урок по литературе в 8 классе, связан с предметом история, пугачев, пугачевское восстание. урок. ставится проблемная ситуация.в течение урока дети должны разрешить проблему. лингвистический анализ текста, идет словарная работа. рассматриваем роль пейзажа и интерьера в художественном тексте. это позволяет детям глубже проанализировать произведениеконспекты уроков по литературе
19 октября.docx
ВСТРЕЧА С ВОЖАТЫМ. МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ
УРОК 10
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВСТРЕЧИ
Знания на уроке: литературный портрет, внимание к слову.
Словарная работа: милосердие.
ХОД УРОКА
I. Ответы учащихся на вопросы домашнего задания.
II. Задание. Прочитайте эпиграф ко второй главе — отрывок из народной песни о
незнакомой стороне. К кому из героев можно отнести слова этой песни?
Мнения учащихся не должны совпасть, так как эпиграф «раздваивается» — и
проясняет состояние Гринева, и усиливает впечатление об энергии духа вожатого. В
эпиграфе звучат мотивы удали, молодечества и вместе с тем обреченности.
III. Ролевое чтение:
а) эпизода появления вожатого;
б) «воровского разговора» хозяина постоялого двора с вожатым.
Как в речи вожатого отражается веселая удаль? (Рифмованный строй речи этого
человека вызывает чувство легкости и лукавства, скрытой силы и талантливости.)
IV. Найдите обращение Гринева к вожатому, когда он вошел в горницу,
прочитайте их диалог:
«— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.
— Здесь, ваше благородие, — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и
увидел черную бороду и два сверкающих глаза.
— Что, брат, прозяб?
— Как не прозябнуть в одном худеньком армяке!» и т.д.
Чем необычно такое обращение? (Нарушены социальные условности: дворянин в
босяке, мужике увидел брата.)
V. Как наутро благодарит Гринев спасителя? (Он хочет подарить ему полтину1
денег на водку, а затем, когда прижимистый Савельич, верный страж барского добра,
возражает, приказывает отдать вожатому свой заячий тулуп.)
VI. Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.
(«Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!.. Ты
видишь, что дитя не смыслит, а ты и рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице
оголелому!»)
Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вор, разбойника, пьяницу.
Савельич прав в том, что подарок бессмыслен (дело даже не в том, что тулуп дорог). «Ты
же изволил подвезти его к постоялому двору!» Действительно, не только вожатый спас
путников, подвели его бредущего, плохо одетого, к умету. Да не налезает юношеский
тулуп на «окаянные плечища».
VII. А как реагирует бродяга на «барский» подарок? («Его благородие мне жалует
шубу с своего плеча...». Он коекак умудрился и надел его (тулуп), распоров по швам. «...
Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал
с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель.
Век не забуду ваших милостей».)
1 Полтина — то же, что полтинник (50 копеек). См.: Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3.
М.: Русский язык, 1983. С. 270. VIII. Почему такие теплые слова говорит вожатый за не подходящий ему тулуп?
(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком не
что иное. И помог контрасту, именно Савельич. Два отношения к человеку: для одного
«собака», «пьяница оголтелый», для другого — «брат». «Две правды: одна похамски
тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он
человек... В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут больше, тут жалость,
милосердие и уважение к человеку, к его достоинству. А человеку холодно... И если мы
безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря,
кощунственно».)2
Что же такое милосердие? (Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из
сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, вызванная такими чувствами.)3
IХ. Чем можно ответить на милосердие? Чем его измерить? (Только милосердием
же.)
Но наши герои отправились дальше, и Гринев скоро позабыл и о вьюге, и о
вожатом, и о заячьем тулупе.
Х. Как автор возвращает своего героя с высоты нравственного и милосердного
поступка и показывает его озорство и легкомыслие? (Комичный эпизод, когда Петруша
объясняет генералунемцу значение поговорки «держать в ежовых рукавицах».)
Домашнее задание.
Читать главы III—V.
ОБМАНЧИВАЯ ТИШИНА В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ.
УРОК 11
ГРИНЕВ И ШВАБРИН. ПРОБЛЕМЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА,
НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТУПКА
Знания на уроке: роль пейзажа и интерьера в художественном тексте.
Словарная работа: эпитет, кодекс дворянской чести.
1. Главе «Крепость» предшествует эпиграф — отрывок из солдатской песни о
«фортеции» (устаревшее военное название крепости). Какое настроение выражено в этой
песне? (Боевое, бравое настроение, в песне показана готовность отразить вторжение
«лютых врагов».)
ХОД УРОКА
Задание. Какой представлялась Петруше боевая крепость в его воображении и что
оказалось на самом деле? В рабочих тетрадях учащихся можно сделать такую табличку4:
2 Касатонов В. Хождение по водам. (Религиознонравственный смысл «Капитанской
дочки» АС. Пушкина). // Наш современник. № 1. 1994. С. 167.
3 Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. М.: Русский язык, 1982. С. 269.
4 Чтобы заполнить графы данной таблицы, нужно подчеркнуть в тексте эпитеты
(прилагательные, выражающие авторскую оценку) вместе с определяемыми
существительными. Представления Гринева о боевой
крепости
Грозные бастионы, башни, вал.
Начальник — строгий, сердитый
старик, готовый за всякую безделицу
сажать под арест на хлеб и воду.
Реальная картина
Деревушка, окруженная забором.
Скривившаяся мельница.
Старая чугунная пушка у ворот.
Старый инвалид нашивал заплату.
Старушка в телогрейке с платком.
Кривой старичок в офицерском
мундире.
«Никто не встретил меня».
Какие чувства вызвало у Петруши место его будущей службы? («И вот в какой
стороне осужден я проводить свою молодость! Тоска взяла меня...»)
2. Чем вызвана тоска героя? (Впечатлениями от убогой крепости, от стариков
инвалидов, встретивших Гринева, от пейзажей, которыми начинается и заканчивается
первый день в Белогорской крепости.)
3. Какие новые впечатления принес Гриневу второй день пребывания в ней?
(Нужно, чтобы учащиеся выразительно прочитали или пересказали близко к тексту эпизод
военного учения» под руководством капитана. Конечно, это выглядит комично. Комизм
усиливают такие детали, как колпак и китайчатый халат коменданта, и старенькие
инвалиды, которые так и не научились разбирать, где правая, а где левая сторона, и
приговор, вынесенный Василисой Егоровной — «хозяйкой коменданта»: Только слава, что
солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь...». Приговор суров,
тем более, что выносит его жена капитана Миронова, которая управляет делами крепости
«как и своим домком».)
4. Тем не менее, пристальнее вглядевшись в обитателей крепости, Гринев
испытывает к ним теплые чувства. Что произошло? Почему так хорошо стало Петруше в
Белогорской крепости? (Этому способствуют внимательное отношение к нему всех
окружающих, занятия литературой, чтение, переводы, а главное — симпатия к этим
простым добрым людям, особенно к дочери капитана Миронова.)
5. Важно обратить внимание учащихся на то, что не так уж спокойна обстановка
вокруг крепости. Об этом говорят следующие детали:
а) Василиса Егоровна спрашивает урядника Максимыча, молодого и статного
казака, об этом;
б) вокруг крепости нехристи» в «рысьих шапках» «рыщут»;
в) слова коменданта, перекликающиеся с эпиграфом к III главе: «...Небось, на нас
не сунутся; а насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню». (Эти
слова капитана Миронова создают комический эффект, если вспомнить «боевую»
подготовку крепости и ее гарнизона.)
6. Испытаниям подвергается и зарождающееся чувство любви Гринева к Маше
Мироновой.
Задание. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и
Швабриным?
Задание. Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли:
Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и
Швабрина.
Сталкивая различные мнения о дуэли, Пушкин подчеркивает резкое противоречие
между представлениями простых людей и офицеровдворян о поединках. Материал для учителя5
В ХVIII веке дуэли в России еще не были столь распространенным явлением, как во
времена Пушкина... Дворянство представляло собою социальную опору монархии, и верховная
власть вынуждена была смягчать наказания за участие в дуэлях; обычно дуэлянтов переводили из
столичных гвардейских полков в армейские части — именно такому наказанию был подвергнут
Швабрин.
Петруша старается не уронить чести дворянина и не отказывается от дуэли со
Швабриным, хотя явно оказывается спровоцированным на поединок, защищая доброе имя и честь
любимой девушки.
Задание. Найдите в письме А. П. Гринева Петруше слова, выражающие его
отношение к дуэли как способу защиты дворянской чести. Справедливо ли негодование
отца и чем оно вызвано?
Задание. Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?
Почему Маша, любя Гринева, отказывается выйти за него замуж?
Домашнее задание.
1. Прочитать главы VI, VII.
2. Рассказать о падении Белогорской крепости, сохраняя последовательность
событий.
Индивидуальные задания.
1) Почему урядник Максимыч перешел на сторону восставших?
2) Каково значение эпизода с изувеченным башкирцем?
3) Какова роль эпиграфа к VII главе?
5 Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка .
Комментарий. Л., 1977. С.112.
Конспект урока по литературе, 8 класс
Конспект урока по литературе, 8 класс
Конспект урока по литературе, 8 класс
Конспект урока по литературе, 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.