом вывесить маски комедии и трагедии)
Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.
Так, что же такое маска?
Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не
быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно
повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. У
каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты
и узоры, раскрашивали и украшали перьями. (слайд 12)
Традиция рядиться берет свое начало в глубокой древности, когда маска
была принадлежностью культов, обрядов и ритуалов. Предназначалась маска
в те времена для того, чтобы защитить человека от злых духов, отпугнуть их
или задобрить. Ритуальные маски существовали у разных народов, были они и
у русского народа. Но со временем люди стали использовать маску для
перевоплощения, для игры.
Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты.
(слайд 13)
Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями.
Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года.
Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей
кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково
удобно и веселиться, и драться на дуэли. По всему городу устраивают
веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А
костюмы и маски этого карнавала – настоящие произведения искусства.
(слайд 14).
Из карнавальных празднеств родилась итальянская комедия масок дель арте.
(слайд 1516) Это были спектаклиимпровизации, где актеры придумывали
сюжеты буквально «на ходу». Но зато персонажи всегда были неизменны. Для
этого актеры использовали маски. Представления дель арте проходили на
площадях городов. Так зарождался народный итальянский театр.
Но народный театр появился не только в Италии. Похожие театры
существовали во многих европейских странах, и во многих странах Азии. К
примеру, в Японии до сих пор существуют театры масок: Но, Кабуки и
другие. (слайд 17)
А как вы думаете, был ли народный театр в нашей стране?
Да!
Ктонибудь из вас знает, как назывались актеры русского народного театра?
Подскажу – они носили яркие костюмы, водили с собой дрессированных
медведей. (слайд 18)
Скоморохи. (слайд 19)
Да, и скоморохи для изображения разных персонажей использовали маски.
А знаете ли вы, когда еще у нас на Руси использовались маски? Может быть,
это были какието праздники?
На Рождество, на масленицу. (Ответы детей) (слайд 20)
(Ответы детей) Конечно, ребята, во время этих праздников, особенно на рождественские
Святки, люди надевали на себя специальные наряды и маски, открытые
участки тела покрывали сажей, в руки брали разные шумовые инструменты.
Такие люди назывались «ряжеными». (слайд 21)
И сегодня, в нашей стране, начиная с 1993 года, учреждена престижная
награда «Золотая маска» за лучшие театральные роли. (слайд 22)
И сегодня на уроке, мы с вами, ребята, поиграем. Каждый из вас попробует
создать свой образ.
- Для нашего перевоплощения нам понадобится….
Конечно же маска.
Кем мы сейчас станем?
Художниками!
Скажите, кто из БратьевМастеров придумывает образ персонажа?
Мастер Изображения.
Кто помогает создать форму маски?
Мастер Постройки.
А кто поможет нам украсить маску?
Мастер Украшения.
4. Физминутка.
Глазкам нужно отдохнуть (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вдох закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (глаза открыты – движение зрачков по часовой и
против часовой стрелки)
Многомного раз моргнут (частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо (легкое касание закрытых глаз кончиками пальцев )
Видят ваши глазки всё!!! (глаза широко открыты и улыбка на лице)
5. Практическая работа.
Создать маску театрального героя, стараясь передать характерные черты и
особенности. (слайд 23)
Прежде чем мы приступим к выполнению задания, напоминаю вам правила
работы с ножницами. (слайд 24)
Для создания маски мы должны помнить, что персонажи бывают разные, с
разным характером, с разным настроением. (слайд 25)
Веселье, грусть, удивление, равнодушие, злость, испуг мы называем
ЭМОЦИЯМИ! Видите, как меняется выражение лица в зависимости от эмоций? Меняется наклон бровей и глаз, изгиб рта. При выполнении задания
помните об этом!
Сначала мы создадим основу маски – лицо. (слайды 2629)
(При выполнении задания напомнить про симметрию человеческого лица.
Разъяснить про складывание пополам, вырезаем рот и нос со стороны
сгиба)
Затем дополним маску волосами, локонами, возможно – шляпами. Можно
приклеить усы, бороду, при желании даже нарисовать веснушки.
(Дети выполняют задание, учитель помогает. В конце урока небольшая
игра – дети представляются в образе маскиперсонажа, затем мини
выставка, обсуждение работ)
6. Игра “Маска кто ты?”
(По окончании урока проводится игра “Маска, кто ты?” Выставка готовых
работ учащихся)
Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски.
Кирсанов Сергей Васильевич
“Карнавал в Венеции”
Едва наденете Вы маску,
Как попадете сразу в сказку.
Встает с Венецией из вод
Перед глазами хоровод
Причудливых средневековых масок,
Предела нет палитре красок…(слайд 30)
Выставка и обсуждение работ.
7. Рефлексия « закончи предложение»
«За этот урок я понял, что…».
«Мне понравилось…».
«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».
« Мне захотелось…».(слайд 31)
До встречи на следующем уроке! (слайд 32)
Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: "Театральные маски".
Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: "Театральные маски".
Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: "Театральные маски".
Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: "Театральные маски".
Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: "Театральные маски".
Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: "Театральные маски".
Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: "Театральные маски".
Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: "Театральные маски".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.