Цветовая гамма. Цветовой круг. Штриховка и цветовой тон.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели по линиям развития: 1ЛР: Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения. Анализировать произведения Борисова-Мусатова и Явленского, используя полученные знания. Использовать цветовой круг для нахождения дополнительных и родственных цветов. Анализировать произведения, выполненные цветными карандашами, на примере работы С. Чехонина. 2ЛР: Смешивать цвета. Работать цветными и простым карандашами. Отрабатывать приёмы штриховки цветными карандашами. Подбирать и использовать дополнительные и родственные цвета при выполнении упражнений в рабочей тетради. 3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения живописи и графики и выражать своё отношение к ним на примере произведений В. Борисова-Мусатова, А. Явленского и С. Чехонина (или других художников по выбору учителя). Обязательный минимум содержания: цветовая гамма, цветовой круг (Н); контрастная цветовая гамма, спокойная цветовая гамма (П); штрих, линия, точка (Н); растушёвка (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Иконка файла материала konsp_izo_3kl_ur5-7.doc
Изобразительное искусство.  Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 3­й класс. – М.: Баласс,  2011.  Уроки 5–7. Тема: Цветовая гамма. Цветовой круг. Штриховка и цветовой тон.  Цели по линиям развития: 1ЛР:  Иметь   представление   о   цветовой   гамме   живописного   произведения.   Анализировать   произведения   Борисова­ Мусатова  и Явленского, используя полученные  знания.  Использовать  цветовой круг для нахождения  дополнительных  и родственных цветов. Анализировать произведения, выполненные цветными карандашами, на примере работы С. Чехонина. 2ЛР:  Смешивать   цвета.   Работать   цветными   и   простым   карандашами.   Отрабатывать   приёмы   штриховки   цветными карандашами.   Подбирать   и   использовать   дополнительные   и   родственные   цвета   при   выполнении   упражнений   в   рабочей тетради. 3ЛР:  Эмоционально воспринимать произведения живописи и графики и выражать своё отношение к ним на примере произведений В. Борисова­Мусатова, А. Явленского и С. Чехонина (или других художников по выбору учителя). Обязательный минимум содержания: цветовая гамма, цветовой круг (Н); контрастная цветовая гамма, спокойная  цветовая гамма (П); штрих, линия, точка (Н); растушёвка (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)  Этапы урока действия учителя Содержание действия учеников (возможные варианты) Формирование УУД, технология оценивания 1­й урок темы © ООО «Баласс», 2013 Страница 1I. Создание  проблемной  ситуации.  Актуализация  знаний. Учитель   записывает   тему   урока:   «Цветовая гамма»,  демонстрирует   два  произведения   (И. Борисов­Мусатов   «Весна»   и   А.   Явленский «Портрет») и просит ответить на вопросы. –  Какое   состояние   передал   в   картине   «Весна» Борисов­Мусатов? Спокойное или напряжённое? –  А   Явленский   в   «Портрете»?   Спокойное   или напряжённое?  – Как вы догадались?  Здесь   мнения   могут   разделиться,   кто­то обратит внимание на цвет, кто­то на линии, форму,   композицию.   В   этом   случае   учитель переходит к следующему диалогу: –  Ребята,   мнения   разделились.   Так   на   какой вопрос нам надо ответить? Но помним, что на этом уроке нам необходимо работать   с   цветом,   поэтому   мы   подводим детей к разговору о цвете. Если ребята сразу обратили внимание на цвет, то   диалог   можно   построить   следующим образом:  –  Вы   бы   смогли   в   своём   рисунке   передать состояние души или природы? 1 2 1 2  Возможные варианты ответов: – Спокойное. – Напряжённое. Отвечают. – Нет; это трудно; надо знать  как… Познавательные действия 1. Находить информацию в  учебнике (разворот, оглавление,  словарь, текст, схема,  иллюстрация), отделять известное от неизвестного. 2. Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами. 3. Группировать и сравнивать  факты, явления, понятия. 4. Представлять информацию в  развёрнутом и сжатом виде. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем  определять цель действий,  проговаривать план, предлагать  версии. 2. Работать по предложенному  плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность  своего задания, признавать  ошибки. © ООО «Баласс», 2013 Страница 2II.  Формулирование проблемы. –  Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем отвечать?  1  1  Как   художникам   удаётся передать   в   своих   картинах состояние души или природы? Возможен   другой   вариант проблемного вопроса. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли,  аргументировать, вступать в  беседу. 2. Слушать и понимать других,  участвовать в диалоге. © ООО «Баласс», 2013 Страница 3III. Поиск  решения  проблемы  (открытие нового знания).  Учитель предлагает открыть учебник на с. 26 и   поработать   с   текстом   в   технологии продуктивного чтения. 1. До чтения: –  Рассмотрите   выделенные   слова   в   тексте, прочитайте заголовок и ответьте на вопрос: о чём этот текст?  –  Слово  цветовая,   нам   понятно,   а   вот   слово гамма, наверное, не всем понятно. Кто знает, что оно означает? Если в классе есть ученики музыкальной школы, то   они   ответят,   если   нет,   то   учитель выступает в роли знатока музыки. – Значит, что такое цветовая гамма? 2. Во время чтения: – Проверьте себя по тексту (2­й абзац). Найдите в тексте,   какие   бывают   сочетания   цветов   (3–4­й абзацы)? 3. После чтения: –  Посмотрите ещё раз на картины и определите, какую гамму цветов подобрал для своей картины Борисов­Мусатов, а какую Явленский? 1 4 1 2 2 5  Дети рассматривают  страницу, отвечают  (возможные варианты  ответов): – О цветовой гамме.  Костюм, – причёска.   головной   убор, –  В музыкальной школе нас учат играть   гаммы   –   это   сочетание разных звуков, нот. – Цветовая гамма – это сочетание разных цветов. – Контрастные и сближенные. – Борисов­Мусатов – сближенную гамму, а Явленский –  контрастную. IV. Выражение  решения  проблемы. Учитель обращает внимание на проблемный  вопрос урока и предлагает детям ответить на  него. 2 4 Отвечают.  3. Выразительно читать чужие  тексты, создавать свои устные и  письменные тексты. 4. Договариваться о правилах  общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные  поступки как «плохие» или  «хорошие» с позиции  нравственных и эстетических  ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно  оцениваемых поступков  (хорошо/плохо) с позиции  нравственных и эстетических  ценностей. 3. В предложенных ситуациях  делать моральный выбор  поступка. 4. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного  отношения к творчеству – как  своему, так и других людей. © ООО «Баласс», 2013 Страница 4Выполняют. V. Применение  знаний  (продуктивные  задания). Учитель   предлагает   открыть   памятку   в учебнике   на   с.   62   и   выполнить   красками   в альбоме   упражнения   по   пунктам   2,   3,   6,   7. Используем   только   красный,   жёлтый,   синий, белый   и   чёрный   цвета.   Учитель   может придумать для каждого пункта свою фигуру, подобно той, что изображена на рис. 1, с. 62 учебника или предложить детям сделать это. Это может быть геометрическая составная фигура, или   фантастическое животное. необычный   цветок     получаем   Смешивая   основные   цвета, 1. составные. 2.   Смешивая   основные   и   составные,   получаем промежуточные цвета. 3. С помощью белил получаем пастельные цвета. 4.   С   помощью   чёрного   цвета   затемняем   цвета радуги.  4 2  © ООО «Баласс», 2013 Страница 5VI. Итог урока.  Рефлексия. Учитель   просит   показать   всем   ребятам наиболее удачные работы. 5 3  Учитель   предлагает   ученикам   оценить   свою деятельность. использовать технологию   оценивания   по   следующему алгоритму:    Можно   Выполняют. – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с  помощью? С чьей?  – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу?  5 1 3  VII. Домашнее  задание. 1. Принести рабочую тетрадь, лист А3, карандаш, краски (гуашь), кисти № 4, 6, 8. Записывают.  2­й урок темы © ООО «Баласс», 2013 Страница 6I. Актуализация  знаний. II. Поиск  решения  проблемы  (открытие нового знания). Учитель   записывает   тему   урока:   «Цветовая гамма.   Цветовой   круг»   и   напоминает   детям проблемный вопрос прошлого урока. Учитель   предлагает   ребятам   рассмотреть живописные произведения (по выбору учителя; можно произведения, представленные   в   учебнике)   и   определить,   в какой цветовой гамме они написаны. 1 3 4 использовать      1.   Найдите   в   цветовом   круге   пары 1. Учитель предлагает ребятам поработать в парах, открыть учебник на с. 27 или рабочую тетрадь на с. 2, рассмотреть цветовой круг и выполнить задания: – дополнительных цветов.  –  2.   Найдите   на   круге   тройки   родственных цветов. –  В   цветовом   круге   дополнительные   цвета находятся один напротив другого, а родственные – рядом. 1 3 1 2 4   Дети рассматривают картины  и отвечают (возможные  варианты ответов):   Дети   рассматривают   круг, отвечают   друг   другу,   потом учитель   просит   две­три   пары озвучить свои ответы. Познавательные действия 1. Находить информацию в  учебнике (разворот, оглавление,  словарь, текст, схема,  иллюстрация), отделять известное от неизвестного. 2. Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами. 3. Группировать и сравнивать  факты, явления, понятия. 4. Представлять информацию в  развёрнутом и сжатом виде. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем  определять цель действий,  проговаривать план, предлагать  версии. 2. Работать по предложенному  плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность  своего задания, признавать  ошибки. © ООО «Баласс», 2013 Страница 7III. Выражение  решения  проблемы. Учитель обращает внимание на проблемный  вопрос урока и предлагает детям ответить на  него.  2 4 Отвечают. IV. Применение  знаний  (продуктивные  задания). Выполняют. Учитель   предлагает   детям   выполнить творческое задание: – Нарисовать на листе форматом А3 композицию из  цветов, листьев  или  фруктов так, как будто они разбросаны на столе, а вы смотрите на них сверху.   Предметы   должны   быть   крупными, размером с половину ладошки. Лучше будет, если один предмет выглядывает из­под другого и если они расположены в некотором беспорядке.  – Выполнить композицию в красках. На листе не должно   остаться   ни   одного   белого   пятна,   за исключением   рамки   шириной   в   1   см   по   краям листа бумаги.  4 2 Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли,  аргументировать, вступать в  беседу. 2. Слушать и понимать других,  участвовать в диалоге. 3. Выразительно читать чужие  тексты, создавать свои устные и  письменные тексты. 4. Договариваться о правилах  общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные  поступки как «плохие» или  «хорошие» с позиции  нравственных и эстетических  ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно  оцениваемых поступков  (хорошо/плохо) с позиции  © ООО «Баласс», 2013 Страница 8V. Итог урока.  Рефлексия. Учитель   предлагает   обсудить   ребятам   свою работу:   что   получилось,   что   нет.   Можно использовать   технологию   оценивания   по следующему алгоритму:  Обсуждают. – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с  помощью? С чьей?  – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу?  5 1 3  VI. Домашнее  задание. 1. Доработать рисунок. Оформить его в паспарту. 2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш,  цветные карандаши. Записывают. 3­й урок темы нравственных и эстетических  ценностей. 3. В предложенных ситуациях  делать моральный выбор  поступка. 4. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного  отношения к творчеству – как  своему, так и других людей. © ООО «Баласс», 2013 Страница 9I. Актуализация  знаний. Выполняют. Учитель   записывает   тему   урока:   «Цветовой круг.   Штриховка   и   цветовой   тон»   и напоминает   детям   проблемный   вопрос прошлого урока. Учитель предлагает детям открыть рабочую  тетрадь на с. 2 и выполнить задания 1, 2.  Причём задание 2 выполняется по вариантам: – I вариант – изготовить круг из чистых цветов; – II вариант – изготовить круг из пастельных  цветов; – III вариант – изготовить круг из затемнённых  цветов. Учитель контролирует выполнение. II. Поиск  решения  проблемы  (открытие нового знания). 1.  Учитель   предлагает   детям   открыть учебник   на   с.   28,   рассмотреть   рис.   1,   2,   3   и ответить на вопросы: –  1.   Как   при   работе   цветными   карандашами можно усилить тон (по рис. 1)? –  2.   Как   можно   смешивать   цвета,   работая цветными карандашами (по рис. 2)? –  3.   Как   с   помощью   цветных   карандашей составить цветовой круг (по рис. 3)?  Отвечают. Познавательные действия 1. Находить информацию в  учебнике (разворот, оглавление,  словарь, текст, схема,  иллюстрация), отделять известное от неизвестного. 2. Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами. 3. Группировать и сравнивать  факты, явления, понятия. 4. Представлять информацию в  развёрнутом и сжатом виде. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем  определять цель действий,  проговаривать план, предлагать  версии. 2. Работать по предложенному  плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность  своего задания, признавать  ошибки. Коммуникативные действия © ООО «Баласс», 2013 Страница 10Отвечают. 2.  Учитель   предлагает   детям   открыть учебник   на   с.   29,   рассмотреть   работу   С. Чехонина «Портрет неизвестной» и ответить на вопросы: – Каким материалом пользовался художник? –  С помощью каких средств художнику удалось передать объём фигуры? –  С помощью каких средств художнику удалось передать настроение девушки, её характер? – Почему художник оставил недорисованным  платье своей модели? III. Выражение  решения  проблемы. IV. Применение  знаний  (продуктивные  задания). Учитель обращает внимание на проблемный  вопрос урока и предлагает детям ответить на  него.  2 4 Отвечают. Учитель предлагает выполнить задание 3 в  рабочей тетради на с. 2–3. Для детей, которые быстро справятся с заданием, можно  предложить выполнить композицию «Птицы  на дереве» на листе формата А5 или  выполнить задание 4 в рабочей тетради на с. 2– 3. Выполняют. 1. Высказывать свои мысли,  аргументировать, вступать в  беседу. 2. Слушать и понимать других,  участвовать в диалоге. 3. Выразительно читать чужие  тексты, создавать свои устные и  письменные тексты. 4. Договариваться о правилах  общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные  поступки как «плохие» или  «хорошие» с позиции  нравственных и эстетических  ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно  оцениваемых поступков  (хорошо/плохо) с позиции  нравственных и эстетических  ценностей. 3. В предложенных ситуациях  делать моральный выбор  поступка. © ООО «Баласс», 2013 Страница 11V. Итог урока.  Рефлексия. Учитель   предлагает   обсудить   ребятам   свою работу:   что   получилось,   что   нет.   Можно использовать   технологию   оценивания   по следующему алгоритму:  Обсуждают. – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с  помощью? С чьей?  – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу?  5 1 3  Доработать композицию. VI. Домашнее  задание. 4. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного  отношения к творчеству – как  своему, так и других людей. © ООО «Баласс», 2013 Страница 12

Посмотрите также