Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
11.02.2017
Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Конспект урока
Разработка открытого урока на тему Н В Гоголь.docx
Открытый урок. « Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние Цель:  бездушию общества» ­ образовательная: познакомить учащихся с повестью Н.В. Гоголя «Шинель», проследить раскрытие темы «маленького человека»; ­   развивающая:   сосредоточить   внимание   на   значимых   художественных   деталях   текста; развивать   навыки   монологической   речи,   способствовать   формированию   аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; ­ воспитательная: воспитание доброты, милосердия, сострадания и уважения к людям. Структура урока:  актуализация и совершенствование знаний, умений, навыков. Методы   обучения:   проблемно­поисковая   аналитическая   беседа,   работа   с   текстом художественного произведения, индивидуальные задания опережающего характера. Тип  урока: открытие новых знаний. Оборудование   урока:  Кукрыниксов, таблички с названием групп и заданий. художественные   тексты,   иллюстрации   Б.Кустодиева   и               «Все   мы   вышли   из «Шинели».    (Ф.М.Достоевский) Ход урока 1. Организационный момент. 2. Слово учителя.             Человеческий и творческий облик Н.В.Гоголя очень сложен. Никто еще не отгадал загадку Гоголя. Эта загадка не выдумана, не придумана. Она существует.       «Я  бы перевёл всех нищих, если бы имел на то силу и власть. Всем бы построил дома, дал бы земли и заставил бы работать для себя», ­ писал Н.В. Гоголь.       Позднее пришло понимание, что «любовь велит нам гораздо больше любить ближнего и брата, чем мы любим, она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и душевную, не только заботиться о его теле, но и душе».       Эти слова – ключ к пониманию Н.В.Гоголя. «Н.В.Гоголь   «Шинель».  Образ ­   Ребята,   запишите   тему   сегодняшнего урока: «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и 2 его противостояние бездушию общества».  А эпиграф нашего урока ­ это слова Ф.М.Достоевского «Все мы вышли из «Шинели» .  ­ Как вы понимаете значение этих слов? (Каждый   человек   в   жизни   проходит   путь   Башмачкина:   испытание   обществом, испытание   укладом   города,   в   котором   живет,   испытание   вещью,   испытание соблазном. И каждый человек проходит эти испытания по­разному). Учитель: ­ Существует вот такая притча о человеке. В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарём в руках.  ­ Ты что ищешь? – спросили они. ­ Я ищу человека. – ответил Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену: ­ Так что же ты ищешь, Демосфен?  ­ Я ищу человека…  ­ Кого: его, меня?  ­ Я ищу Че­ло­ве­ка!  ­ Так что же это значит ­ быть Человеком? Чем человек отличается от вещи?  ­ На эти и другие вопросы нам поможет ответить Н.В.Гоголь и его повесть «Шинель». 3. Совместное целеполагание.   ­ Ребята, обратите внимание на тему сегодняшнего урока и скажите, что мы узнаем на сегодняшнем уроке? Чему он нас научит? 4. Индивидуальное задание  об истории  создания повести «Шинель».  (выступает ученик)            В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: здесь и знакомые нам «Портрет», «Невский проспект», здесь же небольшая повесть «Шинель».            Из воспоминаний Анненского: «В Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любителе охоты, который долго копил деньги на хорошее ружьё, отказывая себе во всем, купил  его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружьё стащило с лодки,   и   оно   утонуло.   Бедный   чиновник   пришёл   домой   и   слёг   в   жестокой   горячке. Сослуживцы   пожалели   товарища,   собрали деньги и купили бедняге новое ружьё». Мы можем только предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай. 3 5. Проверка знаний текста учащихся. Беседа с учащимися. ­ Можно ли, исходя из названия, сказать, о чём повесть? (О шинели). ­ Какова тема повести? О чём же повесть?  (О судьбе «маленького человека», мелкого чиновника). ­   Кто   герой   повести?  (Робкий,   жалкий,   убогий,   придавленный   нуждой,   вызывающий сочувствие и презрение, бедный петербургский чиновник А.А. Башмачкин). ­ Тема повести – это крик христианской души, это мольба о снисхождении к слабому и беззащитному человеку.  ­ Какова же основная мысль повести? (Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и обворованном обществом и государством). Индивидуальное задание.  (сообщение ученика)       «Маленький человек» ­ тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20­30 годах  XIX  века. Первым образом «маленького человека»   стал   Самсон   Вырин   из   повести   А.С.   Пушкина   «Станционный   смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н.В. Гоголь в повести «Шинель».             «Маленький   человек»   ­  это  человек   невысокого   социального   происхождения,   не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый,   никому   не   делающий   зла,   безобидный.   И   Пушкин   и   Гоголь,   создавая   образ «маленького человека»,  хотели напомнить читателям, что самый обыкновенный человек – тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. К теме «маленького человека» обращаются также писатели конца XIX ­ начала XX века: Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.И. Куприн, М. Горький и др. Словарная работа.            «Маленький человек» ­ это человек, занимающий низкое, бедственное, подчинённое социальное   положение,   страдающий   от   слабости   и   ошибок,   остро   переживающий жизненные   ситуации,   сознающий   себя   «маленьким   человеком»   и   мечтающий   об обеспечении своей участи. ­   Какие   уже   знакомые   вам   произведения   представляют   эту   тему?  («Бедная   Лиза», «Медный всадник», «Станционный смотритель», «Гробовщик»). 4 ­   Кого   мы   называем   «маленьким человеком»?  Анализ образа «маленького человека». ­ Как тема «маленького человека» развивается в повести «Шинель»? ­ Каким изображён главный герой повести? I   группа работает над темой «Горемычная жизнь» Акакия Акакиевича». ­ Можем ли мы, судя по описанию внешности главного героя, назвать его красавцем? ­ Почему Гоголь так описывает героя?  (Он пытается расположить читателя, чтобы тот   проявил   какое­то   участие   к   этому   бедному   чиновнику,   какую­то   жалость   к нему). ­ Разве портрет, который создал Гоголь, вызывает жалость? ­ Почему Акакий Акакиевич ­ «вечный титулярный советник»? ­ Это много или мало?  (Титулярный советник в Табели о рангах – это 9 класс. Всего были 14 рангов. Вроде немного. Но если вспомнить Пушкина, который после лицея пошел служить 11­м классом... А это ниже, чем у Акакия Акакиевича. Если перевести на военные звания, то это капитан. А следующий класс – коллежский асессор. Он уже давал право на потомственное дворянство). ­ Чего не хватает Акакию Акакиевичу, чтобы он дослужился до этого чина?  (высшего образования). ­ Как же произошло имя Акакий Акакиевич? (Матери предлагают для крещения имена святых.   А   она   воспринимает   звуки,   созвучие   имени.   Не   житие   святого,   которое определяет жизнь человека, а созвучие имени). Акакий (с греч.) – невинный, незлобимый.       Имя  в значительной  степени предопределяет  или определяет поведение человека, то есть тип человека. Изначально все было предопределено. Нарекается имя – нарекается судьба. ­ Почему Акакия Акакиевича сравнивают с мухой?  (Потрясающее сравнение. Человека сравнивают с мухой, а ведь человек – образ Божий!)  ­ Насколько нивелировано в нем понятие человека? ­ Почему нет человека?  ­ Потому что он мелкий чиновник? ­   Почему   Акакий   Акакиевич   не   обращает   внимания   на   насмешки   сослуживцев? (Абсолютно не реагирует. Доказательство, что он незлобимый. Так как назван был в честь отца, то незлобимый  «в квадрате»). 5 ­   Когда   сослуживцы   его   обижали,   он произносил одну и ту же фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» ­ и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». ­ Но только один молодой человек относился к Акакию Акакиевичу с уважением. ­ Но что он видел в Башмачкине? (Образ Божий. В каждом человеке есть образ Божий. Вот это и увидел молодой человек. А этого не замечали другие чиновники). ­ Как Акакий Акакиевич относился к работе? (Служил не просто ревностно, служил с любовью).  ­ В чем смысл существовании Акакия Акакиевича? (В переписывании бумаг. Живёт ради переписывания бумаг). ­ Как можно охарактеризовать человека, который не обращает внимания на свою одежду? (Если человек не обращает внимания на свою одежду, живёт в каком–то другом мире, мире фантазии, творчества, то внешность ему кажется совершенно незначительной). II    группа работает над темой «Жизнь и смерть чиновника Башмачкина». ­ Акакий Акакиевич был бедным человеком? Каждый день ел говядину с луком. Разве это бедный человек?  Не гурман. ­ А зачем ест? Надо подкрепиться, чтобы жить. Значит, у него есть чувство голода? Да. Есть чувство истощения? Да. ­   Почему   Башмачкин   решил   сшить   новую   шинель?  (Заметил   однажды,   что   «стало сильно пропекать в спину и плечо»). ­ Значит, этот человек с чувством голода, а теперь и чувством холода. Решил понести шинель к портному Петровичу.  ­ Обратим внимание на речь Башмачкина. Можно ли предлогами и частицами, наречиями выразить мысль? ­ Что значит «Это, право, совершенного того…». ­ На какие жертвы идёт Акакий Акакиевич ради приобретения новой шинели?  (Не пить чай по вечерам, не зажигать свечи, ходить по улицам осторожно, почти на цыпочках, чтобы не стереть подмёток). ­   Какие   определения   шинели   встречаем   в   повести?  (Старая   шинель,   утратив   столь «благородное   имя»,     названа   «капотом»,   «серпянкой»,   а   новая   –   «вечная   идея», «подруга жизни», «светлый гость»). ­ Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка) ­ Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том,  какой  мех   положен  на  воротник?  (Забота  о  новой  шинели  связана  не  только  с большим материальным напряжением, но и с наполнением скудной духовной жизни Акакия   Акакиевича   новым   содержанием,   вызовом   в   его   душе   живых   человеческих 6 чувств). ­ Как об этом пишет Н.В.Гоголь?  («Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели»). ­ Расскажите  о перемене, которая  под  влиянием  мечты  произошла  в  герое?  (Он стал живее   и   твёрже   характером,   как   человек,   имеющий   определённую   цель   в   жизни. Стали   появляться   дерзкие   мысли.   Правда,   эта   дерзость   не   простирается   дальше намерения положить на воротник куницу). ­ Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи, настроения героя в то время,   когда   он   впервые   надел   шинель.  (Раньше   не   замечал   жизни,   которая   текла вокруг. Он летал, он в полёте. Другое состояние. Обрел спутницу жизни. Жить теперь стало легче). ­   Опишите   петербургскую   площадь,   на   которой   происходит   ограбление   Акакия Акакиевича. В чём заключается особый драматизм этой ситуации? III    группа («Финансисты»). Материальное положение Башмачкина. ­ Давайте рассмотрим материальное положение Акакия Акакиевича Башмачкина. (сообщение ученика) ­   Башмачкин   получал   четыреста   рублей   в   год   жалования.   Это   получается   в   месяц приблизительно 35 рублей. Петрович сказал, что шинель сошьёт за 150 рублей. Если взять, что в месяц Башмачкин получал 35 рублей, то получается 5 месяцев надо ни есть, ни пить, чтобы сэкономить 150 рублей. ­ Если за 80 рублей сошьёт шинель, то только 3 месяца надо ни есть, ни пить. У Акакия Акакиевича 40 рублей уже есть. Теперь осталось ни есть ни пить  только месяц. Но на чём же собирается экономить Башмачкин?  ­ Фунт чая (это 400 грамм) стоит для Акакия Акакиевича 1­1,5 рубля. А за месяц он не выпивал фунт чая. На чае он может сэкономить 1­1,5 рублей. За год всё равно 40 рублей не   накопишь.   Возьмём   свечи.   10   свечей   –   20   копеек.   Свеча   горит   часов   5.   За   неделю сэкономит 15 копеек, за месяц  ­ 60 копеек. Где­то 7 рублей в год. ­ Подмётки стоили 1 рубль или 2 рубля. За год меняли один раз, а это еще 1,5­2 рубля сэкономит на подметках. ­ На чём наш герой экономит? (На том, на чём   нельзя   экономить.   Получается,   что отказывается от всего ради этой экономии. Собирается экономить в течение года и 7 экономит). Учитель: «Питаясь духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». ­ Эта гениальная фраза, ради этой фразы написана вся эта повесть. У каждого человека есть своя вечная идея. У кого­то это вилла, особняк на Лазурном берегу. У каждого есть вечная идея будущей шинели. Два ученика (сообщение). ­ А теперь посчитаем. Акакий Акакиевич заказал себе шинель за 80 рублей. 40 рублей у него уже есть. А к празднику Башмачкин получил 60 рублей. 40 + 60 = 100 рублей. А шинель стоит 80 рублей.  ­ А зачем же он копил?   Ведь 20 рублей еще осталось. Зачем он в течение года копил, отказываясь от всего? За работу Петрович взял 12 рублей, а шил он шинель 2 недели. Получается Петрович за месяц зарабатывал 24 рубля, а он живет с женой на 24 рубля в месяц. А Башмачкину одному в месяц не хватает в месяц 35 рублей.  А сколько в то время уходило на пропитание? ­ Семья из шести человек имела доход в год 286 рублей. Тратили на себя 280 рублей.  Но если квартира с ужином в Петербурге стоила 14 рублей, получается, что 120 рублей у него и так оставалось. И не нужно себя ограничивать. Спрашивается, зачем он копил? Вечная идея воплотилась. Думаем, размышляем. Учитель: ­ О чём же эта повесть? Акакий Акакиевич, как и мать его, реагирует на буквы, матушка реагировала на звуки. ­ Почему Акакий Акакиевич не смог переписать, из двух бумаг сделать одну? Человек есть образ и подобие Божие.  ­ Что есть образ Божьего человека? (это его душа, бессмертная душа). ­ Что есть подобие? (Это свобода выбора и умение творить). ­ Скажите, Акакий Акакиевич творец? Акакий Акакиевич чувствует голод, холод. Но все животные чувствуют голод и холод.  ­ Чем отличается человек от другой твари? (Тем, что он словесен). ­   Акакий   Акакиевич   словесен?  (оказывается,   что   бессловесен.   Изъясняется предлогами, частицами, междометиями). Учитель: 8 ­ В нём нет образа Божия, самого главного. Иисус   Христос   –   воплощённое   слово. Акакий   Акакиевич   словом   не   владеет.   Он   просто   переписывает   бумаги.   Переписывает буквы, не слагая их в слова, не осмысливая их.            Во времена Гоголя, также как и в наше время, большинство читателей не читали Евангелие.   Посредством   только   литературы   можно   донести   истины   Евангельские   до читателей.  ­ И что делает Гоголь? (Он доводит Евангельскую истину. Вся эта повесть – это есть иллюстрация слов, которые сказаны в Евангелии).         «Не собирайте земных богатств, где есть тля, ржавчина и воры, которые могут похитить их. Но собирайте богатства небесные, где нет ни тли, ни ржавчины, ни воров». ­ Чем занимался Акакий Акакиевич всю жизнь? (Копил деньги). Гоголь доводит Евангельскую истину. Он всю жизнь собирает земные богатства. ­ А вечная идея у него какая?  (Будущая шинель. Вот воплощение его богатств. Это новая шинель). ­ Помните, как заканчивается повесть?         Спустя некоторое время после смерти Акакия Акакиевича по Петербургу поползли слухи,   что   срывают   шинели   с   генералов,   со   значительного   лица,   который   поехал   к любовнице.              В этом значительном лице многие находили сходство с Акакием Акакиевичем.  ­   Почему   эта   неприкаянная   душа   вдруг   появилась   в   Петербурге?  (А   потому,   что вспомнила продолжение Евангельской притчи). «Ибо где богатство ваше, там и сердце ваше».  ­ Значит, где осталось сердце Акакия Акакиевича? (На земле. Воплотилось это богатство в шинели). Учитель:  ­ Душа неприкаянная, она прилипла к шинели. Вот что показывает Гоголь. Это не мелкий чиновник. Это совершенно духовная личность. ­ Вспомним образ Башмачкина в начале повести. «Несколько рябоват, несколько рыжеват, подслеповат, с небольшой лысинкой». ­   Почему   он   не   очень   приятный?  (Потому,   что   внешность   –   есть   отражение внутреннего мира). 9 ­ Вот почему он нам сразу не понравился. Уже по самому описанию Гоголь показывает, как отражается внутреннее во внешнем у этого человека. Учитель: ­ Почему он «маленький человек»? Он духовно нищий, а не материально. Именно духовно.       Гоголь в этом произведении говорит нам: «Не будьте мёртвыми, не будьте мёртвыми духовно».           У   каждого   человека   должна   быть   одна   цель   о   вечной   жизни   и   духовном   совершенствовании. Рефлексия: 1. На уроке сегодня я узнал… 2. Мне особенно запомнилось… 3. Я понял, что… Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Нравственные качества Башмачкина».

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)

Конспект урока по литературе на тему,,Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя,,Шинель,, ( 8 класс,литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017