Конспект урока по литературе, 8 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе, 8 класс

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
русская литература
Взрослым
03.05.2018
Конспект урока по литературе, 8 класс
урок по литературе в 8 классе, связан с предметом история, пугачев, пугачевское восстание. урок. ставится проблемная ситуация.в течение урока дети должны разрешить проблему. лингвистический анализ текста, идет словарная работа. рассматриваем роль пейзажа и интерьера в художественном тексте. это позволяет детям глубже проанализировать произведениеконспекты уроков по литературе
19 октября.docx
ВСТРЕЧА С ВОЖАТЫМ. МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УРОК 10 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВСТРЕЧИ Знания на уроке: литературный портрет, внимание к слову.  Словарная работа: милосердие. ХОД УРОКА I. Ответы учащихся на вопросы домашнего задания. II. Задание. Прочитайте эпиграф ко второй главе — отрывок из народной песни о незнакомой стороне. К кому из героев можно отнести слова этой песни? Мнения  учащихся  не  должны  совпасть,   так  как  эпиграф  «раздваивается»   —  и проясняет   состояние   Гринева,   и   усиливает   впечатление   об   энергии   духа   вожатого.   В эпиграфе звучат мотивы удали, молодечества и вместе с тем обреченности. III. Ролевое чтение: а) эпизода появления вожатого; б) «воровского разговора» хозяина постоялого двора с вожатым. Как в речи вожатого отражается веселая удаль? (Рифмованный строй речи этого человека вызывает чувство легкости и лукавства, скрытой силы и талантливости.) IV.  Найдите   обращение   Гринева   к   вожатому,   когда   он   вошел   в   горницу, прочитайте их диалог: «— Где же вожатый? — спросил я у Савельича. — Здесь, ваше благородие, — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза. — Что, брат, прозяб? — Как не прозябнуть в одном худеньком армяке!» и т.д. Чем необычно такое обращение? (Нарушены социальные условности: дворянин в босяке, мужике увидел брата.) V.  Как наутро благодарит Гринев спасителя? (Он хочет подарить ему полтину1 денег   на   водку,   а   затем,   когда   прижимистый   Савельич,   верный   страж   барского   добра, возражает, приказывает отдать вожатому свой заячий тулуп.) VI. Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому. («Он   его   пропьет,   собака,   в   первом   кабаке...»,   «Бога   ты   не   боишься,   разбойник!..   Ты видишь, что дитя не смыслит, а ты и рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!») Итак,   Савельич   боится   незнакомца,   видит   в   нем   вор,   разбойника,   пьяницу. Савельич прав в том, что подарок бессмыслен (дело даже не в том, что тулуп дорог). «Ты же изволил подвезти его к постоялому двору!» Действительно, не только вожатый спас путников,   подвели  его  бредущего,   плохо  одетого,  к  умету.  Да  не  налезает   юношеский тулуп на «окаянные плечища». VII. А как реагирует бродяга на «барский» подарок? («Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...». Он кое­как умудрился и надел его (тулуп), распоров по швам. «... Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».) 1 Полтина — то же, что полтинник (50 копеек). См.: Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3.  М.: Русский язык, 1983. С. 270. VIII. Почему такие теплые слова говорит вожатый за не подходящий ему тулуп? (Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком не что иное. И помог контрасту, именно Савельич. Два отношения к человеку: для одного ­ «собака»,   «пьяница   оголтелый»,   для   другого   —   «брат».   «Две   правды:   одна   по­хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к его достоинству. А человеку холодно... И если мы безразлично   проходим   мимо   человека,   которому   холодно,   то   это,   вообще   говоря, кощунственно».)2 Что же такое милосердие? (Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, вызванная такими чувствами.)3 IХ. Чем можно ответить на милосердие? Чем его измерить? (Только милосердием же.) Но   наши   герои   отправились   дальше,   и   Гринев   скоро   позабыл   и   о   вьюге,   и   о вожатом, и о заячьем тулупе. Х.  Как автор возвращает своего героя с высоты нравственного и милосердного поступка и показывает его озорство и легкомыслие? (Комичный эпизод, когда Петруша объясняет генералу­немцу значение поговорки «держать в ежовых рукавицах».) Домашнее задание. Читать главы III—V. ОБМАНЧИВАЯ ТИШИНА В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ. УРОК 11 ГРИНЕВ И ШВАБРИН. ПРОБЛЕМЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА, НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТУПКА Знания на уроке: роль пейзажа и интерьера в художественном тексте. Словарная работа: эпитет, кодекс дворянской чести. 1. Главе «Крепость» предшествует эпиграф — отрывок из  солдатской песни о «фортеции» (устаревшее военное название крепости). Какое настроение выражено в этой песне?   (Боевое,   бравое   настроение,   в   песне   показана   готовность   отразить   вторжение «лютых врагов».) ХОД УРОКА Задание. Какой представлялась Петруше боевая крепость в его воображении и что оказалось на самом деле? В рабочих тетрадях учащихся можно сделать такую табличку4: 2 Касатонов В. Хождение по водам. (Религиозно­нравственный смысл «Капитанской  дочки» АС. Пушкина). // Наш современник. № 1. 1994. С. 167. 3 Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. М.: Русский язык, 1982. С. 269. 4 Чтобы заполнить графы данной таблицы, нужно подчеркнуть в тексте эпитеты  (прилагательные, выражающие авторскую оценку) вместе с определяемыми  существительными. Представления Гринева о боевой крепости Грозные бастионы, башни, вал. Начальник   —   строгий,   сердитый старик,   готовый   за   всякую   безделицу сажать под арест на хлеб и воду. Реальная картина Деревушка, окруженная забором. Скривившаяся мельница. Старая чугунная пушка у ворот. Старый инвалид нашивал заплату. Старушка   в   телогрейке   с   платком. Кривой   старичок   в   офицерском мундире. «Никто не встретил меня». Какие чувства вызвало у Петруши место его будущей службы? («И вот в какой стороне осужден я проводить свою молодость! Тоска взяла меня...») 2. Чем вызвана тоска героя? (Впечатлениями от убогой крепости, от стариков­ инвалидов,   встретивших   Гринева,   от   пейзажей,   которыми   начинается   и   заканчивается первый день в Белогорской крепости.) 3.   Какие   новые   впечатления   принес   Гриневу   второй   день   пребывания   в   ней? (Нужно, чтобы учащиеся выразительно прочитали или пересказали близко к тексту эпизод военного учения» под руководством капитана. Конечно, это выглядит комично. Комизм усиливают   такие   детали,   как   колпак   и   китайчатый   халат   коменданта,   и   старенькие инвалиды,   которые   так   и   не   научились   разбирать,   где   правая,   а   где   левая   сторона,   и приговор, вынесенный Василисой Егоровной — «хозяйкой коменданта»: Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь...». Приговор суров, тем более, что выносит его жена капитана Миронова, которая управляет делами крепости «как и своим домком».) 4.   Тем   не   менее,   пристальнее   вглядевшись   в   обитателей   крепости,   Гринев испытывает к ним теплые чувства. Что произошло? Почему так хорошо стало Петруше в Белогорской   крепости?   (Этому   способствуют   внимательное   отношение   к   нему   всех окружающих,   занятия   литературой,   чтение,   переводы,   а   главное   —   симпатия   к   этим простым добрым людям, особенно к дочери капитана Миронова.) 5. Важно обратить внимание учащихся на то, что не так уж спокойна обстановка вокруг крепости. Об этом говорят следующие детали: а)   Василиса   Егоровна   спрашивает   урядника   Максимыча,   молодого   и   статного казака, об этом; б) вокруг крепости нехристи» в «рысьих шапках» «рыщут»;  в) слова коменданта, перекликающиеся с эпиграфом к III главе: «...Небось, на нас не сунутся; а насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню». (Эти слова   капитана   Миронова   создают   комический   эффект,   если   вспомнить   «боевую» подготовку крепости и ее гарнизона.) 6. Испытаниям подвергается и зарождающееся чувство любви Гринева к Маше Мироновой. Задание.  Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным? Задание.  Найдите   слова,   показывающие   отношение   разных   людей   к   дуэли: Василисы   Егоровны,   Ивана   Игнатьевича,   Марьи   Ивановны,   Савельича,   Гринева   и Швабрина. Сталкивая различные мнения о дуэли, Пушкин подчеркивает резкое противоречие между представлениями простых людей и офицеров­дворян о поединках. Материал для учителя5 В ХVIII  веке  дуэли в  России  еще  не  были  столь  распространенным  явлением,  как  во времена   Пушкина...   Дворянство   представляло   собою   социальную   опору   монархии,   и   верховная власть вынуждена была смягчать наказания за участие в дуэлях; обычно дуэлянтов переводили из столичных гвардейских полков в армейские части — именно такому наказанию был подвергнут Швабрин. Петруша   старается   не   уронить   чести   дворянина   и   не   отказывается   от   дуэли   со Швабриным, хотя явно оказывается спровоцированным на поединок, защищая доброе имя и честь любимой девушки. Задание.  Найдите   в   письме   А.   П.   Гринева   Петруше   слова,   выражающие   его отношение к дуэли как способу защиты дворянской чести. Справедливо ли негодование отца и чем оно вызвано? Задание. Как эпиграф к  V  главе соотносится с характером Маши Мироновой? Почему Маша, любя Гринева, отказывается выйти за него замуж? Домашнее задание. 1. Прочитать главы VI, VII. 2.   Рассказать   о   падении   Белогорской   крепости,   сохраняя   последовательность событий. Индивидуальные задания. 1) Почему урядник Максимыч перешел на сторону восставших? 2) Каково значение эпизода с изувеченным башкирцем? 3) Какова роль эпиграфа к VII главе? 5 Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка .  Комментарий. Л., 1977. С.112.

Конспект урока по литературе, 8 класс

Конспект урока по литературе, 8 класс

Конспект урока по литературе, 8 класс

Конспект урока по литературе, 8 класс

Конспект урока по литературе, 8 класс

Конспект урока по литературе, 8 класс

Конспект урока по литературе, 8 класс

Конспект урока по литературе, 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018