Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история +1
5 кл
05.12.2017
Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС
Путевой лист
конспект урока.docx
Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС Учитель литературы: Иваницкая Марина Анатольевна Учитель истории: Садова Лилия Николаевна Класс: 5 Тема урока: «Мифы древней Греции». Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: интегрированный Метод: комбинированный. Цель урока: на основе исторических знаний помочь понять роль мифологии в мировой литературе, активизировать читательский интерес, способствовать  развитию творческого восприятия произведений словесности. Задачи урока: 1. Образовательные: ­развить умение формулировать определение понятий; ­формировать умение отличать миф от других жанров УНТ; ­развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать  информацию; ­обогащать словарный запас учащихся; ­совершенствовать технику чтения. 2. Развивающие: ­осуществление системно­деятельностного подхода; ­развитие критического мышления; ­развитие внимания; ­формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): ­развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; ­развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; ­развивать умение применять новые знания; ­развитие творческих, речевых способностей учащихся; ­формирование логических умений; ­развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; ­развитие умения работать в парах; ­развитие умения формулировать проблему; 3. Воспитательные: ­воспитание интереса и уважения к литературе; ­воспитание ценностного отношения к слову; ­развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,  уважения и сотрудничества; Планируемые результаты: Личностные    ­   способствовать   формированию   нравственно­этического   оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;   воспитание   доброжелательного   отношения,   уважения   и толерантности   к   другим   странам   и   народам,   компетентности   в межкультурном диалоге; развитие умения слушать и слышать собеседника; формирование мотивации изучения иностранных языков и истории. Метапредметные –   способствовать   развитию   умения   планировать   свое речевое   поведение;   коммуникативной   компетенции,   включая   умение взаимодействовать с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на   вопросы   других,   формулировать   собственные   мысли,   высказывать   и обосновывать   свою   точку   зрения;   развитие   умения   работать   с   учебной информацией,  анализировать и обобщать факты. Предметные   ее   местоположении,   достопримечательностях; формирование представления о сходствах и различиях в традициях современной России и древней Греции; способствовать развитию умения начинать, вести, поддерживать и заканчивать диалог ­ знакомство, соблюдая нормы речевого этикета. Методы  обучения: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный,  частично­поисковый (эвристический), проблемный Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная Универсальные учебные действия: Личностные   странам и народам. Регулятивные – принимать и формировать учебную проблему. Познавательные   следствия. Коммуникативные   Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная  презентация к уроку;  информационный лист. Структура урока: 1)       Организационный этап. 2)       Актуализация опорных знаний. 3)       Постановка учебной задачи. 4)       Усвоение новых знаний и первичное закрепление. 5)       Физ. минутка. 6)       Репродуктивные действия. 7)       Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 8)       Информация о домашнем задании (комментирование), выставление  оценок за урок.   ­   осознать   необходимость   толерантного   отношения   к   другим   –   анализировать,   сравнивать,   выявлять   причины   и      ­   систематизация   знаний   о   Древней   Греции,   – умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Ход урока. 1. Организационный этап. 1) Приветствие учителя. Учитель литературы: Приветствие детей на греческом языке:  «Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!!» ­Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! ­ так говорили ученикам  учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их. 2) Мотивационный момент: «Собери  паззлы» Учитель истории: Ребята, предлагаю собрать паззлы и определить, что  собрали. Это часть географической карты, а именно, юг Европейской части. И это...  СЛАЙД  ­Что вы можете рассказать о главных атрибутах государства Греции? У каждой страны есть свои символы — это гимн, флаг и герб. Флаг: Общей эмблемой на флаге Греции был белый крест. Девять полос  соответствуют числу географических областей страны. Герб: состоит из двух основных элементов ­ геральдического синего щита с  белым крестом (фрагмент флага), а вокруг щита — лавровый венок.  Лавровый венок символизирует древнюю историю Греции, ведь такими  венками награждали победителей древних Олимпийских игр. 2. Актуализация опорных знаний. 1) Формирование темы и цели урока: Учитель литературы:  Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?  Правильно, Греция. Но не просто Греция, а…  Посмотрите на слайды, кого  узнали? СЛАЙД  Назовите, верховного бога, бога грома и молнии (Зевс) Супруга Зевса, покровительница браков (Гера) Бог моря (Посейдон) Бог подземного царства (Аид) Богиня мудрости (Афина) Богиня любви (Афродита) ­ Молодцы!  Как можно назвать их одним выражением? (древнегреческие  боги) Из каких произведений мы узнали о них? (из мифов) Сформулируйте тему нашего урока. (Мифы Древней Греции)  СЛАЙД  Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с героями  мифов Древней Греции. И урок сегодня не совсем обычный. « Три в одном»!!! Догадались? Урок Истории, Литературы  и  русского языка. Учитель истории:  На предыдущих уроках мы познакомились с вами с  историей стран Древнего Востока и Азии.  Назовите  их….(Египет,  Междуречье, Китай …) Учитель литературы:  С какой буквы пишутся названия стран и государств?  Почему?  Учитель истории:  Мы  много узнали о странах Древнего Востока: как жили,  во что верили, что изобрели и открыли.  Прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из  разных стран, мы ими пользуемся ­ одними часто, другими реже.  Давайте вспомним, из каких стран они к нам пришли.  (Поочередно демонстрируем предметы, а ученики называют страну, из которой они  пришли к нам) 1. Лист бумаги –  Китай 2. Шахматные фигуры – Индия 3. Компас – Китай 4. Сахар –  Индия 5. Чай –  Китай 6. Прозрачное стекло ­Финикия  7.ВАЗА? (не показывать пока) Символический образ. Учитель истории:  Среди этих предметов есть  какой­ либо предмет, о  происхождении которого мы еще не знаем? (Ответ: ваза)    СЛАЙД Подобные  древние вазы пришли к нам из древнего  города Афины в  результате археологических раскопок.  Скажите, почему они так сохранились? (предположительные ответ: из глины, прошли обжиг, стойки к  воздействиям окружающей среды) Эти древние вазы и рисунки на них ­ могут рассказать нам о разных  исторических событиях Древнейшей страны, с которой нам сегодня предстоит познакомиться. Учитель литературы:  Большая коллекция древних ваз находится в Эрмитаже, одном из крупнейших русских музеев, расположенном в Санкт­Петербурге. Стих (заранее подготовленный ученик) Прекрасные эти античные вазы. Понравились нам почему­то не сразу. “Подумаешь, вазы!”, ­ подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала на них мы взглянули, скучая, Потом мы к одной пригляделись случайно, Потом загляделись... И, может быть, час Никак не могли оторваться от ваз. ... То вазы­гиганты, то карлики вазы, и каждая ваза ­ с рисунком­рассказом! Но мы описать, и не пробуем враз  Крупнейшую в мире коллекцию ваз. (эпизод реконструкции) Учитель истории:  Несколько учеников попробовали освоить это ремесло. И  вот, что из этого получилось                      (рассказывают технологию: раскатать, обжечь)  Но  ­ результат­то получился  другой. Почему?  (ответы: качество глины,  были свои секреты) Учитель литературы:  Наши юные художники попробовали нарисовать вазы  (прикрепить на доску рисунки)           (СЛАЙД  Греческие вазы) Сравните!!! Видите разницу? В чём? (ответы: время, технологии разные,  мастерство…) Учитель истории:  Всё это и многое другое нам предстоит исследовать. А  сейчас вы готовы показать свои знания? У нас есть 4 группы. Включаемся в работу! Обратимся к нашим Путевым листам ­ без ответов и итогового слова Найдите  задание №1­  запишите правильные ответы вместо многоточия, выделите первые буквы слов и из них запишите полученное (итоговое) слово: (работают­2 мин.) 1.Место захоронения фараона (Гробница) 2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра) 3.Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет) 4.Первый властелин единого Китая (Цинь) 5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия) 6.Имя бога евреев (Яхве). Итоговое слово: Греция Учитель литературы:   Почему слова в скобках написаны с заглавной буквы? (ответы) 3. Постановка учебной задачи. Итак, мы  отправляемся в путешествие в Древнюю Грецию и  удивительный мир её мифических героев. (ПРОБЛЕМА) Учитель истории:  Нам предстоит найти ответы на вопросы: 1. Каковы природные особенности  Греции?  2.Мифы – исторический вымысел или историческая реальность?        3. Может ли миф  быть историческим источником?  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление  (Усвоение образа) Кроме путевых листов у вас на столах есть именные билеты (Демонстрация  билетов и путевых листов).  Выполняя задания в путевых листах, мы будем продвигаться в нашем  путешествии. По ходу выполнения правильные ответы обозначайте  плюсиками, а после проверки  запишем полученные баллы. ­ Вы готовы? Представьте,  что мы с вами финикийские мореплаватели,  садимся на корабли и в ПУТЬ!!!  (двигаемся по карте вместе с «корабликом») Наш корабль направляется  на Северо­Запад. Пересекаем Средиземное море,  попадаем в Эгейское море, а там не за горами страна  ­ ЭЛЛАДА или  ГРЕЦИЯ. Учитель литературы:  Эта небольшая страна дала человечеству очень многое:  театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция  небольшая страна, но с высокой культурой. А знаете ли вы, что в русском языке множество слов греческого  происхождения? (школа, география, арифметика, тетрадь, кино и даже  история ­ это все греческие слова). Слайд  Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Ксения,  Елена, Галина, Марина, Александр и другие. (рассказывают  о значении своего имени) Учитель истории:  (кораблик) Первая наша остановка  ­ порт  «Практический». Я прошу вас заполнить таблицу «Природные условия и занятия жителей в  древности» (Востока и Греции)  Мы можем таблицу заполнить сейчас?  (ответ:Востока – да, Греции –нет). Почему? (ответ: не хватает знаний по  Греции).                                                                                                                        Какие задачи мы перед собой поставим? (сами формулируют задачи)              Слайд                            Наши задачи: 1.Определить  географическое положение Греции 2.Выяснить  природные условия 3.Определить занятия населения 4.Познакомиться с мифами Древней Греции. Учитель литературы:  Что нам поможет в этом?  (Ответы: учебник, историческая карта, доп. материалы)  Учитель истории:  Вы правильно определили задачи.  Определим главные наши ОРИЕНТИРЫ:                                                                 Во 2­ом тысячелетии до н.э. греки пришли с севера,  ­ расселились вокруг моря, как лягушки вокруг озера (какого?) ­ заняли  полуостров (какой?), он делится на несколько частей (сколько и  какие?)  ­на полуострове и вдоль побережья Малой Азии они строили города (какие?) ­ и общались с населением самого большого острова (какого?) ­ были и свои природные особенности, которые повлияли на занятия древних  греков  (Слайд–Карта Греции) 5. Физ. минутка (разучивание элементов греческого танца «Сиртаки») ­ Итак, пришла пора отдохнуть. Предлагаю вам прикоснуться к культуре  Греции, выучив элементы танца «Сиртаки» ­ 3 движения. ­ Спасибо, садитесь. К чему призывает этот танец? (призывает народ к  единству, к дружбе)  Вы почувствовали себя дружными? Я желаю вам, чтобы  ваш коллектив всегда был сплочённым. ­ Наше путешествие продолжается, и я спешу сообщить, что мы прибываем в  порт «Познавательный».  Возьмите ваши Путевые листы и выполните задание  ­ №2.  1 и 3 группы: работаете с картой « Древняя Греция» и заполняете контурную карту (Контурная карта). Определяем географическое положение Греции и географические объекты.  2 и 4  группы: работаете с дополнительным материалом на листах  и  учебником (слайд ­  с вопросами). Занимаемся поиском информации: особенности природы Греции Вопросы к тексту: 1. Назовите три особенности природы Древней Греции 2.Какие занятия были характерны для греков?  (группы работают: 5 мин.) Учитель истории:  «Спикеры» групп готовы озвучить результаты работы? 1,3.гр – показать  по карте 2,4 гр. –назвать особенности природы (3) Ответы на слайде: Группы 1,3 Моря ­ Эгейское, Ионическое, Средиземное Остров ­ Крит Города – 1.Микены, 2­Пилос, 3­ Афины    (Всего: 7 баллов) Учитель литературы:  Как написали названия городов? Объясните.  (ответы) Ответы на слайде: Группы 2,4 Природные особенность Греции (3):  1) окружена морями 2) горная страна 3)  нет полноводных рек Основные занятия греков: торговля, рыболовство, земледелие, ремесло (Всего: 7 баллов) Учитель истории:  Любая страна интересна не только с точки зрения природы, онаславится, прежде всего, культурой, которую создают люди.  Мы с вами отправляемся в следующий порт ­ «Мифический». Учитель литературы:  Вы знакомы с мифами? С историей Греции мы  продолжим знакомство, обратившись к мифам: «О Тесее и Минотавре» и «О  Дедале и Икаре». Объяснить понятие «мифы». (Слайд  ­  определение) Учитель истории:  Можем ли мы считать мифы историческим источником? И  почему?  (ответы: изучают прошлое, узнают, как жили люди) Какие виды источников вам известны? (письменные, вещественные, устные ) Мифы мы отнесем, к каким источникам? (письменные). Сегодня у нас в гостях учёные. Они выскажут своё мнение по проблеме: Слайд Проблема: «Мифы – исторический вымысел или историческая  реальность?»  Представляю Учёный Совет: историк, архивист, геолог. Работаете по проблеме. (5 мин) Учёный­историк: Мы знакомы с некоторыми мифами. Я считаю, что  нельзя считать равными Мифы и Реальные исторические события.  Например, человек с головой быка и туловищем человека…­ это нереально, в жизни так не бывает. Учёный­архивист: В учебнике «Обществознание» я прочитал, как у  немецкого мальчик по имени Генрих была любимые книг греческого поэта  Гомера «Илиада» и «Одиссея»… Учёный­геолог: Почти все слышали о Троянском коне. (слайд). Думаю,  что такой огромный конь – это вымысел. Мои коллеги геологи описали, что в районе Трои произошло землетрясение, что и привело к падению  Трои. Считаю, что «троянский конь» ­ это есть то землетрясение. Учитель литературы:  Задача для всех  ­  чтение мифов.  1.3 группы – «Миф о Тесее и Минотавре» 2, 4 группы  – «Миф о Дедале и Икаре»                       (Читают – 5 мин) Вопросы для диалога: 1.Что построил Дедал на Крите? (лабиринт) 2. Что такое лабиринт? Найдите в учебнике и зачитайте  3.Как бы выбрались из лабиринта вы?  4.Что вы  смогли бы для этого придумать?  Учитель литературы:  1.Что у меня в руках? (клубок ниток). 2.Что можете рассказать?  (ответ: Дочь царя Миноса  Ариадна полюбила Тесея и помогла ему  выбраться из лабиринта с помощью клубка) 3.В какой ситуации сегодня мы можем использовать выражение «нить  Ариадны»? Учитель истории:  Учёный Совет готов? Вам слово.   (ВЫСТУПАЮТ учёные) Вопрос к Учёному Совету: Для каких целей во дворце царя Кносса был  построен лабиринт? (защита от врагов). Это реально или мифический  вымысел? (раскопки доказывают, что дворец царя и лабиринт – это реальность).  Учитель литературы:  Со вторым мифом вы  знакомитесь самостоятельно  по учебнику  Что сказочного в этих мифах? (ответы: сказочным могло быть чудовище  Минотавр и происхождение названия Эгейского моря). Учитель истории:  Что могло соответствовать исторической  действительности? (наличие государств, т.к. есть «цари», « дань»  ­ это  могло соответствовать исторической действительности, а также города, дворцы,   мастера, строительство кораблей ­  тоже реальность). Учитель литературы:  Что объединяет эти два мифа? (дети не послушались своих родителей ­ Тесей не сменил парус, забыл  просьбу отца и тот погиб; а Икар взлетел слишком высоко, и его тоже  постигла гибель). Какой вы можем сделать вывод для себя? (Надо прислушиваться к советам  и наставлениям родителей, так как они нам желают только добра).  Продолжаем наше путешествие. Обратимся к нашим Путевым листам.  Задание №4 ,там записаны имена  героев мифов, но некоторые буквы как  непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена.  Работают.  (Слайд­с ответами). Оценивают. Учитель истории:  Критское царство погибло. Когда и почему? Выясните  дома. Сам остров ещё остаётся большой загадкой для нас, современного поколения.  Их тайну, возможно,  удастся в будущем решить кому­то из вас.  6. Репродуктивные действия. Учитель литературы:  Возьмите Путевые листы.  Задание №5. (Слайд  – задача) Задача: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование  цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели Критской  цивилизации до сегодняшнего дня? (Один ученик выполняет задачу на доске остальные в путевых листах,  проверка решения и ответа). Ответ: 3515 лет  Учитель истории:  Итак, Критская цивилизация погибла 3515лет тому назад, а мы с вами возвращаемся в наш 2016 год, наше путешествие подошло к концу. Учитель литературы:  Вы много узнали сегодня на  уроке?  А можете заполнить таблицу, которую вы в начале урока не могли заполнить?  Внимание на экран. (Слайд – таблица пустая). (Ученики устно говорят по таблице) А как заполнил Таблицу Учёный совет? (демонстрируют на магнитной  доске) Учитель истории:  Вернёмся в начало урока. Мы ответили на главные вопросы урока? Внимание на экран. (слайд) Вопросы: 1. Каковы природные особенности  Греции?  2.Мифы – исторический вымысел или историческая реальность?     3.Может ли миф  быть историческим источником? (ответы учеников) 7. Рефлексия Учитель литературы:  Что вам больше всего запомнилось и понравилось в  нашем путешествии? Учитель истории:  Что вызвало затруднения, какие задания вам показались  наиболее сложными? Учитель литературы:  Кто недостаточно работал на уроке, а мог и лучше? Учитель истории:  Кто старался и выполнял все задания, но не все  получалось? Учитель литературы:  Кто  активно и эффективно работал на уроке, выполнил все задания? Учитель истории:  Посчитайте баллы, поставьте отметку себе и сдайте  Путевые листы! Поднимите руку, у кого «5», «4», «3». Итак, «три в одном» ­ это не миф, а реальность. Вы получаете три оценки. 8. Домашнее задание   Параграф №… , прочитайте миф и  нарисуйте иллюстрации к нему,  ответить на вопрос:  « Почему погибло Критское царство?»  Все молодцы! Спасибо за урок!

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в условиях реализации ФГОС

Конспект  интегрированного урока по литературе и истории  в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017