Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ
Цели: Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета народного быта ( прялки)
Задачи
Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении.
Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Оборудование и материалы:
1. Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок.
2. Художественные материалы.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам.
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задания.
6. Подведение итогов.
Ход урока
ПРЯХА
В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.
Русая головка, думы без конца...
Ты о чем взгрустнула, девица-краса?
Беседа.
Учитель. Ребята! Давайте представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окошка. Давайте заглянем внутрь! Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею - прялка с куделью, в руке - веретено. Вот они - русские прялки! (Демонстрация иллюстраций прялок) Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. (Демонстрация таблиц с типами прялок)
Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом. Этапы создания одежды сопровождались магическими ритуалами. Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы.
Еще в конце XIX — начале XX в. в русских деревнях совершались ритуалы по созданию «обыденной» вещи, то есть вещи, изготовленной за один день. Иногда во время стихийных бедствий крестьянки за одну ночь или за один день изготавливали ткань. До восхода солнца девушки со всего села собирались в одну избу, захватив столько льна, сколько можно взять за один раз. Они пряли, сохраняя глубокое ритуальное молчание. Когда холст был изготовлен, девушки, держа его над головой, обходили все село, а жители селения разводили костер из щепок, принесенных из каждого дома. Люди проходили под холстом, пронося грудных детей и больных. Считалось, что таким образом они переходят в новый мир, оставляя в прошлом болезни и несчастья. Затем холст, исчерпавший свои магические функции, предавали огню.
Прялка и веретено издавна вошли в человеческий быт. Чтобы уберечь руки пряхи от злых сил и обеспечить создание вещи-оберега, прялку и веретено украшали большим количеством солярных знаков. Сохранилось много народных сказок, в которых описан процесс прядения. Связанный с движением, он был строго регламентирован: совершая движение «по солнцу», веретено под пальцами мастерицы непрерывно преобразовывало хаотическую массу кудели в организованное начало — нить. Уже в глубокой древности люди связывали с нитью представление о протяженности жизни. На Руси долго существовал обычай перевязывать пупок новорожденного льняной ниткой, сплетенной с волосом матери или отца. «Повить» — значит перевязать, привязать, отсюда произошло слово «повитуха» (повивальная бабка). В ритуалах часто использовали нить красного цвета. Считалось, что он усиливает магические свойства.
Прялка часто была свадебным подарком жениха невесте. Ее украшали резным или расписным орнаментом. На лопасти прялки часто изображались путь солнца, день и ночь. Солярные знаки располагались в верхнем и нижнем ярусах лопасти (2-3). Между полдневным и ночным солнцем находился древний символ земли в виде прямоугольников, заштрихованных прямыми и косыми линиями, напоминающими вспаханное поле. На шейке прялки помещалось подземное солнце (на некоторых можно увидеть, как к этому солнцу тянется змей или ящер). На большинстве прялок с нижних углов лопасти свисают круги-серьги, символизирующие утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце. Они показывали непрерывное движение светила. На боковых вертикальных сторонах прялки вырезали волнистые линии, символизировавшие потоки воды. Иногда всю лопасть занимало изображение древа жизни, произраставшего из нижнего мира в верхний, солнечный мир (4).
Донца древних прялок не украшались, так как пряхи садились на них. Исключение составляют прялки, изготовленные в Городце, где расписные донца вешали на стену избы как картину.
На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, которые сохраняли именно национальную культуру, поэтому и русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм в первую очередь крестьянский, хотя было время, когда в нем ходили и купцы, и бояре, и другие сословия.
Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.
Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, - прялкой.
Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.