Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература +1
11 кл
24.02.2017
Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)
Рабочий лист выдается каждому ученику для работы на уроке
Конспект урока О,град Петра...docx
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ   МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Управление образования Администрации Чеховского муниципального района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №3   Открытый урок по русскому языку и литературе в 11­а классе « О, град Петра... Ты царской прихоти каприз» Учитель Широкова Маргарита Сергеевна г. Чехов « О, град Петра... Ты царской прихоти каприз» ( анализ текста, подготовка к написанию сочинения­рассуждения  (по рассказу Т. Толстой «Чужие  сны») Цели урока:  Образовательные: ­ вырабатывать у учащихся навыки анализа текста в рамках ЕГЭ; умение определять позицию автора, выражать собственное мнение, аргументировать примерами из  жизни и художественной литературы; ­готовить учащихся к написанию сочинения­рассуждения  Развивающие: ­ развивать интеллектуальные умения: ­выделять главное, устанавливать причинно­следственные связи, критически анализировать  информацию; ­ создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; ­ развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности  Воспитательные: ­ способствовать формированию духовной культуры; ­ формировать бережное отношение к языку Задачи: ­ расширять лексический запас учащихся; ­воспитывать читательскую культуру; ­ пробудить интерес к личности Петра I Технологии: ­ исследовательские методы в обучении ­ дифференцированный метод ­информационно­ компьютерная технология ­ проблемное обучение ­ обучение в сотрудничестве Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся на уроке: ­ владеть нормами литературного языка; ­ высказывать суждения, подтверждая их фактами; ­ участвовать в учебном диалоге; ­ анализировать предложенный текст Оборудование урока: ­ раздаточный материал : ­ рабочие листы с текстом и заданиями); ­ иллюстрации; ­ ноутбук; ­ мультимедиа проектор; ­ презентации к уроку Ход урока 1. Вступление (входит ученик в образе Петра Великого) Учитель: На берегу пустынных волн Стоял Он, дум великих полн, И вдаль глядел Петр I Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Учитель: Итак, по небольшому инсценированному вступлению вы, конечно, догадались, что сегодня речь  пойдет о Санкт­ Петербурге, об этом замечательном городе, который начал свою историю с 1703 года, когда Петр Первый выбрал выгодное для судоходства место в дельте реки Невы, заложил на Заячьем  острове Петропавловскую крепость, с которой и началось строительство Петербурга. Сегодня нам предстоит провести урок ,целью которого является умение анализировать содержание  текста , создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов. И все это нам  пригодится в подготовке к написанию части С; согласитесь, что зачастую бывает очень трудно  подобрать соответствующие аргументы из художественных произведений. 2. Работа с текстом. Учитель: Перед вами отрывок из рассказа Татьяны Никитичны Толстой» Петербург. Чужие сны». Татьяна Толстая является уроженкой города Ленинграда. Она является внучкой А.Н. Толстого, с  чьим творчеством мы знакомились на предыдущих уроках. Обратимся к тексту. Дома вы должны были прочитать рассказ полностью, а мы остановимся на  небольшом отрывке из него. ­ Охарактеризуйте заглавие текста, отражает ли оно его тему? ­Какую особенность можно заметить при прочтении текста? ( невозможно изложить сюжет рассказа) Учитель: Рассказ написан в стиле орнаментализма­ стиле, основанном на преобладании в повествовании  словесного узора над событийным рядом. Причинно­ следственные связи между повествовательными эпизодами утрачиваются, уступая место  ассоциативным рядам. Фрагментарные, хаотично разбросанные эпизоды скрепляются в единое целое  благодаря сквозным образам, пронизывающим все повествование. ­ Выделите в тексте 2 центральных образа и запишите их у себя в рабочих листах. ( схема рабочих листов на доске, где учитель открывает таблички после того, как ученики называют  образы) ­ Выберите слова и словосочетания, создающие представление о каждом из этих образов. ( сначала заполняем табличку по образу Петра) ­ А какие 2 образа возникают при упоминании Петербурга? ( заполняем вторую часть таблицы) Как вы уже заметили, Петербург в рассказе представлен городом – сном. ­ А что такое сон? ( Сон­череда образов, возникающих в мозгу спящего человека) Сон­ это призрак, фантазия, которая стала реальностью. Петр построил город своего сна, он вставил  призрак своей фантазии в реальную жизнь. Но город не зажил своей жизнью, он так и остался  отблеском фантазии. ( заполняем табличку, связанную с образом сна) Рядом с образом сна развивается образ воды. Вода­ это стихия, которая сильнее человека, и она  постоянно напоминает ему об этом.  ­ Какую роль в рассказе играет вода? ( именно вода и ее переменчивый свет , ее обманные блики тот главный сон, который породил  Петербург; даже изображение улиц передается через водные образы, через обманчивость,  прозрачность) ­ Заполняем таблицу до конца. Зыбкость и непостижимость, прозрачность и вечность( т.к. вода не исчезает, а лишь переходит из  одного состояния в другое)­ вот особенности города, которые передаются этими водными образами. ­ Как связан образ воды с самим Петром? Итак, образы сна и воды переплетаются, а также развивают друг друга. Вода способствует сну, она  помогает создать образ  Петербурга. Сон и вода­ эти две стихии неподвластны человеку, но и отдельно от него существовать не могут. ­ Давайте попробуем сформулировать, каково же авторское видение города и его создателя?                                                            ( учащиеся делают вывод) Петербург в рассказе Толстой­ это город, основными свойствами которого являются  неопределенность, изменчивость, обманчивость, способность перевоплощаться и принимать иные  облики. Петербург­ это счастливый сон Петра, который оставил этот город в наследство поэтам и писателям. Петербург неоднозначен, он поворачивается  нам разными сторонами: то блестящими фантазиями  поэтов, то жестокой непримиримостью природы, то удивляет ощущением отсутствия времени. ­ Приступает ко второй части работы, записываем в соответствующую графу точку зрения автора. 3. Аргументация своего собственного мнения.  Учитель: Петербург­ это не просто фантазия Петра, но и город, созданный поколениями русских писателей и  поэтов. Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока­ это совершенно разные города. «...все, кто писал о Петербурге: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Белый, Блок, - развесили свои сны по всему городу, как тонкую моросящую паутину, сетчатые дождевые покрывала. От бушующих волн Медного всадника и зелено-бледных пушкинских небес до блоковской желтой зари и болотной нежити город все тот же - сырой, торжественный, бедный, не по-человечески прекрасный, не по-людски страшненький, не приспособленный для простой человеческой жизни». Наша с вами задача состоит в том, чтобы доказать, что отношение к Петербургу, действительно,  неоднозначное. С точкой зрения Толстой мы уже познакомились, но я думаю, что не все присутствующие ее  разделяют. Мы с вами разделились на 2 группы не случайно. С одной стороны расположились ребята, которые побывали в этом замечательном городе и ,возможно, увидели его не таким мрачным, как в представленном тексте. Они попробуют доказать свою точку зрения, отличную от авторской, опираясь на свои собственные  впечатления и на художественные произведения. Напротив расположились ученики, которым пока не удалось побывать в этом городе, и им предстоит  отстаивать точку зрения Толстой, основываясь на художественные произведения. Дома вы должны были найти материал по теме « Петербург в произведениях писателей и поэтов». Даю вам несколько минут, чтобы вы обсудили и выбрали те произведения, которые помогут вам  отстоять свои убеждения. Давайте начнем с тех, кто не согласен с точкой зрения автора.  Пусть они попробуют представить нам  Петербург в совершенно другом свете. Учащиеся представляют свою аргументацию, доказывают правильность своей позиции ( должен получиться диспут, каждая сторона доказывает правильность  своих суждений, попутно  заполняется таблица, куда ребята вписывают свои аргументы) Поддерживают точку зрения автора                            Оппоненты  А.С. Пушкин «Медный  всадник»( Вступление) Поэма открывается "Вступлением", в котором образ  города занимает господствующее место. Петербург  здесь – глубоко символический памятник  плодотворности единства миллионов людей. Эта  плодотворность в том, что был создан город, нужный  для России, город для людей, город, отдающий  добро, заложенное в нем его строителями. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с  выражением своей любви к нему: Люблю тебя, Петра творенье… Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ  для людей. Все в нем прекрасно, гармонично,  преисполнено величия, красоты и добра.  "Человечность" города раскрывается в утверждении  благоприятствования Петербурга творчеству: …Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады… 1. А.С. Пушкин «Медный всадник» В первой части облик Петербурга меняется, это уже  не пышный "юный град", а "омраченный Петроград".  Город превращается в крепость, осажденную Невой.  Нева – тоже часть города, и это стоит отметить. Беда  приходит как бы изнутри, сам город берет себя  приступом; наружу выходит все то, что было  недостойно изображения, скрыто за описанием  парадности: Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гробы с размытого кладбища Плывут по улицам! И только теперь появляется на улицах народ,  "теснится кучами" на берегах Невы. Бушующая Нева  сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, "как больной в своей постеле  беспокойной", то рвется "к морю против бури" и,  встретив преграду, бунтует, то ропщет "пени…как  челобитчик у дверей". Вся первая часть – картина народного бедствия, и  именно в этот момент впервые появляется фигура  "кумира на бронзовом коне", который невозмутим, в  отличие от живого царя, бессильного противостоять  стихии. После наводнения городские противоречия не только  не исчезли, но еще более усилились. Петербургская  окраина, куда устремился Евгений, напоминает "поле  боевое", смытый бурной стихией домик возлюбленной  Евгения Параши является олицетворением всеобщей  трагедии; но уже на следующее утро все возвращается  к прежнему порядку – город вновь равнодушен к  человеку. Вновь он становится городом торговцев,  чиновников и "злых детей", бросающих камни в  безумного Евгения. Петербург предстает как твердыня русского  самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом,  обернулась враждебной силой для него самого и для  отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает,  что город, не возникший постепенно, не выросший из  деревни, как подавляющее большинство других  городов, а насильно построенный на этом месте  вопреки плавному течению истории, если и будет  стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов  природы. В центре города – памятник его основателю, а сам  Петербург является огромным памятником личности  Петра; и противоречия города отражают  противоречия его основателя. 2.Петербург Н.В. Гоголя «Шинель» Несколько другим изображен Петербург в повести  «Шинель». Это город, в котором «маленькие люди»  пропадают бесследно. В нем одновременно  существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с  живущими на них генералами, и улицы, где помои  выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины.  Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил  через их освещение и шинели чиновников: если на  бедняцких улицах освещение «тощее» и воротник на  шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым  районам, тем ярче становится свет фонарей и тем  чаще попадаются бобровые воротники. В «Шинели»  описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые  шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к  какому­нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по  вечерам в небольших лавочках, проводя время за  болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь  рассказывает в противопоставление Акакию  Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось  в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в  театр, гуляют по улицам, играют в карты, только  билеты они покупают подороже, одеваются получше  и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское. Это словно два мира одного города. Они очень  «Ночь перед рождеством» Одним из первых произведений Гоголя, в которых  присутствует образ Петербурга, является повесть  «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь мы видим  Петербург глазами Вакулы, словно в ад приле­ тевшего сюда на черте. Петербург представляется  нам чем­то невероятным. Вакула просто ошеломлен  его сиянием и громыханием. Гоголь показывает  Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук  колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков,  полет карет и саней — просто невероятное  мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле  кажется, что оживают даже дома и смотрят на него  со всех сторон. Возможно, похожие впечатления  испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в  Петербург. О необычайно ярком свете, который  исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой,  какой свет! У нас днем не бывает так светло».  Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем  удивительные: и лестница, и картина, и даже замки.  Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных пла­ тьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством»  Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и  невероятный во всем. похожи, но в то же время различий между ними не  меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у  значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и  самого значительного лица. И во время этой встречи  значительное лицо одним своим видом и голосом чуть  не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и  богатая часть города при помощи своих денег  полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть  Петербурга — это словно тень второй, богатой части.  Они имеют схожие очертания, но тень сера и не  красочна, тогда как сам богатый город переливается  всеми цветами радуги.  3.Петербург Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Петербург А. Ахматовой Образ Петербурга занимает особое место в системе  образов, возникающих на страницах романа Ф.М.  Достоевского "Преступление и наказание". Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую  очередь, для объяснения тех или иных поступков  героев.Петербург предстает в романе сумрачным,  мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими  чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых  разыгрываются повседневные трагедии. Этот  тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой  средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.  Но Петербург, описанный в романе Достоевского, –  это не только фон, на котором развертываются  драматические события. Его образ становится как бы  символом неблагополучной, безнравственной жизни,  четко сопоставимым с описанными в произведении  событиями. Практически все действие романа  происходит в той части города, где жила беднота.  Петербург – город, в котором на каждом углу  распивочные, зазывающие бедняков залить их горе,  пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с  моста, это страшное царство нищеты, бесправия,  болезней, как физических, так и душевных.  На страницах романа Достоевского мы находим  образ больного города. Ведь большинство его  жителей больны или физически, или психически.  Раскольников бесспорно страдает нервным  расстройством, мучается кошмарами, чувствует  сильное недомогание из­за лихорадки. Екатерина  Ивановна умирает вследствие чахотки. Мать  Раскольникова Пульхерия Александровна после  ареста сына пребывала "не в здравом состоянии  рассудка", потом у нее началась горячка, от которой  она скончалась.  Характерной чертой, по которой читатель может узнать обстановку и людей, затронутых  болезнью, является раздражающий, нездоровый  Её Петербург – это площади, мосты, набережные  дворцы, Летний сад. Это Петербург Пушкина и  Блока, город необыкновенной красоты и трагизма,  любви и расставаний, романтики и боли.  Несомненно, вся ахматовская поэзия, строгая,  изящная, подобна архитектурному облику города ­  его торжественным просторам, классическим  пропорциям зданий и симметрии архитектурных  ансамблей, трагической красоте белых ночей,  блеску устремлённых в небо шпилей и куполов.  Родство между поэтом и городом и в неповторимом сочетании легкости, невесомости, прозрачного  воздуха и воды – и чёткой, графически очерченной  материальности зданий, гранита набережных,  чугунного кружева решёток. Так и в ахматовской  поэзии живёт удивительная лёгкость, воздушность – и в то же время живая материальность деталей.  Ахматова и Петербург – это единый  художественный мир. Петербург Ахматовой – это прежде всего город  Пушкина. «Еле слышный шелест шагов» юного  поэта в Царскосельском парке различает её  героиня, она говорит со статуей, воспетой им в  прекрасных строчках, слышит, что столетия спустя  «лицейские гимны все так же заздравно звучат». И  этот город – город Пушкина­ с её душой соединён  такой неразрывной, кровной связью, что «очертания живые моих Царских садов» она мечтает «взять и за Лету с собою». Ахматова, пожалуй, первая после  Пушкина заговорила в русской поэзии о любви не  только как о высоком, но и как о естественном,  неотъемлемом от человеческого существования  чувстве: «Знаю: гадая, и мне обрывать нежный  цветок маргаритку. Должен на этой земле испытать  каждый любовную пытку». желтый цвет. У старухи­процентщицы была  небольшая комната с желтыми обоями и очень  старой мебелью желтого дерева. Комната Сони  была обклеена "желтоватыми, обшмыганными и  истасканными" обоями. В квартире у Порфирия  Петровича также находилась мебель желтого дерева.  О постоянном, непробудном пьянстве  свидетельствовало желтое, даже слегка зеленоватое  лицо Мармеладова и испитое, опять же с желтым  оттенком лицо женщины­самоубийцы.  4. Исторические аргументы Выступают подготовленные учащиеся и  приводят свои аргументы 4. Исторические аргументы Выступают подготовленные учащиеся и  приводят свои аргументы, доказывают, что Петр  Первый внес неоценимый вклад в развитие  страны. 4. Выводы урока. ­ К какому выводу мы сегодня с вами пришли? Подводя итог сегодняшнего урока, мы можем сказать, что Петербург­ необычный город. Оценки  Петербурга и его роли в истории России издавна носили самый полярный характер: от восторга до  полного неприятия. Да и до сих пор эта тема не исчерпала себя до конца, но,как говорят, сколько  людей, столько и мнений.Возможно, что каждый из нас останется при своем мнении, а кто­то и  поменяет свою точку зрения и захочет побывать в этом прекрасном и завораживающем городе. Логическим завершением нашей работы ,я думаю, будет небольшая презентация с видами города,  составленная под песню « Городу на Неве». ­Поменялась ли у кого­то точка зрения? ­ Как вы оцениваете свою работу на уроке? 5. Домашнее задание. Написать небольшой очерк на тему « Город пышный, город бедный»

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)

Конспект урока по литературе "О, град Петра..Ты царской прихоти каприз" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017