Дата: 06.02.17 и 07.02.17
Класс: 6Б и 6А
Цель: создать условия для формирования понятия о памятниках истории, монументального искусства и архитектуры Казахстана.
Задачи:
• дать определение понятиям «памятник истории», «памятник монументального искусства», «памятник архитектуры»;
• познакомить с культурным наследием Казахстана;
• воспитывать любовь и уважение к мировой и родной культуре, понимание необходимости защиты культурного наследия.
Ресурсы: презентация «Культурное наследие Казахстана», наглядности, видео «Музей под открытым небом».Дата: 06.02.17 и 07.02.17
Класс: 6Б и 6А
Цель: создать условия для формирования понятия о памятниках истории, монументального искусства и архитектуры Казахстана.
Задачи:
• дать определение понятиям «памятник истории», «памятник монументального искусства», «памятник архитектуры»;
• познакомить с культурным наследием Казахстана;
• воспитывать любовь и уважение к мировой и родной культуре, понимание необходимости защиты культурного наследия.
Ресурсы: презентация «Культурное наследие Казахстана», наглядности, видео «Музей под открытым небом».
Тема: Исторические памятника Казахстана.
Дата: 06.02.17 и 07.02.17
Класс: 6Б и 6А
Цель: создать условия для формирования понятия о памятниках истории,
монументального искусства и архитектуры Казахстана.
Задачи:
дать определение понятиям «памятник истории», «памятник
монументального искусства», «памятник архитектуры»;
познакомить с культурным наследием Казахстана;
воспитывать любовь и уважение к мировой и родной культуре, понимание
необходимости защиты культурного наследия.
Ресурсы: презентация «Культурное наследие Казахстана», наглядности, видео
«Музей под открытым небом».
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Ход урока
II. Повторение пройденного.
На прошлом уроке мы с вами рисовали жанр? (портрет)
Что такое портрет?
Виды портрета?
О каком виде изо идет речь?
…. это искусство проектировать и строить жилые и общественные здания,
оформляющие пространственную среду. В этой пространственной среде человеку
должнобыть максимально комфортно и приятно жить, учиться, работать,
заниматься спортом, отдыхать, осуществлять самую разнообразную деятельность.
(Архитектура)
III. Изучение нового материала.
Просмотрите видеоролик «Музей под открытым небом» и попробуйте
догадаться о чем будем говорить на уроке.
Вывод: будем говорить о памятниках архитектуры, археологии, истории и
монументального искусства.
Показ презентации «Культурное наследие Казахстана»
Какие объекты занесены в список памятников Всемирного Наследия?
Памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы,
связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием
общества и государства.Археологический памятник — объект материальной культуры, несущий в
себе определённый объём информации о прошлом. Синонимом этого понятия
может считаться термин «артефакт» (от лат. artefactum — искусственно
сделанное, — продукт человеческой деятельности).
К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные
скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство
зданий, витражи, а также произведения выполненные в иных техниках, в том числе и
многих новых технологических формаций.
Памятник архитектуры (градостроительства) – недвижимый или движимый
(фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный
объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или
международное значение и взят под охрану государства.Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи.
Мы с вами попали в Туркестан.
Ученик 1:
Туркестан – древний город наших прадедов. Он расположен между реками Каратау и
Сырдарья, на великом Шелковом пути. С востока и запада шли в город нескончаемые вереницы
караванов. В давние времена город назывался Шабгар, позднее его переименовали в город Яссы.
Слово Туркестан означает место, где остановились тюрки. С сакских времен наши прадеды
входят в тюркские племена. Они возводили этот город, открывали учебные заведения – медресе.
Старшим учителем в одном из них в Туркестане был Ходжи Ахмет Яссауи.
Себя Ахмет называл «Яссауичкий раб Ходжа». Он родился в городе прадедов – Исфиджабе
(Сайрам). Ахмет рос умным, талантливым мальчиком и стал известен на всем Востоке как
великий ученый просветитель.
Легенд про Ходжу Ахмета Яссауи очень много. Когда он дожил до возраста Мухаммеда, он
сказал: «Моя душа ничем не лучше его души, поэтому я не хочу видеть этот мир». Близкие вырыли
ему пещеру и построили жилье – килует. Вода и воздух проходили в пещеру через трубы.
Ушёл Ходжи Ахмет Яссауи в мир иной, будучи в ладу с собой, с миром, с мыслью о жизни
в раю.
Во время правления эмира Тамерлана была воздвигнута мечеть Ходжи Ахмета Яссауи.
Для построения этого сооружения тысячи людей вставали в один ряд и через тысячи рук
передавали жженые кирпичи. Фундамент укрепляли конскими копытами. Одно из самых великих
сооружений Туркестана строилось в течение десяти лет.
Известный в то время мастер Аблилялиз изготовил знаменитый казан в местности Карнак. Казан
выполнен из сплава семи металлов, в него помещается мясо семи лошадей. На внешней стороне
казана выгравировано на арабском языке имя мастера.
Земля Туркестана с давних времен является символом святости для нашего народа. Ханы,
восходя на престол, давали клятву на месте захоронения Ахмета Яссауи.
Посетив Туркестан, Вы, новое поколение, окунётесь в историю своей земли, отражённую в
каждом камне, в каждом кирпичике.
– А сейчас мы отправляемся в конечный пункт нашего путешествия – в город
Алматы (город, поселок, в котором живут ученики данного класса.)
В городе Алматы находится много замечательных исторических и культурных
памятников. Давайте мысленно пройдемся по некоторым достопримечательным
местам города.
Ученик 2:На главной площади города Алматы – площади Республики– стоит стела: парящий в
ослепительном небе южной столицы «золотой человек» управляет укрощенным крылатым барсом.
А вокруг него – символы вехи истории древней и многострадальной казахстанской земли. Этот
памятник подарил алмаатинцам авторский творческий коллектив под руководством Шоты
Валиханова.
«Золотой человек» символизирует твёрдую государственную власть на земле казахов. У
подножия стелы размещена скульптурная группа из аллегорических фигур: «Мудрецанеба»,
«Материземли» и двух фигур детей на жеребятах. Фигуры размещены по четырём сторонам света.
Эти фигуры вписываются в квадрат, олицетворяющий устойчивость и прочность.
По обеим сторонам стелы на расстоянии восемнадцати метров подковообразно по кругу
размещены десять рельефноскульптурных стенок, чередующихся с надписями. В них нашли
отражение исторические темы с древнейших времен до наших дней: образование государства,
защита Отечества, годы великих бедствий, национальноосвободительные движения, мировая
война, декабрьские события 1986 года, провозглашение Независимости и другие.
Парк имени 28 героевпанфиловцев…
– Интересно, почему этот парк назван именно так?
– А что вы знаете о герояхпанфиловцах?
Ученик 3:– В этом парке стоит интересное здание. Оно называется СвятоВознесенский кафедральный
собор. Его еще называют «Хранителем древностей». Архитектором собора был А.П.Зенков.
Строительство храма началось в 1904 году. Это уникальное здание, оно было построено из дерева,
без единого гвоздя. Собор примечателен еще и тем, что смог выдержать сильнейшее
землетрясение, которое было в 1911 году. Тогда у города было еще старинное название – город
Верный.
– Наш путь лежит в столицу нашей Родины, город Астану.
Ученик 4:
– В этом молодом, быстрорастущем городе много замечательных архитектурных построек,
которые обязательно станут историческими памятниками нашей Родины. Одним из таких
памятников является архитектурный комплекс «АстанаБайтерек». Этот монумент
символизирует священное дерево – дерево мудрости и стойкости.
На макете, на месте расположения столицы Казахстана, появляется флажок или рисунок
образ с надписью «Астана». В качестве символического образа можно взять «Байтерек».
IV. Физ. Минутка.
V. Практическая работа.
Вам предлагается нарисовать один из исторических архитектурных
сооружений Казахстана. Не забываем о правилах композиционного построения, о
законах линейной перспективы. Цветовое соотношение.
VI. Подведение итогов работы.
Демонстрация работ. Оценивание.
О каких исторических архитектурных памятниках Казахстана мы с вами
говорили на уроке.
VII. Домашнее задание.
Домашнее задание: сообщение о памятниках культуры города.
Принести альбомы, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или акварельные
краски и кисти, непроливайку.