Конспект урока по литературному чтению
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
07.02.2017
Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению " Слушание и работа с книгами. Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк "Вертел"". УМК "Начальная школа 21 века", 4 класс. Предметные задачи урока: познакомить с творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Слушание и работа с книгами. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Вертел»..docx
Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Слушание и работа с книгами. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Вертел». Цель урока: создать условия для  полноценного восприятия идейно­художественного смысла произведения. Предметные задачи урока: познакомить  с  творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать   умение   анализировать   прочитанное   произведение,   умение   ориентироваться   в   тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние. Метапредметные задачи урока:  Познавательные:  обеспечить   развитие   у   учащихся   умений   сравнивать,   группировать, выделять нужное, анализировать. Регулятивные:    содействовать   развитию   у  детей   умения   осуществлять   самоконтроль   и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности. Коммуникативные:  содействовать   развитию   у   детей   умений   общаться,   развитие   речевых умений, монологической и диалогической речи.  Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать сострадание и милосердие. Оборудование: портрет писателя, индивидуальные карточки, презентация. 1. Оргмомент 2. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Ход урока: У вас на столе лежат карточки с отрывками из произведений. Прочитайте данные  отрывки и вспомните,  из какого произведения тот или иной отрывок, назовите  автора.  Работа в паре. Л. Пантелеев «Честное слово»    Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на ворота замок. Я попросил его несколько  минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в  глубину сада.    В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на этом же месте, где я его  оставил, и опять, но на этот раз очень тихо плакал.    Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнув от радости, а я сказал: ­ Ну вот, я привел  начальника. А. Гайдар «Тимур и его команда» Когда Тимур вернулся домой, его подозвал дядя. – Мне надоели твои ночные похождения, – говорил Георгий. – Надоели сигналы, звонки, веревки;  Что это была за странная история с одеялом? – Это была ошибка. – Хороша ошибка! К этой девочке ты больше не лезь: тебя ее сестра не любит. – За что? – Не знаю. Значит, заслужил. Что это у тебя за записки? Что это за странные встречи в саду  на рассвете? Ольга говорит, что ты учишь девочку хулиганству. – Она лжет, – возмутился Тимур, – а еще комсомолка!  Н.Г. Гарин­Михайловский «Детство Темы»    …Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а этого у Темы уже  мало. Он судорожно ловит в себя всеми легкими воздух колодца, рвется вперед, и чем больше  торопится, тем скорее оставляют его силы. Тема поднимает голову, смотрит вверх, в далекое ясное небо, видит где­то высоко над собою маленькую веселую птичку, беззаботно скачущую по  краю колодца, и сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет.    Страх охватывает его. Он растеряно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму?  Ребята быстрее, чем обычно, расселись по партам.      Л. Пантелеев «Новенькая» В это время в класс вбежала запыхавшаяся длинноногая Вера Макарова.      ­ Ребята! ­ закричала она. ­ Вы знаете... Новость!..      ­ Что? Что такое? Какая? ­ закричали вокруг.      ­ Вы знаете... у нас... у нас... новенькая... ­ Что объединяет все эти произведения? ­ О ком эти произведения? 3. Вступительное слово учителя: Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла  посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться.  Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё  дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что,  люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все – таки  он  будет накормлен, чему – то научится, немного заработает. Именно о детстве мы сегодня и будем с вами рассуждать на уроке, но наша беседа  будет касаться не ясного и беззаботного детства, а трудного детства, которое затронул  в своем произведении Дмитрий Наркисович  Мамин – Сибиряк. Презентация «Творчество Мамина – Сибиряка» (Антонова С.) ­ Какова цель сегодняшнего урока? (раскрыть основную мысль рассказа «Вертел») ­ К какому жанру относится это произведение? (рассказ) ­Какова тема этого рассказа? (произведение о детях) Выберете  модель данного произведения  (на доске модели) 4. Обсуждение названия произведение  ­ Почему рассказ носит название «Вертел»? ­ Как вы думаете,  что такое вертел? ­ От какого слова образовано слово? (т.е. что­то можно вертеть) ­ Что можно вертеть?  ЕЕ В РТЕЛ (др.­русск. вьртьлъ от «вертеть») — поворотный круг, сверло ­ Какое впечатление произвел на вас рассказ? ­ Кто главный герой рассказа «Вертел»? 5. Беседа по содержанию. ­  Где работал Прошка? (в мастерской) ­ Как выглядела мастерская? (мастерская состояла из одной комнаты, где работало 5  человек) ­ Докажите, что работа в мастерской представляла опасность для здоровья людей. ­  Назовите  имена  рабочих (Ермилыч, Лёвка, Спирька, Игнатий, Прошка) ­ Чем кормил хозяин рабочих в мастерской? (пустые щи да каша) ­ Зачем в мастерскую привела своих детей богатая дама? 6.  Выборочное чтение: а) Вспомните, чем была мастерская раньше? (баней) ­ Найдите фрагмент, доказывающий это (читают отрывок из 1 части, 2 абзац) ­Хотели бы вы работать в такой мастерской? Почему?  б) Найти в 3 части произведения то место, где написано, о чем мечтал Прошка. ­ О чем  ещё мечтал  Прошка? (3 часть, с. 57) 7. Работа в группах  1 – «Аналитики»  ­ Опиши условия работы мальчика.  (В одной комнате работало 5 человек. В комнате было очень тесно, ведь это была баня, а банные помещения делали специально маленькими, чтобы быстрее наполнить паром, влагой, да ещё маленькие окна.) ­   Отчего   умирает   мальчик?   (от   наждачной   пыли,   непосильной   работы,   от   плохого питания) 2 – « Писатели» ­ С кем автор сравнивает Прошку? (как паук, маленький голодный зверёк, смешной: точно из трубы вылез, как галчонок, худенький, как цыплёнок) 3 – «Мастера» ­ Этапы обработки камня. (Сырые камни сортировал Ермилыч, затем Лёвка обкалывал их железным молотком, Спирька обтачивал их начерно, Игнатий клал фасетки (грани), Ермилыч их поправлял.  Презентация о камнях (Запутряева М.) 8. Чтение по ролям 2 части (со слов «Мать Володи заглянула в угол…) 9. Восстановите деформированный текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу. 1  Прошка, а ты хочешь учиться? Хочешь приходить по воскресениям к нам? Я тебя  выучу …. и …. Я поговорю об этом с Алексеем Иванычем сама. ….. начал ходить учиться каждое воскресенье. В первое время, говоря правду, больше  всего его ­ ….. возможность хорошенько поесть, как едят …..  Слова для справок: Прошка, господа,  читать,  писать,  привлекала; 2  Анне Ивановне иногда делалось даже немного ….. – ведь она пригласила в первый раз  Прошку только для того, чтобы показать Володе, что ….. его возраста ….. с утра до  ночи. Прошка должен служить живым примером; а Володя должен был ….., глядя на  него, от припадков своей барской лени. Слова для справок: исправиться,  совестно,  дети, работают; ­ Дети зачитывают, получившиеся тексты и отвечают на вопрос:  2.Зачем пригласила Анна Ивановна Прошку?  (Прошка, а ты хочешь учиться? Хочешь приходить по воскресениям к нам? Я тебя  выучу читать и писать. Я поговорю об этом с Алексеем Иванычем сама. Прошка начал ходить учиться каждое воскресенье. В первое время, говоря правду,  больше всего его привлекала возможность хорошенько поесть, как едят господа. Анне Ивановне иногда делалось даже немного совестно – ведь она пригласила в первый раз Прошку только для того, чтобы показать Володе, что дети его возраста  работают с  утра до ночи. Прошка должен служить живым примером; а Володя должен был   исправиться, глядя на него, от припадков своей барской лени) Игра «Верно ­ неверно» Послушайте утверждения. Докажите, верно или неверно: ­ Прошке было 14 лет (неверно, ему 12 лет); ­ Ухов вдоволь кормил своих рабочих (неверно, кормил очень плохо); ­ Ухов – хозяин мастерской (верно); ­ У Анны Ивановны было трое детей (неверно, двое): ­ У Прошки были родители (неверно, он сирота); ­   Ручка   колеса,   которое   вертел   Прошка   была   блестящей   потому,   что   она   новая (неверно, она была светлая от рук) ­ Хозяин мастерской обманывал не только своих рабочих, но и покупателей (верно); ­ Писатель Ухова сравнивает с медведем (неверно, с лисой); ­   Лёвка   –   молодой,   бойкий,   любит   подразнить   Ермилыча  (неверно,   он   немой   с рождения) Самое главное в человеке – доброе сердце (верно) Вы познакомились со всеми героями.  Вы их знаете и можете охарактеризовать.  Слева в табличке вам надо вписать имя героя, которое соответствует описанию.   Ворчливый, открытый,  трудолюбивый, один из лучших  гранильщиков Молчаливый, угрюмый, серьезный Молодой, сильный, весёлый,  подстрекатель Сирота, маленького роста, работал с  колесом Немой оптимист Ворчливый, открытый,  трудолюбивый, один из лучших  гранильщиков Молчаливый, угрюмый, серьезный Молодой, сильный, весёлый,  подстрекатель Сирота, маленького роста, работал с  колесом Немой оптимист Взаимопроверка. Ермилыч Игнатий Спирька Прошка Лёвка ­ Вспомните, какого героя не хватает? (Ухова) ­ Какие его черты вы можете назвать? Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные,  почему он акцентирует внимание на этом? (говорят, что у доброго, отзывчивого  человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.) Отчего же умирает Прошка? (от наждачной пыли, непосильной работы, от плохого питания) Чтение подготовленным учеником  отрывка из стихотворения  Н Некрасов «Плач детей» Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, Из­за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей? "В золотую пору малолетства Всё живое ­ счастливо живет, Не трудясь, с ликующего детства Дань забав и радости берёт. Только нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым: Целый день на фабриках колеса Мы вертим ­ вертим ­ вертим! Итог урока. Рефлексия. Подведем итоги нашего урока: 12­летний Прошка угасает в темной, душной  мастерской» от ничтожной пыли, дурного питания и непосильной работы». И вот в  мастерской, желая купить граненые камни, появляется с двумя детьми богатая дама  Анна Ивановна. Она принимает будто бы искренне участие в судьбе Прошки,  приглашает его к себе в дом. Но все это одна видимость человечности. Оказывается,  «благодетельница» преследует свои цели: ей хотелось, чтобы своим трудолюбием и  терпением Прошка помог ее изнеженному сыну Володе исправиться от «припадков  барской лени». Прошка все это видит и чувствует. Он видит, и разительный контраст  между жизнью рабочих и господ и еще больше страдает. ­ Что же побудило писателя к написанию рассказа «Вертел»? ­ Чему учит рассказ Мамина ­ Сибиряка? ­ Что нового вы узнали для себя? ­ Ребята, если вам понравился урок, поднимите зеленые квадратики. Если вам было трудно, вы что – то не поняли – квадратики красного цвета. Я довольна вашей работой и оцениваю её так…(поднимаю зелёный квадрат) Все кто не остался безразличным, я думаю, еще не раз захочет почитать рассказы Д. Н. Мамина – Сибиряка и других  писателей и не оставит без внимания тех, кто и в наши дни нуждается в сочувствии, сострадании, внимании и помощи.  Домашнее задание. Придумай такой поворот событий, чтобы рассказ имел счастливый конец (творческое  задание)  или  Составить словесный портрет героя. 1. Расскажи о …. (начни со слов: Мне очень понравился.., Мне запомнился…,  Я  восхищаюсь…) 2.Опиши внешность (сколько лет, как выглядел, во что одет). (12 лет, а на вид не больше 9, был круглый сирота, тётка отдаёт в мастерскую, чтобы он сам смог себя прокормить, с семи лет ребенок зарабатывал себе кусок хлеба) 3.Перечисли основные черты характера героя. 4.Вырази отношение рассказчика к герою.

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017