Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
17.02.2017
Урок - исследование по литературе в 6 классе. Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».ТИП УРОКА Обобщающий урок- исследование.
МЕТОДЫ 1. Словесные:
- рассказ; - эвристическая беседа;
- элементы учебной дискуссии;
- работа с книгой: а) выразительное чтение;
б) инсценирование;
в) анализ художественного текста.
2. Частично поисковый:
- индивидуальное исследование, групповое исследование;
- метод шести шляп (технология критического мышления)
- эвристическая беседа, ведущая к выводу;
- поиск примеров и фактов, коллективное формулирование вывода.Конспект урока
Урок исследование по литературе в 6 классе.docx
Урок исследование по литературе в 6 классе.
Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева
«Конь с розовой гривой».
ТИП УРОКА Обобщающий урок исследование.
МЕТОДЫ 1. Словесные:
рассказ;
эвристическая беседа;
элементы учебной дискуссии;
работа с книгой: а) выразительное чтение;
б) инсценирование;
в) анализ художественного текста.
2. Частично поисковый:
индивидуальное исследование, групповое исследование;
метод шести шляп (технология критического мышления)
эвристическая беседа, ведущая к выводу;
поиск примеров и фактов, коллективное формулирование вывода.
ФОРМА
ОБУЧЕНИЯ: коллективная, индивидуальная.
ПРИНЦИПЫ
ОБУЧЕНИЯ 1. Воспитывающее обучение (формирование духовно развитой
личности).
2. Связь обучения с практикой (формирование своей точки
зрения на проблему, поднятую на уроке).
3. Доступность.
4. Сознательность и активность.
ЦЕЛИ:
Образовательные: 1. Продолжить знакомство с творчеством В. П. Астафьева.
Продолжить формирование умения работать с книгой, умения анализировать текст.
2. Продолжить работу над изобразительновыразительными
средствами языка.
Воспитательные: 1.Содействовать формированию нравственной позиции у учащихся.
2.Формировать этические ценности духовной стойкости, порядочности, совестливости.
3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, милосердие, сострадание.
Развивающие: 1.Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений,
способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.
2.Развивать речевую культуру учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации, словари.
ДОСКА
ЭПИГРАФ : «Вина – благородное чувство воспитанного человека.»
Гегель
I.
Подготовка к восприятию темы.
ХОД УРОКА. (Презентация учителя.№1)
Слайд №1 Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем урок эмоционально . Прочитаем
отрывок из рассказа «Последний поклон», давшего название целой книге, и подумаем
над вопросами:
1.Кому посвящены эти строки?(Бабушке Катерине Петровне)
2. Какое чувство испытывает автор письма и почему?(чувство вины)
“Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня.
Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири,
чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон.
И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед
бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней
другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и
любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь
беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, —
да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы
смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня
перед нею.
Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне
прощала. Но её нет. И никогда не будет.
И некому прощать...”
Слайд №2
«Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека», говорил Гегель. Но не только чувство вины испытывал автор долгие годы, но и чувство признательности,
благодарности за урок , который вынес он из детства и о котором поведал нам в рассказе
«Конь с розовой гривой». Поэтому тема нашего урока «Уроки доброты и нравственности в
рассказе «Конь с розовой гривой».
Слайд №3
Бывает ли у вас так? «Сон не брал меня». Почему герой называет себя преступником ,
какое совершил преступление и какие уроки вынес из этого, мы и постараемся сегодня
расследовать.
«Сон не брал меня…»
«Вон как хорошо было бы жить! А теперь? Сон не брал меня, как окончательно
запутавшегося преступника.»
Слайд №4
II.Проведем лингвистическое исследование и определим состав преступления.
Сравним лексическое значение двух слов и ответим на вопрос: Что же совершил
герой преступление или проступок?
Преступление, я, ср. – наиболее существенное нарушение законности и правопорядка,
влекущее за собой уголовное наказание.
Преступление против государства. Уголовное преступление.
Проступок, м. – поступок, по своему содержанию представляющий нарушение
требований нравственности; провинность.
В чем состав преступления? (Обманул бабушку, украл калачи).
Мог ли семилетний мальчик, которому бабушка старалась дать хорошее воспитание , сам
это совершить? Кто подтолкнул его к обману? («Левонтьевские ребятишки»)
II.Слайд №5: Установим личности тех, кто подтолкнул его к обману и проведем
следующее групповое исследование:
Какое определение наиболее полно характеризует соседских детей:
1. «Левонтьевские орлы»
2. «Левонтьевская орда»
3.
«Левонтьевские ребятишки»
Слайд №6:
1 группа. Анализ эпизода «По дороге за земляникой».
А) Выразительно прочитайте отрывок. Б) Найдите в отрывке глаголы. Как они характеризуют ребят?
В) Почему автор использует так много глаголов ?
Г) Как автор относится ребятам?
« … Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два
принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чейто огород и
поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя лукубатуна, наелись до зеленой
слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько перышек на свистульки. В
обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, на
каменистый увал.»
Слайд №7:
2 группа. Анализ эпизода «Сбор ягод»
А)Выразительно прочитайте отрывок.
Б) Каково отношение «Левонтьевских» друг к другу?
В)Как вы думаете, почему они так себя ведут?
Г) Каково отношение автора к «Левонтьевским»?
«…Вдруг крышка чайника забренчала нервно, послышалась возня.
Ешь, да? Ешь, да? А домой че? – спрашивал старшой и давал комуто пинка после
каждого вопроса.
Агаааа! – запела Танька. Санька тоже пожрал, так ничегоооо…
Попало и Саньке. Он рассердился, бросил посудину и свалился в траву. Старшой
брал, брал ягоды, и видать, обидно ему сделалось. Берет он, старшой, ягоды, для дома
старается, а те вот жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул
Саньку ещё раз. Санька взвыл, кинулся на старшого. Зазвенел чайник, брызнули из него
ягоды. Бьются братья Левонтьевы, катаются по земле, всю землянику раздавили».
Слайд№8:
3 группа. Анализ эпизода «На речке».
А) Выразительно прочитайте отрывок.
Б) Какие поступки совершали ребята на речке?
В) Как вы их расцениваете?
Г) Как автор относится здесь к ребятам?
«… Мы брызгались из речки студеной водой, бродили по ней и руками ловили
подкаменщика. Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, и мы растерзали её на берегу за
некрасивый вид. Потом пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа. Мы
отпаивали стрижа водой из речки, но он пускал в речку кровь, а воды проглотить не мог, и
умер, уронив головку. Мы похоронили стрижа на берегу, в гальке, и скоро забыли о нем,
потому что занялись захватывающим , жутким делом: забегали в устье холодной пещеры,
где жила( это в селе доподлинно знали) нечистая сила. Дальше всех в пещеру забежал
Санька. Его и нечистая сила не брала!»
Вывод: Больше подходит выражение «Левонтьевская орда». Дети перенимают устои
семьи.
Большое количество глаголов говорит о том, что они только действуют, порой
необдуманно, порой агрессивно, легкомысленны, драчливы, эгоистичны, безответственны.
Отношение автора несколько иронично: добродушно подсмеивается над их
легкомысленностью, но при этом нет негативного отношения.
IV.Человека характеризует его поведение в ситуации нравственного выбора. Как
вы понимаете выражение « нравственный выбор»? (Человек на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности.
Анализ ситуации нравственного выбора героя методом « шести шляп».
Метод « шести шляп».( Технология критического мышления)
Правила работы в «шляпах»:
Белая шляпа: факты, информация.
Желтая шляпа: плюсы, только положительные стороны.
Черная шляпа: минусы, только отрицательные стороны.
Красная шляпа: чувства, эмоции.
Зеленая шляпа: новые идеи, творчество.
Синяя шляпа: итоги, выводы, оценки.
Слайд №9
Белая шляпа: инсценировка эпизода «Разговор Саньки и героя».
Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх ты!
Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит!
Санька: Может, кобылой? Скажи уж лучше боишься её, и ещё жадный!
Герой: Я?!
Санька: Ты!
Герой: Жадный?
Санька: Жадный!
Герой: А хочешь, все ягоды съем?
Санька: Слабо!
Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной!
Слайд №10 Вывод: не хотел потерять друзей, не хотел ссориться, конфликтовать. Ему было важно
не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Не хотел выделяться,
быть как все.
Слайд №11.
Вывод: оказался бесхарактерным, нерешительным, безвольным, не умеющим
сказать Нет, пошел на поводу у Саньки, попался на уду, оказался в зависимости от чужого
мнения, проявил слабость.
Слайд №12
Вывод: вызывает сожаление, что так поступил, иронию, чувство стыда за него.
Слайд №13
Как следует вести себя в этой ситуации, что говорить? Подобрать ответ Саньке .
(Творческая работа).
Слайд №14 Вывод: надо уметь говорить нет, уметь быть твердым, проявлять решительность, не
поддаваться на провокацию, не пытаться показаться храбрым во что бы то ни стало, надо
стоять на своем взгляде на мир, т.е. не бояться быть личностью. Герой не выдержал
испытание на прочность характера.
IV.Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. Испытывает это
чувство наш герой или ему все равно, что он совершил, как Левонтьевским ребятишкам.?
Через речь, портрет, внутренние монологи автор показывает душевные переживания героя.
Большую роль в этом сыграл и пейзаж.
Слайд №15
Проведем следующее исследование:
Какую роль играет пейзажная зарисовка ясного летнего дня?
1. Какие слова использует автор для передачи цвета: ясный день, рябенькие кукушкины
слезы, синие колокольчики и др.
2. Какие слова использует автор для передачи звуков: хрустких стеблях, колокольчики,
пчелы, цветыграммофончики.
3.Какие изобразительновыразительные средства языка мы видим в отрывке и для чего
они использованы?
4.Какое настроение вызывает пейзаж? ( Радостное, возвышенное. Цветут колокольчики,
кукушкины слезки, день ясный, летают шмели.)
5. Что происходит в природе и что происходит в душе героя?
Вывод: На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ещё ярче видны переживания
героя : «Вон как хорошо было жить! А теперь?» Жизнь главного героя омрачена
безобразным поступком обманом. Мир природы, красота и гармония летнего дня
контрастируют с миром обмана, эгоизма, куда был вовлечен мальчик. Обман делает
человека несчастным.
Слайд №16
V. Почему , осуждая внука за мошенничество, бабушка купила всетаки ему пряник
конем?
Индивидуальная исследовательская работа «Уроки доброты и прощения в рассказе
«Конь с розовой гривой» и «Притче о блудном сыне». Защита исследовательской
работы. ( См. презентация №2)
VI . Слайд №17. Рефлексия. Какие уроки нравственности я получил после
прочтения рассказа? Составление кластера: Уроки доброты и нравственности в
рассказе.( Ученик на компьютере заполняет кластер).
1.Умей говорить нет.2.Не будь жестоким.
3. Будь честным. 4. Помогай другим.
5. Умей прощать . 6. Умей признать ошибку, покаяться.
7.Делай правильный выбор 8.Будь решительным. не будь
жестоким
Умей говорить
«нет»
Умей признать
Будь
честным
Уроки нравственности
Не поддавайся на
провокации
Будь
решительным
Помогай
другим
VII.Заключительное слово учителя.
Рассказы В. П. Астафьева – это обращение ко всем людям на этой земле о нобходимости
любить и прощать, продлевать жизнь друг другу, наполняя её радостью и красотой.
VII. Домашнее задание. Прочитать другие рассказы из сборника «Последний поклон» .
Подготовить сообщение «Уроки доброты бабушки Катерины». Методическая ценность:
Предмет, класс
Литература 6 класс
Тема урока
Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П.
Актуальность
Наглядный показ материала, экономия времени, элемент
Астафьева «Конь с розовой гривой».
использования средств
ИКТ
1. Место данного
урока в системе уроков
2. Тип урока, вид
урока
3.Цели урока
новизны объясняемого материала,
повышение познавательного интереса.
объем материала,
Данный урок – заключительный урок в системе уроков
по рассказу В. П. Астафьева.
Обобщающий урок; урок – исследование.
1.Содействовать
формированию
Образовательные: 1.
Продолжить знакомство с
творчеством В. П. Астафьева. Продолжить формирование
умения работать с книгой, умения анализировать текст.
2. Продолжить работу над
изобразительновыразительными средствами языка.
Воспитательные:
нравственной позиции у учащихся.
2.Формировать этические ценности духовной стойкости,
порядочности, совестливости.
3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки,
милосердие, сострадание.
Развивающие:
1.Развивать познавательный интерес,
самостоятельность суждений, способствовать формированию
исследовательской культуры учащихся.
2.Развивать речевую культуру учащихся.
4. Задачи урока
Развивать потребность в творческой деятельности, в
самовыражении через различные виды работ, развивать умение
самостоятельно подбирать и анализировать материал,
прививать любовь к чтению. Воспитывать любовь к творчеству писателя.
Помочь
определить необходимые условия духовно –
учащимся
нравственного развития.
6. Чем обоснован
выбор структуры урока
Такая структура урока позволяет активизировать
познавательную и мыслительную деятельность ребят, привить
навыки самостоятельной исследовательской
источником,
отбирать нужный материал,
работы с
проявлять
творчество.
7. Обоснование
Информационные, частичнопоисковые, иллюстративно
выбранных методов
обучения
объяснительные методы помогают добиться поставленных
целей. Позволяют активизировать познавательную и
8. Какие новые
технологии использованы
на уроке.
мыслительную активность учащихся, создать атмосферу
сотрудничества на уроке, ситуацию успеха. Метод шести шляп
развивает критическое мышление. Метод составления
кластера помогает провести рефлексию.
Урок построен с учетом психологических особенностей
школьников. (Здоровьесберегающие)
Эмоциональное объяснение материала сочетается с яркими
необычными наглядными пособиями (презентация) (ИКТ)
Прослеживается межпредметная связь
Используются возможности Л/О обучения
Метод « шести шляп» . (Технология критического
мышления).
Технология проектноисследовательских работ учащихся.
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Конспект урока по литературе на тему,,Конь с розовой гривой,,6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.