Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Оценка 4.7
Контроль знаний +1
docx
русская литература
7 кл
27.03.2018
Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)
Технология развития критического мышления на уроках литературы. Овладев приёмом "синквейн" для характеристики литературных героев, переходим к более сложным формам анализа и синтеза знаний в виде "логико-смысловых моделей". Этот метод предполагает обдумывание текста, внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление своим собственным развитием - через смысловое чтение.Разработки для контроля знаний по теме "Песня о купце Калашникове": синквейны и логико-смысловые модели как результат совместной аналитической деятельности.
СМЫСЛОВОЕ чтение Песни про купца Калашникова.docx
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ­ историческая   поэма Михаила   Юрьевича   Лермонтова,   написанная   им   в   1837   году   в   народном стиле. Именно это лирическое произведение открывало первый сборник поэта, изданный при жизни. Сюжет произведения разворачивается во времена эпохи правления Ивана Грозного. Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса. Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они   сложили   на   старинный   лад   и «под   гуслярский   звон» ее «причитывали   да   присказывали». Уникальность  этой   поэмы   в   том,   что   по   своему   художественному   своеобразию   она   стала единственной  в  своем  роде:  ни  у  Лермонтова,  ни   у прочих  русских  поэтов  ничего   подобного больше не создавалось. Прежде всего, необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название. И царь Иван Грозный, и опричник Кирибеевич, и купец Степан   Калашников   представлены   крупным   планом,   но   изображение   при   этом   совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту. Иван Грозный изображен в ореоле величия, согласно лучшим традициям народной поэзии: Не сияет на небе солнце красное… То за трапезой сидит … грозный царь Иван Васильевич. Он находится в благодушном настроении и свой золочёный ковш с вином велит поднести не князьям   да   боярам,   а   своим   верным   опричникам.   Стоит   только   Кирибеевичу,   одному   из опричников,   остаться   равнодушным   к   знакам   внимания   со   стороны   царя,   как   самодержец закипает от гнева.  Иван Грозный подозревает  своего верного слугу в черной зависти и даже в измене, ведь ему, развращенному властью и деньгами, представление о любовных переживаниях кажется совершенно чуждым. А вот молодой Кирибеевич предстает  в первой сцене   очень противоречивым: охваченный страстью, юноша с подлинной поэтичностью, достойной уважения, признается в любви к Алене Дмитриевне,   но  боится   сказать,   что   она  уже  замужем   за   купцом   Калашниковым.   По  оценке автора, он ведет себя как «лукавый раб». Во второй части поэмы мы знакомимся с жизненным укладом купеческой семьи, основанным на правилах Домостроя. Купец Калашников выступает здесь ярым их блюстителем: подозревая жену в неверности, он грозится упрятать ее «за железный замок, за дубовую дверь». Однако за кажущейся суровостью Степана Парамоновича скрываются черты доброты и гуманности. Узнав об   оскорблении,   нанесенном   его   жене   опричником   Кирибеевичем,   Калашников   стремится защитить не красоту своей жены, а честь семьи, имени, рода. Именно поэтому прямо посреди ночи зовет он своих братьев, чтобы восстановить справедливость: просит их в случае его смерти выйти на поединок, чтобы постоять за правду. Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь», речи его будто острый нож, а немилость его – страшнее смерти.  Такое отношение к мужу складывается неспроста. Очень уж суровым был быт людей середины XVI века. Поэтому и отношения между людьми были суровыми. Ожидая   вечером   свою   жену,   Калашников   сразу   подозревает   её   в   неверности,   а   увидев простоволосою,   без   фаты,   грозит   ей   наказанием.   И   если   бы   Алена   Дмитриевна   оказалась виновной, можно было бы не сомневаться, ­ осуществил бы свою угрозу. В   третьей   части   поэмы  читатели   из   царских   палат   и   купеческого   дома   переносятся   на просторы Москвы­реки. Здесь и разыграется поединок Калашникова с Кирибеевичем: поединок правды   с   неправдою,   чести   с   бесчестием,   человеческого   достоинства   с   произволом   и своеволием.   И   если   опричник,   вышедший   на   бой   потешить   батюшку­царя,   кланяется   в   пояс только ему, то Степан Калашников, выходя на бой, поклонился Ивану Грозному, «после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», ведь он вышел не только отстоять честь семьи, но и доказать народную правду. Он является перед Кирибеевичем  как возмездие, как неотвратимый рок, судьба, поэтому побеждает морально, задолго до его физической смерти. Трагическая смерть вызывает печаль гусляров, но лишь на мгновение, потому что все их симпатии на стороне русского купца. Борец за правое   дело,   по   сути,   становится   мучеником   за   правду.   Даже   под   угрозой   казни   он   не признается,   что   же   заставило   его   насмерть   сразиться   с   любимым   опричником   царя. Современному   читателю   невдомёк,   почему   честный   купец   так   и   не   рассказал   об   истинных мотивах своего поступка: почему не признался, что убил его, защищая честь семьи. Для автора поэмы ответ  очевиден: его  герой не хотел  даже  упоминать имя своей  жены, оберегая её от публичного позора. (Аналогия: Пётр Гринёв в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Столкновение происходит между опричником и купцом, тогда почему в конце поэмы вновь появляется образ царя Ивана Грозного? Без его присутствия столкновение мужчин можно было бы   расценивать   как  семейно­бытовую   драму.   Присутствие   же   царя,   покровителя   опричника, заставляет   воспринимать  конфликт  по­другому:   Степан   Калашников   не   просто   мстит высокопоставленному   обидчику,   он   выступает   против   несправедливости,   произвола, насаждаемого самодержцем. Окончательную   оценку  разыгравшейся трагедии   даёт   народ.  И хотя  могила  Калашникова затерялась «промеж трех дорог» (он преступник, и его не стали хоронить на кладбище), она не забыта народом ­ этот героический поступок навсегда остается в его памяти. СИНКВЕЙНЫ – план сравнительной ХАРАКТЕРИСТИКИ литературных героев Кто? Что? Какой? Что делает? Что автор думает о теме? Кто? Что? 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов 1 Новое звучание темы существительное Купец   Калашников Честный, отважный Любит, защищает, жертвует «За святую ПРАВДУ­матушку!» Положительный герой – ЗАЩИТНИК ЦЕННОСТЕЙ Кто? Что? Какой? Что делает? 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Опричник   Кирибеевич Лукавый, буйный Завидует, посягает, проигрывает 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Что автор думает о теме? Кто? Что? Фраза из 4 слов 1 Новое звучание темы существительное «Я слуга ЦАРЯ… грозного» Отрицательный герой ­ ВЕРОЛОМНЫЙ АНАЛИЗ: логико-смысловая МОДЕЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ литературного героя ИВАН Васильевич IV ГРОЗНЫЙ Первый* в русской истории ЦАРЬ (16 век) Князья, бояре, дружина, ОПРИЧНИКИ* Подозрительный ГОСУДАРЬ «Справедливый»* СУДЬЯ Милостивый САМОДЕРЖЕЦ ПОДОЗРЕВАЕТ в ИЗМЕНЕ:  «Словно ястреб взглянул с высоты небес На младого голубя сизокрылого» КАЗНИТ: «А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное*… Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью..." ПОВЕЛЕВАЕТ: «Твоим братьям велю…  по всему царству русскому широкому Торговать безданно, беспошлинно» ОБОБЩЁННЫЙ   ОБРАЗ   САМОДЕРЖЦА ЖАЛУЕТ: «Молодую жену и сирот твоих из казны моей я пожалую» Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции ­ исторических песен об Иване Грозном ­ и отчасти «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (АНАЛОГИЯ в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар») Репродукция картины Виктора Васнецова «Царь Иван Грозный» из собрания Государственной  Третьяковской галереи. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. АНАЛИЗ: логико-смысловая МОДЕЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ литературного героя Молодой ОПРИЧНИК Кирибеевич «ЛУКАВЫЙ раб» «БУЙНЫЙ мОлодец» ОБМАНУЛ царя ПОБЕЖДАЛ в кулачных боях ОПОЗОРИЛ чужую жену «Как увижу её, я сам не свой… Я слуга царя, царя грозного… «Как царицу я наряжу тебя, «Повалился он на холодный снег…  Помрачаются очи буйные…» А из славной семьи из Малютиной*..." Станут все тебе завидовать…» Будто сосенка во сыром бору» Образ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО героя - РАЗВРАЩЁННОГО ВЛАСТЬЮ и ДЕНЬГАМИ (АНАЛОГИЯ: Алексей Швабрин из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») (АНАЛОГИЯ: Анатоль Курагин из романа Л.Н. Толстого «Война и мир») АНАЛИЗ: логико-смысловая МОДЕЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ литературного героя Степан Парамонович КАЛАШНИКОВ ПОЧТЕННЫЙ купец* Законный* МУЖ Алёны Дмитриевны ОТЕЦ «милых деточек» «Моё имя честное удалой БОЕЦ не порочила» Он является перед Кирибеевичем как ВОЗМЕЗДИЕ, поэтому побеждает морально, задолго до его физической смерти. «Буду насмерть биться, до последних сил; А побьет он меня ­ выходите вы За святую правду­ матушку!» СТАРШИЙ брат «Не шутку шутить, не людей смешить… «Поклонился* прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому» Вышел я на страшный бой, на последний бой!" Образ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО героя – ЗАЩИТНИКА семейных, православных, общечеловеческих ЦЕННОСТЕЙ Он вышел не только отстоять ЧЕСТЬ семьи, но и доказать народную ПРАВДУ (АНАЛОГИЯ: Пётр Гринёв из исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эпиграф «Береги ЧЕСТЬ смолоду») Иллюстрация Виктора Михайловича Васнецова СИНТЕЗ: логико-смысловая МОДЕЛЬ проблемного СОЧИНЕНИЯ Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) «Песня* про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837 года) ТЕМА Историческая поэма о России 16 века ПРОБЛЕМА Поединок ЧЕСТИ с бесчестием, человеческого достоинства с произволом и своеволием, правды с неправдою СЮЖЕТ Конфликт: человек из народа не просто   мстит   высокопоставленному обидчику   ­   он  выступает   против несправедливости, произвола, насаждаемого самодержцем.   СИСТЕМА ОБРАЗОВ Необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название, представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту КОМПОЗИЦИЯ 1.Царские палаты. 2.Купеческий дом. 3.Просторы Москва­реки. ПОЗИЦИЯ АВТОРА В «Песне» отразились РАЗМЫШЛЕНИЯ Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей ЭПОХИ, о судьбе и правах человеческой ЛИЧНОСТИ ­ в частности, о судьбе и трагической дуэли Пушкина. «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размёт его чувства...» (В.Г. Белинский) ХУДОЖЕСТВЕНН ЫЕ СРЕДСТВА Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса. Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» её «причитывали да присказывали». Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своём роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось. ИДЕЯ поэма датирована 1837 годом,  но возможно, что замысел её возник несколько раньше. По содержанию она связана как со стихотворением «Бородино» (1836), пафос которого –  МЕЧТА о БОГАТЫРЯХ ДУХА, так и с «Думой» (1838), исполненной негодования на больное, бездеятельное поколение. Малюта Скуратов* – самый известный царский опричник. Он происходил из худого рода, но сумел подняться на вершину опричной пирамиды. Его стремительный взлёт прервала геройская гибель, но в народной памяти он все равно  остался душегубом. Неправильно видеть в Малюте одного лишь толкового палача. Он был хитрым и расчетливым придворным. После своего возвышения он выдал своих дочерей за представителей  знатнейших фамилий. Одна дочь Скуратова стала женой князя Глинского, другая – Дмитрия Шуйского, брата царя Василия Шуйского. Третья дочь Мария вышла замуж за будущего царя  Бориса Годунова и сама стала царицей. Источник: 7 правдивых фактов о Малюте Скуратове © Русская Семерка russian7.ru

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Песня про купца Калашникова" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018