Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс. Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ
Оценка 4.6

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс. Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
изобразительное искусство
5 кл
05.03.2018
Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс.  Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ
Цели: Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета народного быта ( прялки) ЗАДАЧИ Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декора¬тивно-тематической композиции в ее украшении. Воспитывать уважительное отношение к своим древним кор¬ням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккурат¬ность, а также умение использовать полученные знания об орна¬менте в украшении модели прялки. Оборудование и материалы: 1. Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. ПЛАН УРОКА 1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. 2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элемен¬там. 3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенно¬стью их росписи. 4. Постановка художественной задачи. 5. Практическое выполнение задания. 6. Подведение итогов.Цели: Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета народного быта ( прялки) ЗАДАЧИ Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декора¬тивно-тематической композиции в ее украшении. Воспитывать уважительное отношение к своим древним кор¬ням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккурат¬ность, а также умение использовать полученные знания об орна¬менте в украшении модели прялки. Оборудование и материалы: 1. Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. ПЛАН УРОКА 1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. 2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элемен¬там. 3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенно¬стью их росписи. 4. Постановка художественной задачи. 5. Практическое выполнение задания. 6. Подведение итогов.
урок прялка.docx

Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ

Цели: Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета народного быта ( прялки)

Задачи

  Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декора­тивно-тематической композиции в ее украшении.

Воспитывать уважительное отношение к своим древним кор­ням и памяти предков.

Развивать творческую активность, трудолюбие, аккурат­ность, а также умение использовать полученные знания об орна­менте в украшении модели прялки.

Оборудование и  материалы:

1.       Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок.

2.     Художественные материалы.

ПЛАН УРОКА

1.     Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

2.   Дать определение понятию «прялка», ее основным элемен­там.

3.   Познакомить с разновидностью типов прялок и особенно­стью их росписи.

4.   Постановка художественной задачи.

5.   Практическое выполнение задания.

6.    Подведение итогов.

Ход урока

ПРЯХА

В низенькой светелке огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца...

Ты о чем взгрустнула, девица-краса?

Беседа.

Учитель. Ребята! Давайте представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонек чуть брезжит из одно­го окошка. Давайте заглянем внутрь! Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею - прялка с куделью, в руке - веретено. Вот они - русские прялки! (Демонстрация иллюстраций прялок) Люди труда в старину думали о том, чтобы пред­меты производства и быта были красивыми. Эти ху­дожественно, со вкусом из­готовленные прялки сви­детельствуют о стремле­нии народа к прекрасному. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравни­тельно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.  (Демонстрация таблиц с типами прялок)

Все предметы, которые предназначались для изго­товления одежды, украшались заклинательным орна­ментом. Этапы создания одежды сопровождались магическими ритуалами. Они гарантировали изготов­ление вещи, которая могла служить оберегом от не­чистой силы.

Еще в конце XIX начале XX в. в русских деревнях совершались ритуалы по созданию «обыденной» вещи, то есть вещи, изготовленной за один день. Иног­да во время стихийных бедствий крестьянки за одну ночь или за один день изготавливали ткань. До восхо­да солнца девушки со всего села собирались в одну избу, захватив столько льна, сколько можно взять за один раз. Они пряли, сохраняя глубокое ритуальное молчание. Когда холст был изготовлен, девушки, дер­жа его над головой, обходили все село, а жители се­ления разводили костер из щепок, принесенных из каждого дома. Люди проходили под холстом, проно­ся грудных детей и больных. Считалось, что таким образом они переходят в новый мир, оставляя в про­шлом болезни и несчастья. Затем холст, исчерпавший свои магические функции, предавали огню.

Прялка и веретено  издавна вошли в человечес­кий быт. Чтобы уберечь руки пряхи от злых сил и обес­печить создание вещи-оберега, прялку и веретено ук­рашали большим количеством солярных знаков. Со­хранилось много народных сказок, в которых опи­сан процесс прядения. Связанный с движением, он был строго регламентирован: совершая движение «по солнцу», веретено под пальцами мастерицы непрерыв­но преобразовывало хаотическую массу кудели в орга­низованное начало нить. Уже в глубокой древности люди связывали с нитью представление о протяжен­ности жизни. На Руси долго существовал обычай пе­ревязывать пупок новорожденного льняной ниткой, сплетенной с волосом матери или отца. «Повить» значит перевязать, привязать, отсюда произошло сло­во «повитуха» (повивальная бабка). В ритуалах часто использовали нить красного цвета. Считалось, что он усиливает магические свойства.


Прялка часто была свадебным подарком жениха невесте. Ее украшали резным или расписным орна­ментом. На лопасти прялки часто изображались путь солнца, день и ночь. Солярные знаки располагались в верхнем и нижнем ярусах лопасти (2-3). Между полдневным и ночным солнцем находился древний символ земли в виде прямоугольников, заштрихо­ванных прямыми и косыми линиями, напоминаю­щими вспаханное поле. На шейке прялки помеща­лось подземное солнце (на некоторых можно уви­деть, как к этому солнцу тянется змей или ящер). На большинстве прялок с нижних углов лопасти свиса­ют круги-серьги, символизирующие утреннее вос­ходящее и вечернее заходящее солнце. Они показы­вали непрерывное движение светила. На боковых вертикальных сторонах прялки вырезали волнистые линии, символизировавшие потоки воды. Иногда всю лопасть занимало изображение древа жизни, про­израставшего из нижнего мира в верхний, солнеч­ный мир (4).

Донца древних прялок не украшались, так как пря­хи садились на них. Исключение составляют прялки, изготовленные в Городце, где расписные донца веша­ли на стену избы как картину.

На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, которые сохраняли именно национальную культуру, поэтому и русский народный костюм дошел до нашего времени как кос­тюм в первую очередь крестьянский, хотя было вре­мя, когда в нем ходили и купцы, и бояре, и другие сословия.

 

Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов.

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, - прялкой.

Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не на­шлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу час­тичку своей души.

 

 

 


.


 

 


 

Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ Цели:

Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ Цели:

До восхо­ да солнца девушки со всего села собирались в одну избу , захватив столько льна , сколько можно взять за один раз

До восхо­ да солнца девушки со всего села собирались в одну избу , захватив столько льна , сколько можно взять за один раз

Прялка часто была свадебным подарком жениха невесте

Прялка часто была свадебным подарком жениха невесте

.

.

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс. Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс.  Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018