Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
6 кл
15.05.2018
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Рисунок - основа изобразительного искусства", разработан по программе Б.М. Неменского. Задачами урока является знакомство учащихся с разновидностями и особенностями рисунка. Развивать умение делать быстрые наброски и зарисовки графическим карандашом, фломастером.
Рисунок - основа.doc
Разработка урока по изобразительному искусству в 6 классе
Урок на тему: «РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА»
Цели:
∙ познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с
материалами для его выполнения;
∙ развивать навыки овладения техникой рисования;
∙ воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
∙ учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.
Формирование УУД:
Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (виды
рисунка), самостоятельно сравнивать объекты, определять виды рисунка,
графические материалы.
Метапредметные: выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь
с целью (команда выполняет зарисовки одного предмета), планировать
деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка), излагать своё
мнение в диалоге, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих
товарищей), организовывать работу в группе. Личностные: осознавать свои
интересы (что значит учиться видеть?), осваивать новые социальные роли
(критически осмысливать), понимать значение знаний для человека.
Оборудование: презентация «Рисунок основа изобразительного искусства».
План урока.
Беседа о рисунке, его видах, материалах для его выполнения.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение.
Подведение итогов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.
Рисунок важнейшие средство изучения и отображения действительности,
первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение
рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам,
скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и
географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения
рисунка. (Объяснения учителя сопровождаются показом слайдов презентации)
III. Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений о рисунке.
Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует
в быстрых и приблизительных рисункахнабросках, затем он накапливает нужные
наблюдения в рисункахэтюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию
произведения в рисункеэскизе. Один из величайших художников прошлого —
Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и
архитектором, сказал, что «рисунок есть высшая точка и живописи, и
скульптуры, и архитектуры; рисунок источник и корень всякой науки».
Для художника рисунок это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть
пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять, анализировать, глубже
воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного
мастерства, развитие художнического умения видеть и передавать увиденное в
своих произведениях начинается именно с рисунка.
По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто,
почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут
показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя
удержать мгновенное впечатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне
законченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень
своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть посвоему
художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.
Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии
очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания
предметов окружающего мира. Именно этот первоэлемент изображения линия
выступает в рисунке особенно ярко.
Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живописи и скульптуры
требуют для своего создания и большого времени. За это время очень часто
настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда
очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или
слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество он сохраняет в своем
облике как бы застывший процесс поиска, становления художественного образа.
Рисунки чаще всего выполняются художником для себя и потому наиболее
эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и
воспоминания. Рисунок самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного
искусства.
Ознакомление с материалами и техникой работы с рисунками.
Для рисования художники используют очень многие инструменты и материалы.
Первый и наиболее распространенный из них обыкновенный графитный
карандаш. Держат карандаш при рисовании особым образом, не так, как при
письме. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко
распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним
римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние
века к ним добавились оловянный и из сплава олова и свинца. След таких
карандашей плохо сохранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для
самостоятельных работ их использовали только для предварительных набросков,
которые затем уже дорабатывали пером или кистью.
В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности
металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень светлые линии,
поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи
серебряного карандаша по происшествии некоторого времени окислялись и
приобретали красноватокоричневый оттенок, становились более заметными.
Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную
проработку формы. Серебряным карандашом пользовались, великие мастера
Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.
Такие карандаши не могли получить широкого распространения. Революцию в
этом деле произвело открытие графита во второй половине XVI века в Англии. На
смену металлическим карандашам пришли графитные более темные и более
дешевые. Но и они имели крупные недостатки пачкались, не очень хорошо
держались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский
механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции,
изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной
особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его
штрихов.
Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне различных степеней
твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более
твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие буквой М (от 1М до
5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ. Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок от 1М
до 5М. Эти карандаши могут давать линии различной толщины, и диапазон
тоновых градаций от самого светлого до почти черного.
Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом сжигая
очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в
герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь материал
богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно сделать
маленький набросок и большое полотно.
Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной строгости и
скупости средств перовая техника учит художника очень внимательно
анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.
Виды рисунка.
Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.
Набросок произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров,
бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска быстрая фиксация
отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника.
Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.
Зарисовка с натуры краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том,
чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое
существенное, самое характерное, что в свою очередь дает возможность легче
запоминать и восстанавливать виденное.
Эскиз (французское esguisse) в изобразительном искусстве подготовительный
набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или
скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник
разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие
художественные средства.
Эскиз дает общее представление о том произведении, для которого он
исполняется.
Этюд (французское etude изучение) в изобразительном искусстве произведение
вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое с натуры. В
этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения
III. Практическая работа.
IV. Физкультминутка Задание.
Используя предложенные образцы рисунков из серии «зарисовки травянистых
растений», вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты
характера, настроение, поведение растений.
Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться
карандашами разной твердости.
Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1) Контроль организации рабочего места;
2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;
3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая чтолибо, можно
ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, штрихами,
которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели
эти приемы отразить.
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.