Конспект урока по литературе на тему: Устное народное творчество на Дону: «Сказка Танюша и мачеха»
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему: Устное народное творчество на Дону: «Сказка Танюша и мачеха»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
04.05.2018
Конспект урока по литературе на тему: Устное народное творчество на Дону: «Сказка Танюша и мачеха»
Конспект урока внеклассного чтения Донских сказок предназначен для 5 класса. В этом конспекте отражены все этапы урока, подробно представлена словарная работа. Урок получился очень познавательным. Еще урок направлен на составление сопоставительной характеристики сказки "Танюша и мачеха" с русской народной сказкой "Морозко".
Тема.docx

Тема: Устное народное творчество на Дону: «Сказка                                                                                                                Танюша и мачеха»

Цели:1. Обучать выразительному чтению, пересказу; знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа.

            2. Воспитывать у учеников худож. наблюдательность, культуру мышления и чувств, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю; способность «видеть»и«слышать» красоту русского слова.   

        3.Развивать творческое и репродуктивное воображение к литературе, постоянное стремление к общению с книгой.

 Наглядность: рисунки уч-ся, иллюстрации из книг «Сказки, записанные на Дону». Т. И. Тумилевич.

                                               Ход урока:

   1.              Вступительное слово учителя:

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, записанной

          на Дону в наше время, которая называется « Танюша и мачеха».

                    Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом

          и второй родиной многим бедным и обездоленным людям.

                    Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками.

           Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было    

           русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи,

           свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие

           условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и

           песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько

           столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно

           изменились.

                     Знакомясь сегодня со сказкой « Танюша и мачеха», мы

           постараемся найти в ней сходство и разницу со сказкой русского

           народа.

                                                                                                                                                                                       Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение

           записанных на доске слов.

 2.   Словарная работа.

        Учитель помогает уч-ся в определении значений слов, если они

           Затрудняются:

                     Корец, корчик –ковш.

                     Не убратая – не одетая.

                     Гутарить – говорить.

                     Кочет – петух.

                     Махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в

                     конец  девичьей косы.

3.   Чтение сказки учителем.

4.    Беседа по содержанию:

       1) О чём эта сказка?

       2) Понравилась вам она? Чем?

       3) Назовите героев сказки?

       4) Кому вы сочувствуете в сказке? Почему?

       5) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней.

       6) К какому виду сказок относится сказка « Танюша и мачеха?» Докажите

            правильность своего ответа.

       7) Есть ли  зачин и концовка у прочитанной сказки?

5. Устное словесное рисование.

       - Какую картину ты бы нарисовал к прочитанной сказке?

6. Защита рисунков.

      ( это задание индивид., дать его подготовлен. уч-ся).

     Рассмотреть иллюстрации к сказке, сравнить с рисунком уч-ся. Найти в

    работах сходство, разницу.

    Обобщить данный вид работы.

7. Выразительное чтение в лицах.

       - Прочитайте эпизод со слов « Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве…

       до слов « А в это время расцветать стало, кочеты закукарекали, бес и

       пропал….

       Анализ выразительного чтения уч-ся.

       Какую русскую народную сказку напоминает всем сказка « Танюшка и

       мачеха?» ( « Морозко.»)

8. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки

     донского края.

                                               Задания классу:

     - Найдите сходство в русских сказках и сказках донских казаков.

     1)Имеют зачин и концовку.

     2) Цифра «3»

                а) мачеха варит 3 яйца

            б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями.

            в) 3 раза лает собачка.

9. Определение разницы в сказках Дона и русских народных сказках   (помощь уч-ся).

    -В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа.

      Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков, их

      сказок.

      Как говорят герои, как одеваются, чем занимаются.

     - Докажите это примерами из сказки.

10. Вывод учителя. Обобщение.     

11. Д/З.: по желанию проиллюстрировать сказку;

                     сочинить свою сказку и записать её (задание для всех);

                     порекомендовать сказки Дона для самостоятельного чтения.


 

Тема: Устное народное творчество на

Тема: Устное народное творчество на

Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение записанных на доске слов

Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение записанных на доске слов

Устное словесное рисование. -

Устное словесное рисование. -

В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа

В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018