Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
09.01.2019
Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
конспект открытого урока Девочка со спичками Самаева И.И..doc
План­конспект открытого урока по литературе в 5 классе. В рамках проведения Рождественских чтений в школе. Г.Х. Андерсен  «Девочка со спичками»  Учитель Самаева И.И. Цель – 1. 2.  Познакомиться с жанром рождественского рассказа.  Развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья  над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, вера,  ответственность, доброта. 3. Продолжить работу учащихся с  эпистолярным жанром ­ открытка. Задачи:  Образовательные:   развитие   понятия   «святочный   рассказ»,   знакомство   с творчеством Г.Х. Андерсена. Развивающие:   развивать   самостоятельность   мышления,   познавательные интересы, интеллектуальные способности. Воспитательные: воспитывать милосердие, сострадание, доброту. Планируемые результаты: Предметные: ­ уметь рассказать о том, что такое святочный рассказ; Регулятивные: ­ уметь самостоятельно находить пути решения поставленной проблемы; ­ уметь оценивать собственную деятельность. Познавательные: ­ уметь представлять полученную информацию в виде схематичной записи; ­ уметь самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: ­ уметь высказывать свою точку зрения и слушать мнение другого человека; ­ уметь подбирать адекватные речевые средства в письменной и устной речи. Личностные: ­ развить сознательное стремление к добру; ­ развить способность к проявлению милосердия и сострадания. Тип занятия: комбинированный. Оборудование: компьютер, музыкальные колонки, интерактивная доска,  листочки А 5 (на весь класс), презентация, наклейки (колокольчики),  искусственная елка, ангелочек, свечи Методы обучения: метод проблемного изложения Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая Описание этапов мероприятия Этап мероприятия Содержание и деятельность учителя 1.Организационный Приветствие. Проверка готовности к занятию. Мотивация. какого Атрибуты   праздника   вы   видите на   столе?   (Елка, ангелочек, свеча) Почему   вы   решили, что   это   Рождество,   а не Новый год? 2.1 Основной.  Подготовительная  беседа. Сегодня   на   уроке поговорим   об   одной православной традиции   русского народа   —   празднике «Рождество Христово».  Рождество   …   Есть   в нем что–то волшебное, загадочное и необъяснимое.      Деятельность обучающихся УУД Приветствуют  учителя.  Контролируют  рабочее место. Реулятивные :  самоорганиза ция ­Рождество. Потому что  ангелочек, мы  редко  вспоминаем о  нем в Новый  год, там другие  персонажи Слушают  музыку. После  прослушивания  отвечают: ­ Мы  отправимся в  путешествие  зимой. Познаватель ные:  поддержка  познавательно го интереса Личностные: соблюдение  норм  поведения на  уроке Коммуникат ивные: выбор  речевых  средств для  выражения  своего  мнения Личностные: эстетическое  восприятие  форм искусства Познаватель ные:  поддержка  настроя на  познавательн ый интерес ­ Нового года,  праздника,  счастья и проч. ­ Первая –  грустная, а  вторая –  праздничная  веселая. Ученики  смотрят на  слайд,  эмоционально  воспринимают  картинку  (счастливая  семья) и  отвечают:  ­ Нет, не все. У кого­то нет семьи, у кого­то нет дома и т.д.   ­ Г.Х. Андерсен (3 слайд) Записывают в  тетрадь.   Рождество   …   Этот праздник полон волнующих ожиданий, предвкушения   чуда   и надежд.  Рождество   … Сегодня,   как   и   две тысячи лет назад, это праздник   милосердия и добра.        год Каждый приближение этой удивительной   ночи зажигает   в   наших звездочки, сердцах   идущие   от   той далекой   путеводной Вифлеемской   звезды. И   мы   понимаем:   есть рядом с  нами  другая, невидимая страна. Все в   ней   удивительно:   в ней   благость   и   свет, ее законы справедливы и милосердны,   музыка божественна, ее     истины ее неисчерпаемы.   Это Духовный   Мир, царство добрых Ангелов,   и   дорога   в это   царство   открыта для   всех,   нужно только   распахнуть свои сердца.  В  этот   день   особенно бережно надо     относиться к ближним, делать дела. благие           «Девочка со  спичками» — короткий святочный  рассказ Ганса  Христиана Андерсена, написанный как  текстовое  сопровождение к  гравюре Иоганна  Лундбю (датск.)  русск. с  изображением юной  продавщицы спичек.  Опубликован в 1845  году. «Девочка со  спичками» —  настоящая классика  святочного рассказа.  Это произведение не  только читают — по  нему снимают фильмы и мультфильмы и  даже пишут оперы. ­   Запишем   в   тетрадь по   литературе   имя писателя. ­ Какие произведения  писателя вы знаете и  уже читали? (4 слайд)  святочный ­   Сегодня   мы   с   вами обратимся не к сказке, а к другому жанру. Это   – рассказ. В   конце   нашего занятия   вы   должны определить особенности святочного   рассказа, 2.2. Основной.  Разговор о  писателе,  называние понятия  «святочный  рассказ» Познаватель ные: настрой  на  самостоятель ный отбор  необходимой  информации. Перечисляют  названия  знакомых  сказок, обращая внимание на  слайде, где  отображены  обложки книг  Г.Х.Андерсена. Записывают  название жанра  в тетрадь чем   он   отличается   от других жанров.   Мы   с   вами ­ обращаемся к рассказу   «Девочка   со спичками», 1845  г. (5 слайд) Учитель   рассказывает предысторию написания рассказа.   Учитель задает проблемные   вопросы, не   требуя   ответа, настраивает   учеников на работу (6 слайд): ­   Так   что   же   это   за святочный рассказ?    ­   Почему   под   Новый год писатель обратился   к   такой теме? ­   Какое   пожелание всем людям сокрыто в этом рассказе?  ­ Можете ли вы сейчас ответить   на   эти вопросы?   ­  Мы   ответим   на   эти вопросы   после   того, как посмотрим   которую сценку, подготовили   ваши одноклассники. Учитель читает до 1  остановки Начало:  «Как холодно было в этот вечер!» До «и  так измучилась,  бедняжка!» 2.3. Основной.  Чтение рассказа с  отановками  Обсуждение  рассказа. Эмоционально  воспринимают  изображение  гравюры, на  которую и был  написан  рассказ.  Слушают. Ученики не  могут ответить  на заданные  вопросы.  В   канун ­ Рождества Христова. С   кратким сообщением   о празднике   – Рождестве Коммуникат ивные:   отбор адекватных речевых средств   для выражения собственного выступает ученик. ­ Люди верят в хорошее, в   Люди добро. должны   быть милосердны друг   к   другу, помогать ближнему. ­ продающая спички.  Девочка, мнения, адекватное восприятие чужой   точки зрения. Познаватель ные: поддержка познавательно го   интереса, использовани е   доступной информации для   ответов на поставленные вопросы ­   Прохожие   не обращают   на нее   внимания, им   все   равно. Они не покупают  у нее спички и милостыню   не подают.      Когда   происходит ­ действие? ­ Что это за праздник? Почему люди празднуют Рождество?   ­ Какие чувства у  людей вызывает этот  праздник? ­ Кто главная героиня рассказа? ­   А   кому­нибудь   из героев рассказа жалко ее?   Чтение от «Снежинки садились на …» до «… щели в тенах   и   заткнуты соломой и тряпками» ­   Как   она   проводит канун Рождества? ­   Почему   она   не празднует   дома   с семьей? ­   На   улице, продает спички. ­   У   нее   дома холодно, жестокий   отец, мама и бабушка   Нет умерли. ­ Какие чувства у вас вызывает   положение девочки?     семьи. Грустно, ­ жалко   девочку, потому   что   у нее нет праздника. ­ Добрым,  милосердным,  помогать  ближнему и т.д. Работа с кругами ­   Что   хочет   сказать этим   автор?     Каким нужно   быть   по отношению   к   людям, особенно   в   Новый год? Ученик пересказывает финал.  Обучающиеся выражают   свое мнение – понравился   им финал или нет и почему.   Давайте попробуем  изобразить  графически, а потом и в цвете эти две  стороны жизни.  лежит круг, разделите  его пополам.        Перед вами  Первая половина –  это жизнь нашей  героини.  Из чего она состоит?  Давайте вспомним. ­ Так из чего же  состоит жизнь  (Голод, страх,  холод, побои,  потеря  любимой  бабушки.) /Дети  записывают:  тёплая комната, горячая печка,  жареный гусь с  черносливом и  яблоками,  рождественская ёлка,  праздник…/ девочки? ­ Запишите это в   первую часть круга,  которая означает  жизнь девочки. Чтение рассказа до  слов: «…жареный  гусь и большая  чудесная елка!» ­А вторая половина  ­ это жизнь, которую  девочка видит в ярко  освещённых окнах  богатых домов. ­ А теперь закрасьте  обе половинки,  используя цвета,  наиболее точно  передающие обе  стороны жизни.             (хожу и смотрю по  рядам). ­ Для девочки эти обе  стороны жизни тоже  существовали. Но  каким образом?  Первая половина –  это реальная  настоящая её жизнь, а  вторая – та, о которой героиня мечтала.  Только волшебные  спички могли дать ей  возможность увидеть  её. Когда они гасли,  всё исчезало.  Волшебство заканчивалось. Вспомните как обычно заканчиваются сказки? Каково ваше мнение­  каков финал нашей  истории? Как автор  заканчивает  повествование? Чтение до конца ­   Что   происходит   в финале рассказа? Понравился   ли   вам финал? Почему?     Добро ­ побеждает зло; Зло   наказано; Счастливый конец. Делятся мнениями.   ­ Грустный финал  какое чувство у нас  вызывает? Что  сильнее на нас  действует, трогает  наши души – грустный финал или хороший? ­ Зачем автору нужен был грустный финал? Грустный финал действует   на нас сильнее. Хочется помочь девочке, её   очень жалко.   ­ А как хочет автор на  нас повлиять? ­ Автору нужен грустный финал,   чтобы повлиять на нас – читателей. ­   Автор   хочет, чтобы   люди стали   добрее   и милосерднее. 2.5. Основной.  Итоги обсуждения.     к Возвращаемся вопросам: Так   что   же   это   за святочный рассказ?  под Почему Рождество   писатель обратился   к   такой теме? Какое пожелание всем людям сокрыто в этом рассказе? 2.6. Основной.  Творческое задание ­   Все   мы   что­то желаем   друг   другу   в Рождество.   Андерсен –   писатель,   и   он написал   пожелание для   всех   нас.   Но   оно осталось   скрытым   в рассказе,   который   мы с   вами   сегодня увидели.   Давайте раскроем это пожелание и напишем   Ученики  возвращаются к записи в  тетради –  святочный  рассказ.  Записывают под руководством  учителя  особенности  святочного  рассказа: действие Святочный рассказ:  происходит перед Рождеством  чудеса  финал   – трагичный   и счастливый  автор хочет пробудить читателе светлые чувства –   доброты   и милосердия   к ближнему. Ученики  получают  листочки. Они  записывают  пожелания от  лица писателя.    в «Дорогой друг,  в канун  Рождества хочу тебе  Познаватель ные:  формулирова ние выводов  после  проведенной  беседы Коммуникат ивные:  использовани е адекватных  речевых  средств в  письменной и  устной речи Личностные: развитие  творческого  потенциала,  формировани е гуманного  отношения к  человеку Коммуникат ивные:  использовани Рождественскую открытку   от   Г.Х. Андерсена ­   Какое   пожелание читателю   написал Андерсен?  Учитель раздает листочки   каждому ученику.   пожелать…. всегда в твоем  сердце,  Г.Х.Андерсен» Ученики  пользуются  цветными  карандашами  ручками и т.д. е адекватных  речевых  средств в  письменной и  устной речи Познаватель ные:  оформление  выводов в  нестандартно м виде 3. Домашнее  задание     собирает Учитель готовые рождественские открытки, перемешивает   их   и раздает каждому ученику. ­Я предлагаю дома  придумать какое –  нибудь чудо, которое  бы изменило жизнь  девочки. Сочините  свой конец сказки, и  пусть он будет  счастливым. 4. Итоги  мероприятия.  Рефлексия. ­   Самое   главное,   что мы   не   уходим   с пустыми руками.  На   память   о   нашем уроке   я   хочу   вам подарить колокольчики, которые будут   Регулятивны е: оценивание собственной  деятельности, подведение  итого  собственной  работы Каждый  получает  открытку,  читает  пожелания. ­ Рождественское настроение,  открытки,  пожелание  Андерсена быть добрыми и  неравнодушным и к другим  людям. Знания напоминать вам о том, что   где­то,   может совсем   рядом,   есть люди, которым плохо. Учитель раздает наклейки –   колокольчик.   – что такое  святочный  рассказ. Ученики  вклеивают на  память в  тетрадь. ­   Завершить   наше мероприятие   хочется словами   Геннадия Цыферова,   который писал   об   Андерсене так:   «Знаешь   ли   ты, например,   как   льют колокольчики? В каждый   колокольчик обязательно добавляют каплю серебра.   Вот   он   и звенит…     Если   добавить грусти, звенит.     в сказку каплю   она   тоже Всякий   раз   после сказки   Андерсена   вы словно   слышите   звон, долгий   и   робкий. Потом   можно   даже забыть,  о чем  она,  но робкий   звон   остается в сердце». ­Надеюсь, ребята. и в вашем сердце останется такой звон.   ­ …

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"

Конспект урока по литературе 5 класс Г.Х.Анднерсен "Девочка со спичками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2019