Разработка открытого урока на тему Н В Гоголь.docx
Открытый урок.
« Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние
Цель:
бездушию общества»
образовательная: познакомить учащихся с повестью Н.В. Гоголя «Шинель», проследить
раскрытие темы «маленького человека»;
развивающая: сосредоточить внимание на значимых художественных деталях текста;
развивать навыки монологической речи, способствовать формированию аналитического
мышления и навыков сравнения, обобщения;
воспитательная: воспитание доброты, милосердия, сострадания и уважения к людям.
Структура урока: актуализация и совершенствование знаний, умений, навыков.
Методы обучения: проблемнопоисковая аналитическая беседа, работа с текстом
художественного произведения, индивидуальные задания опережающего характера.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование урока:
Кукрыниксов, таблички с названием групп и заданий.
художественные тексты, иллюстрации Б.Кустодиева и
«Все мы вышли из
«Шинели».
(Ф.М.Достоевский)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Человеческий и творческий облик Н.В.Гоголя очень сложен. Никто еще не отгадал
загадку Гоголя. Эта загадка не выдумана, не придумана. Она существует.
«Я бы перевёл всех нищих, если бы имел на то силу и власть. Всем бы построил дома,
дал бы земли и заставил бы работать для себя», писал Н.В. Гоголь.
Позднее пришло понимание, что «любовь велит нам гораздо больше любить ближнего и
брата, чем мы любим, она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и
душевную, не только заботиться о его теле, но и душе».
Эти слова – ключ к пониманию Н.В.Гоголя. «Н.В.Гоголь «Шинель». Образ
Ребята, запишите тему сегодняшнего урока:
«маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и
2
его противостояние бездушию общества».
А эпиграф нашего урока это слова Ф.М.Достоевского «Все мы вышли из «Шинели» .
Как вы понимаете значение этих слов?
(Каждый человек в жизни проходит путь Башмачкина: испытание обществом,
испытание укладом города, в котором живет, испытание вещью, испытание
соблазном. И каждый человек проходит эти испытания поразному).
Учитель:
Существует вот такая притча о человеке. В жаркий летний день древние афиняне увидели
на площади Демосфена с горящим фонарём в руках.
Ты что ищешь? – спросили они.
Я ищу человека. – ответил Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять
обратились к Демосфену: Так что же ты ищешь, Демосфен?
Я ищу человека…
Кого: его, меня?
Я ищу Человека!
Так что же это значит быть Человеком? Чем человек отличается от вещи?
На эти и другие вопросы нам поможет ответить Н.В.Гоголь и его повесть «Шинель».
3. Совместное целеполагание.
Ребята, обратите внимание на тему сегодняшнего урока и скажите, что мы узнаем на
сегодняшнем уроке? Чему он нас научит?
4. Индивидуальное задание об истории создания повести «Шинель». (выступает
ученик)
В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских
повестей»: здесь и знакомые нам «Портрет», «Невский проспект», здесь же небольшая
повесть «Шинель».
Из воспоминаний Анненского: «В Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике,
страстном любителе охоты, который долго копил деньги на хорошее ружьё, отказывая себе
во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружьё стащило с
лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник пришёл домой и слёг в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружьё». Мы
можем только предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай.
3
5. Проверка знаний текста учащихся.
Беседа с учащимися.
Можно ли, исходя из названия, сказать, о чём повесть? (О шинели).
Какова тема повести? О чём же повесть? (О судьбе «маленького человека», мелкого
чиновника).
Кто герой повести? (Робкий, жалкий, убогий, придавленный нуждой, вызывающий
сочувствие и презрение, бедный петербургский чиновник А.А. Башмачкин).
Тема повести – это крик христианской души, это мольба о снисхождении к слабому и
беззащитному человеку.
Какова же основная мысль повести? (Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и
обворованном обществом и государством).
Индивидуальное задание. (сообщение ученика)
«Маленький человек» тип литературного героя, который возник в русской литературе
с появлением реализма, то есть в 2030 годах XIX века. Первым образом «маленького
человека» стал Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Традиции Пушкина продолжил Н.В. Гоголь в повести «Шинель».
«Маленький человек» это человек невысокого социального происхождения, не
одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом
добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин и Гоголь, создавая образ
«маленького человека», хотели напомнить читателям, что самый обыкновенный человек –
тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. К теме «маленького человека»
обращаются также писатели конца XIX начала XX века: Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов,
А.И. Куприн, М. Горький и др.
Словарная работа.
«Маленький человек» это человек, занимающий низкое, бедственное, подчинённое
социальное положение, страдающий от слабости и ошибок, остро переживающий
жизненные ситуации, сознающий себя «маленьким человеком» и мечтающий об
обеспечении своей участи.
Какие уже знакомые вам произведения представляют эту тему? («Бедная Лиза»,
«Медный всадник», «Станционный смотритель», «Гробовщик»). 4
Кого мы называем «маленьким человеком»?
Анализ образа «маленького человека».
Как тема «маленького человека» развивается в повести «Шинель»?
Каким изображён главный герой повести?
I группа работает над темой «Горемычная жизнь» Акакия Акакиевича».
Можем ли мы, судя по описанию внешности главного героя, назвать его красавцем?
Почему Гоголь так описывает героя? (Он пытается расположить читателя, чтобы
тот проявил какоето участие к этому бедному чиновнику, какуюто жалость к
нему).
Разве портрет, который создал Гоголь, вызывает жалость?
Почему Акакий Акакиевич «вечный титулярный советник»?
Это много или мало? (Титулярный советник в Табели о рангах – это 9 класс. Всего
были 14 рангов. Вроде немного. Но если вспомнить Пушкина, который после лицея
пошел служить 11м классом... А это ниже, чем у Акакия Акакиевича. Если перевести
на военные звания, то это капитан. А следующий класс – коллежский асессор. Он уже
давал право на потомственное дворянство).
Чего не хватает Акакию Акакиевичу, чтобы он дослужился до этого чина? (высшего
образования).
Как же произошло имя Акакий Акакиевич? (Матери предлагают для крещения имена
святых. А она воспринимает звуки, созвучие имени. Не житие святого, которое
определяет жизнь человека, а созвучие имени).
Акакий (с греч.) – невинный, незлобимый.
Имя в значительной степени предопределяет или определяет поведение человека, то
есть тип человека. Изначально все было предопределено. Нарекается имя – нарекается
судьба.
Почему Акакия Акакиевича сравнивают с мухой? (Потрясающее сравнение. Человека
сравнивают с мухой, а ведь человек – образ Божий!)
Насколько нивелировано в нем понятие человека?
Почему нет человека?
Потому что он мелкий чиновник?
Почему Акакий Акакиевич не обращает внимания на насмешки сослуживцев?
(Абсолютно не реагирует. Доказательство, что он незлобимый. Так как назван был в
честь отца, то незлобимый «в квадрате»). 5
Когда сослуживцы его обижали, он произносил одну и ту же фразу: «Оставьте
меня, зачем вы меня обижаете?» и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я
брат твой».
Но только один молодой человек относился к Акакию Акакиевичу с уважением.
Но что он видел в Башмачкине? (Образ Божий. В каждом человеке есть образ Божий.
Вот это и увидел молодой человек. А этого не замечали другие чиновники).
Как Акакий Акакиевич относился к работе? (Служил не просто ревностно, служил с
любовью).
В чем смысл существовании Акакия Акакиевича? (В переписывании бумаг. Живёт ради
переписывания бумаг).
Как можно охарактеризовать человека, который не обращает внимания на свою одежду?
(Если человек не обращает внимания на свою одежду, живёт в каком–то другом мире,
мире фантазии, творчества, то внешность ему кажется совершенно незначительной).
II группа работает над темой «Жизнь и смерть чиновника Башмачкина».
Акакий Акакиевич был бедным человеком? Каждый день ел говядину с луком. Разве это
бедный человек? Не гурман.
А зачем ест? Надо подкрепиться, чтобы жить. Значит, у него есть чувство голода? Да.
Есть чувство истощения? Да.
Почему Башмачкин решил сшить новую шинель? (Заметил однажды, что «стало
сильно пропекать в спину и плечо»).
Значит, этот человек с чувством голода, а теперь и чувством холода.
Решил понести шинель к портному Петровичу.
Обратим внимание на речь Башмачкина. Можно ли предлогами и частицами, наречиями
выразить мысль?
Что значит «Это, право, совершенного того…».
На какие жертвы идёт Акакий Акакиевич ради приобретения новой шинели? (Не пить
чай по вечерам, не зажигать свечи, ходить по улицам осторожно, почти на цыпочках,
чтобы не стереть подмёток).
Какие определения шинели встречаем в повести? (Старая шинель, утратив столь
«благородное имя», названа «капотом», «серпянкой», а новая – «вечная идея»,
«подруга жизни», «светлый гость»).
Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)
Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о
том, какой мех положен на воротник? (Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, но и с наполнением скудной духовной жизни
Акакия Акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих
6
чувств).
Как об этом пишет Н.В.Гоголь? («Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную
идею будущей шинели»).
Расскажите о перемене, которая под влиянием мечты произошла в герое? (Он стал
живее и твёрже характером, как человек, имеющий определённую цель в жизни.
Стали появляться дерзкие мысли. Правда, эта дерзость не простирается дальше
намерения положить на воротник куницу).
Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи, настроения героя в то
время, когда он впервые надел шинель. (Раньше не замечал жизни, которая текла
вокруг. Он летал, он в полёте. Другое состояние. Обрел спутницу жизни. Жить теперь
стало легче).
Опишите петербургскую площадь, на которой происходит ограбление Акакия
Акакиевича. В чём заключается особый драматизм этой ситуации?
III
группа («Финансисты»).
Материальное положение Башмачкина.
Давайте рассмотрим материальное положение Акакия Акакиевича Башмачкина.
(сообщение ученика)
Башмачкин получал четыреста рублей в год жалования. Это получается в месяц
приблизительно 35 рублей. Петрович сказал, что шинель сошьёт за 150 рублей. Если взять,
что в месяц Башмачкин получал 35 рублей, то получается 5 месяцев надо ни есть, ни пить,
чтобы сэкономить 150 рублей.
Если за 80 рублей сошьёт шинель, то только 3 месяца надо ни есть, ни пить. У Акакия
Акакиевича 40 рублей уже есть. Теперь осталось ни есть ни пить только месяц. Но на чём
же собирается экономить Башмачкин?
Фунт чая (это 400 грамм) стоит для Акакия Акакиевича 11,5 рубля. А за месяц он не
выпивал фунт чая. На чае он может сэкономить 11,5 рублей. За год всё равно 40 рублей
не накопишь. Возьмём свечи. 10 свечей – 20 копеек. Свеча горит часов 5. За неделю
сэкономит 15 копеек, за месяц 60 копеек. Гдето 7 рублей в год.
Подмётки стоили 1 рубль или 2 рубля. За год меняли один раз, а это еще 1,52 рубля
сэкономит на подметках. На чём наш герой экономит? (На том, на чём нельзя экономить. Получается, что
отказывается от всего ради этой экономии. Собирается экономить в течение года и
7
экономит).
Учитель: «Питаясь духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели».
Эта гениальная фраза, ради этой фразы написана вся эта повесть. У каждого человека
есть своя вечная идея. У когото это вилла, особняк на Лазурном берегу. У каждого есть
вечная идея будущей шинели.
Два ученика (сообщение).
А теперь посчитаем. Акакий Акакиевич заказал себе шинель за 80 рублей. 40 рублей у
него уже есть. А к празднику Башмачкин получил 60 рублей. 40 + 60 = 100 рублей. А
шинель стоит 80 рублей.
А зачем же он копил? Ведь 20 рублей еще осталось. Зачем он в течение года копил,
отказываясь от всего? За работу Петрович взял 12 рублей, а шил он шинель 2 недели.
Получается Петрович за месяц зарабатывал 24 рубля, а он живет с женой на 24 рубля в
месяц. А Башмачкину одному в месяц не хватает в месяц 35 рублей. А сколько в то время
уходило на пропитание?
Семья из шести человек имела доход в год 286 рублей. Тратили на себя 280 рублей. Но
если квартира с ужином в Петербурге стоила 14 рублей, получается, что 120 рублей у него
и так оставалось. И не нужно себя ограничивать. Спрашивается, зачем он копил? Вечная
идея воплотилась.
Думаем, размышляем.
Учитель:
О чём же эта повесть? Акакий Акакиевич, как и мать его, реагирует на буквы, матушка
реагировала на звуки.
Почему Акакий Акакиевич не смог переписать, из двух бумаг сделать одну? Человек есть
образ и подобие Божие.
Что есть образ Божьего человека? (это его душа, бессмертная душа).
Что есть подобие? (Это свобода выбора и умение творить).
Скажите, Акакий Акакиевич творец? Акакий Акакиевич чувствует голод, холод. Но все
животные чувствуют голод и холод.
Чем отличается человек от другой твари? (Тем, что он словесен).
Акакий Акакиевич словесен? (оказывается, что бессловесен. Изъясняется
предлогами, частицами, междометиями).
Учитель: 8
В нём нет образа Божия, самого главного. Иисус Христос – воплощённое слово.
Акакий Акакиевич словом не владеет. Он просто переписывает бумаги. Переписывает
буквы, не слагая их в слова, не осмысливая их.
Во времена Гоголя, также как и в наше время, большинство читателей не читали
Евангелие. Посредством только литературы можно донести истины Евангельские до
читателей.
И что делает Гоголь? (Он доводит Евангельскую истину. Вся эта повесть – это есть
иллюстрация слов, которые сказаны в Евангелии).
«Не собирайте земных богатств, где есть тля, ржавчина и воры, которые могут
похитить их. Но собирайте богатства небесные, где нет ни тли, ни ржавчины, ни
воров».
Чем занимался Акакий Акакиевич всю жизнь? (Копил деньги).
Гоголь доводит Евангельскую истину. Он всю жизнь собирает земные богатства.
А вечная идея у него какая? (Будущая шинель. Вот воплощение его богатств. Это
новая шинель).
Помните, как заканчивается повесть?
Спустя некоторое время после смерти Акакия Акакиевича по Петербургу поползли
слухи, что срывают шинели с генералов, со значительного лица, который поехал к
любовнице.
В этом значительном лице многие находили сходство с Акакием Акакиевичем.
Почему эта неприкаянная душа вдруг появилась в Петербурге? (А потому, что
вспомнила продолжение Евангельской притчи).
«Ибо где богатство ваше, там и сердце ваше».
Значит, где осталось сердце Акакия Акакиевича? (На земле. Воплотилось это богатство в
шинели).
Учитель:
Душа неприкаянная, она прилипла к шинели. Вот что показывает Гоголь. Это не мелкий
чиновник. Это совершенно духовная личность.
Вспомним образ Башмачкина в начале повести. «Несколько рябоват, несколько рыжеват,
подслеповат, с небольшой лысинкой».
Почему он не очень приятный? (Потому, что внешность – есть отражение
внутреннего мира). 9
Вот почему он нам сразу не понравился. Уже по самому описанию Гоголь показывает,
как отражается внутреннее во внешнем у этого человека.
Учитель:
Почему он «маленький человек»? Он духовно нищий, а не материально. Именно духовно.
Гоголь в этом произведении говорит нам: «Не будьте мёртвыми, не будьте мёртвыми
духовно».
У каждого человека должна быть одна цель о вечной жизни и духовном
совершенствовании.
Рефлексия:
1. На уроке сегодня я узнал…
2. Мне особенно запомнилось…
3. Я понял, что…
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Нравственные качества Башмачкина».
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.