конспект открытого урока Девочка со спичками Самаева И.И..doc
Планконспект открытого урока по литературе в 5 классе.
В рамках проведения Рождественских чтений в школе.
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
Учитель Самаева И.И.
Цель –
1.
2.
Познакомиться с жанром рождественского рассказа.
Развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья
над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, вера,
ответственность, доброта.
3. Продолжить работу учащихся с эпистолярным жанром открытка.
Задачи:
Образовательные: развитие понятия «святочный рассказ», знакомство с
творчеством Г.Х. Андерсена.
Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные
интересы, интеллектуальные способности.
Воспитательные: воспитывать милосердие, сострадание, доброту.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь рассказать о том, что такое святочный рассказ;
Регулятивные:
уметь самостоятельно находить пути решения поставленной проблемы;
уметь оценивать собственную деятельность.
Познавательные:
уметь представлять полученную информацию в виде схематичной записи;
уметь самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные:
уметь высказывать свою точку зрения и слушать мнение другого человека;
уметь подбирать адекватные речевые средства в письменной и устной речи.
Личностные:
развить сознательное стремление к добру; развить способность к проявлению милосердия и сострадания.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: компьютер, музыкальные колонки, интерактивная доска,
листочки А 5 (на весь класс), презентация, наклейки (колокольчики),
искусственная елка, ангелочек, свечи
Методы обучения: метод проблемного изложения
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
Описание этапов мероприятия
Этап
мероприятия
Содержание и
деятельность
учителя
1.Организационный
Приветствие. Проверка
готовности к занятию.
Мотивация.
какого
Атрибуты
праздника вы видите
на столе?
(Елка,
ангелочек, свеча)
Почему вы решили,
что это Рождество, а
не Новый год?
2.1 Основной.
Подготовительная
беседа.
Сегодня на уроке
поговорим об одной
православной
традиции русского
народа — празднике
«Рождество
Христово».
Рождество … Есть в
нем
что–то
волшебное, загадочное
и
необъяснимое.
Деятельность
обучающихся
УУД
Приветствуют
учителя.
Контролируют
рабочее место.
Реулятивные
:
самоорганиза
ция
Рождество.
Потому что
ангелочек, мы
редко
вспоминаем о
нем в Новый
год, там другие
персонажи
Слушают
музыку. После
прослушивания
отвечают:
Мы
отправимся в
путешествие
зимой.
Познаватель
ные:
поддержка
познавательно
го интереса
Личностные:
соблюдение
норм
поведения на
уроке
Коммуникат
ивные: выбор
речевых
средств для
выражения
своего
мнения
Личностные:
эстетическое
восприятие
форм искусства
Познаватель
ные:
поддержка
настроя на
познавательн
ый интерес
Нового года,
праздника,
счастья и проч.
Первая –
грустная, а
вторая –
праздничная
веселая.
Ученики
смотрят на
слайд,
эмоционально
воспринимают
картинку
(счастливая
семья) и
отвечают:
Нет, не все. У
когото
нет
семьи, у когото
нет дома и т.д.
Г.Х. Андерсен
(3 слайд)
Записывают в
тетрадь.
Рождество … Этот
праздник
полон
волнующих ожиданий,
предвкушения чуда и
надежд.
Рождество
…
Сегодня, как и две
тысячи лет назад, это
праздник милосердия
и
добра.
год
Каждый
приближение
этой
удивительной ночи
зажигает в наших
звездочки,
сердцах
идущие
от той
далекой путеводной
Вифлеемской звезды.
И мы понимаем: есть
рядом с нами другая,
невидимая страна. Все
в ней удивительно: в
ней благость и свет,
ее
законы
справедливы
и
милосердны, музыка
божественна,
ее
истины
ее
неисчерпаемы.
Это
Духовный
Мир,
царство
добрых
Ангелов, и дорога в
это царство открыта
для всех,
нужно
только распахнуть
свои сердца.
В этот день особенно
бережно
надо
относиться
к
ближним,
делать
дела.
благие
«Девочка со
спичками» — короткий святочный
рассказ Ганса
Христиана Андерсена,
написанный как
текстовое
сопровождение к
гравюре Иоганна
Лундбю (датск.)
русск. с
изображением юной
продавщицы спичек.
Опубликован в 1845
году.
«Девочка со
спичками» —
настоящая классика
святочного рассказа.
Это произведение не
только читают — по
нему снимают фильмы
и мультфильмы и
даже пишут оперы.
Запишем в тетрадь
по литературе имя
писателя.
Какие произведения
писателя вы знаете и
уже читали? (4 слайд)
святочный
Сегодня мы с вами
обратимся не к сказке,
а к другому жанру.
Это –
рассказ.
В конце нашего
занятия вы должны
определить
особенности
святочного рассказа,
2.2. Основной.
Разговор о
писателе,
называние понятия
«святочный
рассказ»
Познаватель
ные: настрой
на
самостоятель
ный отбор
необходимой
информации.
Перечисляют
названия
знакомых
сказок, обращая
внимание на
слайде, где
отображены
обложки книг
Г.Х.Андерсена.
Записывают
название жанра
в тетрадь чем он отличается от
других жанров.
Мы с вами
обращаемся
к
рассказу «Девочка со
спичками», 1845 г. (5
слайд)
Учитель рассказывает
предысторию
написания рассказа.
Учитель
задает
проблемные вопросы,
не требуя ответа,
настраивает учеников
на работу (6 слайд):
Так что же это за
святочный рассказ?
Почему под Новый
год
писатель
обратился к такой
теме?
Какое пожелание
всем людям сокрыто в
этом рассказе?
Можете ли вы сейчас
ответить на эти
вопросы?
Мы ответим на эти
вопросы после того,
как
посмотрим
которую
сценку,
подготовили
ваши
одноклассники.
Учитель читает до 1
остановки Начало:
«Как холодно было в
этот вечер!» До «и
так измучилась,
бедняжка!»
2.3. Основной.
Чтение рассказа с
отановками
Обсуждение
рассказа.
Эмоционально
воспринимают
изображение
гравюры, на
которую и был
написан
рассказ.
Слушают.
Ученики не
могут ответить
на заданные
вопросы.
В канун
Рождества
Христова.
С
кратким
сообщением о
празднике
–
Рождестве
Коммуникат
ивные: отбор
адекватных
речевых
средств для
выражения
собственного выступает
ученик.
Люди верят в
хорошее,
в
Люди
добро.
должны быть
милосердны
друг к другу,
помогать
ближнему.
продающая
спички.
Девочка,
мнения,
адекватное
восприятие
чужой точки
зрения.
Познаватель
ные:
поддержка
познавательно
го интереса,
использовани
е доступной
информации
для ответов
на
поставленные
вопросы
Прохожие не
обращают на
нее внимания,
им все равно.
Они
не
покупают у нее
спички
и
милостыню не
подают.
Когда происходит
действие?
Что это за праздник?
Почему
люди
празднуют Рождество?
Какие чувства у
людей вызывает этот
праздник?
Кто главная героиня
рассказа?
А комунибудь из
героев рассказа жалко
ее?
Чтение
от
«Снежинки садились
на …» до «… щели в
тенах и заткнуты
соломой и тряпками»
Как она проводит
канун Рождества?
Почему она не
празднует дома с
семьей?
На улице,
продает спички.
У нее дома
холодно,
жестокий отец,
мама и бабушка
Нет
умерли. Какие чувства у вас
вызывает положение
девочки?
семьи.
Грустно,
жалко девочку,
потому что у
нее
нет
праздника.
Добрым,
милосердным,
помогать
ближнему и т.д.
Работа с кругами
Что хочет сказать
этим автор? Каким
нужно быть
по
отношению к людям,
особенно в Новый
год?
Ученик
пересказывает
финал.
Обучающиеся
выражают свое
мнение
–
понравился им
финал или нет и
почему.
Давайте попробуем
изобразить
графически, а потом и
в цвете эти две
стороны жизни.
лежит круг, разделите
его пополам.
Перед вами
Первая половина –
это жизнь нашей
героини.
Из чего она состоит?
Давайте вспомним.
Так из чего же
состоит жизнь
(Голод, страх,
холод, побои,
потеря
любимой
бабушки.) /Дети
записывают:
тёплая комната,
горячая печка,
жареный гусь с
черносливом и
яблоками,
рождественская
ёлка,
праздник…/
девочки?
Запишите это в
первую часть круга,
которая означает
жизнь девочки.
Чтение рассказа до
слов: «…жареный
гусь и большая
чудесная елка!»
А вторая половина
это жизнь, которую
девочка видит в ярко
освещённых окнах
богатых домов.
А теперь закрасьте
обе половинки,
используя цвета,
наиболее точно
передающие обе
стороны жизни.
(хожу и смотрю по
рядам).
Для девочки эти обе
стороны жизни тоже
существовали. Но
каким образом?
Первая половина –
это реальная
настоящая её жизнь, а
вторая – та, о которой
героиня мечтала.
Только волшебные
спички могли дать ей
возможность увидеть
её. Когда они гасли,
всё исчезало.
Волшебство заканчивалось.
Вспомните как обычно
заканчиваются сказки?
Каково ваше мнение
каков финал нашей
истории? Как автор
заканчивает
повествование?
Чтение до конца
Что происходит в
финале
рассказа?
Понравился ли вам
финал? Почему?
Добро
побеждает зло;
Зло наказано;
Счастливый
конец.
Делятся
мнениями.
Грустный финал
какое чувство у нас
вызывает? Что
сильнее на нас
действует, трогает
наши души – грустный
финал или хороший?
Зачем автору нужен
был грустный финал?
Грустный
финал
действует на
нас
сильнее.
Хочется помочь
девочке,
её
очень жалко.
А как хочет автор на
нас повлиять?
Автору нужен
грустный
финал,
чтобы
повлиять на нас
– читателей.
Автор хочет,
чтобы люди
стали добрее и
милосерднее. 2.5. Основной.
Итоги обсуждения.
к
Возвращаемся
вопросам:
Так что же это за
святочный рассказ?
под
Почему
Рождество писатель
обратился к такой
теме?
Какое пожелание всем
людям сокрыто в этом
рассказе?
2.6. Основной.
Творческое задание
Все мы чтото
желаем друг другу в
Рождество. Андерсен
– писатель, и он
написал пожелание
для всех нас. Но оно
осталось скрытым в
рассказе, который мы
с вами сегодня
увидели.
Давайте
раскроем
это
пожелание и напишем
Ученики
возвращаются к
записи в
тетради –
святочный
рассказ.
Записывают под
руководством
учителя
особенности
святочного
рассказа:
действие
Святочный
рассказ:
происходит
перед
Рождеством
чудеса
финал –
трагичный и
счастливый
автор
хочет
пробудить
читателе
светлые чувства
– доброты и
милосердия к
ближнему.
Ученики
получают
листочки. Они
записывают
пожелания от
лица писателя.
в
«Дорогой друг,
в канун
Рождества хочу
тебе
Познаватель
ные:
формулирова
ние выводов
после
проведенной
беседы
Коммуникат
ивные:
использовани
е адекватных
речевых
средств в
письменной и
устной речи
Личностные:
развитие
творческого
потенциала,
формировани
е гуманного
отношения к
человеку
Коммуникат
ивные:
использовани Рождественскую
открытку от Г.Х.
Андерсена
Какое пожелание
читателю
написал
Андерсен?
Учитель
раздает
листочки каждому
ученику.
пожелать….
всегда в твоем
сердце,
Г.Х.Андерсен»
Ученики
пользуются
цветными
карандашами
ручками и т.д.
е адекватных
речевых
средств в
письменной и
устной речи
Познаватель
ные:
оформление
выводов в
нестандартно
м виде
3. Домашнее
задание
собирает
Учитель
готовые
рождественские
открытки,
перемешивает их и
раздает
каждому
ученику.
Я предлагаю дома
придумать какое –
нибудь чудо, которое
бы изменило жизнь
девочки. Сочините
свой конец сказки, и
пусть он будет
счастливым.
4. Итоги
мероприятия.
Рефлексия.
Самое главное, что
мы не уходим с
пустыми руками.
На память о нашем
уроке я хочу вам
подарить
колокольчики,
которые
будут
Регулятивны
е: оценивание
собственной
деятельности,
подведение
итого
собственной
работы
Каждый
получает
открытку,
читает
пожелания.
Рождественское
настроение,
открытки,
пожелание
Андерсена быть
добрыми и
неравнодушным
и к другим
людям. Знания напоминать вам о том,
что гдето,
может
совсем рядом, есть
люди, которым плохо.
Учитель
раздает
наклейки
–
колокольчик.
– что такое
святочный
рассказ.
Ученики
вклеивают на
память в
тетрадь.
Завершить наше
мероприятие хочется
словами
Геннадия
Цыферова,
который
писал об Андерсене
так: «Знаешь ли ты,
например, как льют
колокольчики?
В
каждый колокольчик
обязательно
добавляют
каплю
серебра. Вот он и
звенит…
Если
добавить
грусти,
звенит.
в
сказку
каплю
она тоже
Всякий раз после
сказки Андерсена вы
словно слышите звон,
долгий и робкий.
Потом можно даже
забыть, о чем она, но
робкий звон остается
в сердце».
Надеюсь, ребята. и в
вашем
сердце
останется такой звон.
…
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.