Конспект урока по литературному чтению

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению " Слушание и работа с книгами. Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк "Вертел"". УМК "Начальная школа 21 века", 4 класс. Предметные задачи урока: познакомить с творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Иконка файла материала Слушание и работа с книгами. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Вертел»..docx
Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Слушание и работа с книгами. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Вертел». Цель урока: создать условия для  полноценного восприятия идейно­художественного смысла произведения. Предметные задачи урока: познакомить  с  творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать   умение   анализировать   прочитанное   произведение,   умение   ориентироваться   в   тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние. Метапредметные задачи урока:  Познавательные:  обеспечить   развитие   у   учащихся   умений   сравнивать,   группировать, выделять нужное, анализировать. Регулятивные:    содействовать   развитию   у  детей   умения   осуществлять   самоконтроль   и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности. Коммуникативные:  содействовать   развитию   у   детей   умений   общаться,   развитие   речевых умений, монологической и диалогической речи.  Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать сострадание и милосердие. Оборудование: портрет писателя, индивидуальные карточки, презентация. 1. Оргмомент 2. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Ход урока: У вас на столе лежат карточки с отрывками из произведений. Прочитайте данные  отрывки и вспомните,  из какого произведения тот или иной отрывок, назовите  автора.  Работа в паре. Л. Пантелеев «Честное слово»    Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на ворота замок. Я попросил его несколько  минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в  глубину сада.    В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на этом же месте, где я его  оставил, и опять, но на этот раз очень тихо плакал.    Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнув от радости, а я сказал: ­ Ну вот, я привел  начальника. А. Гайдар «Тимур и его команда» Когда Тимур вернулся домой, его подозвал дядя. – Мне надоели твои ночные похождения, – говорил Георгий. – Надоели сигналы, звонки, веревки;  Что это была за странная история с одеялом? – Это была ошибка. – Хороша ошибка! К этой девочке ты больше не лезь: тебя ее сестра не любит. – За что? – Не знаю. Значит, заслужил. Что это у тебя за записки? Что это за странные встречи в саду  на рассвете? Ольга говорит, что ты учишь девочку хулиганству. – Она лжет, – возмутился Тимур, – а еще комсомолка!  Н.Г. Гарин­Михайловский «Детство Темы»    …Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а этого у Темы уже  мало. Он судорожно ловит в себя всеми легкими воздух колодца, рвется вперед, и чем больше  торопится, тем скорее оставляют его силы. Тема поднимает голову, смотрит вверх, в далекоеясное небо, видит где­то высоко над собою маленькую веселую птичку, беззаботно скачущую по  краю колодца, и сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет.    Страх охватывает его. Он растеряно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму?  Ребята быстрее, чем обычно, расселись по партам.      Л. Пантелеев «Новенькая» В это время в класс вбежала запыхавшаяся длинноногая Вера Макарова.      ­ Ребята! ­ закричала она. ­ Вы знаете... Новость!..      ­ Что? Что такое? Какая? ­ закричали вокруг.      ­ Вы знаете... у нас... у нас... новенькая... ­ Что объединяет все эти произведения? ­ О ком эти произведения? 3. Вступительное слово учителя: Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла  посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться.  Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё  дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что,  люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все – таки  он  будет накормлен, чему – то научится, немного заработает. Именно о детстве мы сегодня и будем с вами рассуждать на уроке, но наша беседа  будет касаться не ясного и беззаботного детства, а трудного детства, которое затронул  в своем произведении Дмитрий Наркисович  Мамин – Сибиряк. Презентация «Творчество Мамина – Сибиряка» (Антонова С.) ­ Какова цель сегодняшнего урока? (раскрыть основную мысль рассказа «Вертел») ­ К какому жанру относится это произведение? (рассказ) ­Какова тема этого рассказа? (произведение о детях) Выберете  модель данного произведения  (на доске модели) 4. Обсуждение названия произведение  ­ Почему рассказ носит название «Вертел»? ­ Как вы думаете,  что такое вертел? ­ От какого слова образовано слово? (т.е. что­то можно вертеть) ­ Что можно вертеть?  ЕЕ В РТЕЛ (др.­русск. вьртьлъ от «вертеть») — поворотный круг, сверло­ Какое впечатление произвел на вас рассказ? ­ Кто главный герой рассказа «Вертел»? 5. Беседа по содержанию. ­  Где работал Прошка? (в мастерской) ­ Как выглядела мастерская? (мастерская состояла из одной комнаты, где работало 5  человек) ­ Докажите, что работа в мастерской представляла опасность для здоровья людей. ­  Назовите  имена  рабочих (Ермилыч, Лёвка, Спирька, Игнатий, Прошка) ­ Чем кормил хозяин рабочих в мастерской? (пустые щи да каша) ­ Зачем в мастерскую привела своих детей богатая дама? 6.  Выборочное чтение: а) Вспомните, чем была мастерская раньше? (баней) ­ Найдите фрагмент, доказывающий это (читают отрывок из 1 части, 2 абзац) ­Хотели бы вы работать в такой мастерской? Почему?  б) Найти в 3 части произведения то место, где написано, о чем мечтал Прошка. ­ О чем  ещё мечтал  Прошка? (3 часть, с. 57) 7. Работа в группах  1 – «Аналитики»  ­ Опиши условия работы мальчика.  (В одной комнате работало 5 человек. В комнате было очень тесно, ведь это была баня, а банные помещения делали специально маленькими, чтобы быстрее наполнить паром, влагой, да ещё маленькие окна.) ­   Отчего   умирает   мальчик?   (от   наждачной   пыли,   непосильной   работы,   от   плохого питания) 2 – « Писатели» ­ С кем автор сравнивает Прошку? (как паук, маленький голодный зверёк, смешной: точно из трубы вылез, как галчонок, худенький, как цыплёнок) 3 – «Мастера» ­ Этапы обработки камня.(Сырые камни сортировал Ермилыч, затем Лёвка обкалывал их железным молотком, Спирька обтачивал их начерно, Игнатий клал фасетки (грани), Ермилыч их поправлял.  Презентация о камнях (Запутряева М.) 8. Чтение по ролям 2 части (со слов «Мать Володи заглянула в угол…) 9. Восстановите деформированный текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу. 1  Прошка, а ты хочешь учиться? Хочешь приходить по воскресениям к нам? Я тебя  выучу …. и …. Я поговорю об этом с Алексеем Иванычем сама. ….. начал ходить учиться каждое воскресенье. В первое время, говоря правду, больше  всего его ­ ….. возможность хорошенько поесть, как едят …..  Слова для справок: Прошка, господа,  читать,  писать,  привлекала; 2  Анне Ивановне иногда делалось даже немного ….. – ведь она пригласила в первый раз  Прошку только для того, чтобы показать Володе, что ….. его возраста ….. с утра до  ночи. Прошка должен служить живым примером; а Володя должен был ….., глядя на  него, от припадков своей барской лени. Слова для справок: исправиться,  совестно,  дети, работают; ­ Дети зачитывают, получившиеся тексты и отвечают на вопрос:  2.Зачем пригласила Анна Ивановна Прошку?  (Прошка, а ты хочешь учиться? Хочешь приходить по воскресениям к нам? Я тебя  выучу читать и писать. Я поговорю об этом с Алексеем Иванычем сама. Прошка начал ходить учиться каждое воскресенье. В первое время, говоря правду,  больше всего его привлекала возможность хорошенько поесть, как едят господа. Анне Ивановне иногда делалось даже немного совестно – ведь она пригласила в первый раз Прошку только для того, чтобы показать Володе, что дети его возраста  работают с  утра до ночи. Прошка должен служить живым примером; а Володя должен был   исправиться, глядя на него, от припадков своей барской лени) Игра «Верно ­ неверно» Послушайте утверждения. Докажите, верно или неверно:­ Прошке было 14 лет (неверно, ему 12 лет); ­ Ухов вдоволь кормил своих рабочих (неверно, кормил очень плохо); ­ Ухов – хозяин мастерской (верно); ­ У Анны Ивановны было трое детей (неверно, двое): ­ У Прошки были родители (неверно, он сирота); ­   Ручка   колеса,   которое   вертел   Прошка   была   блестящей   потому,   что   она   новая (неверно, она была светлая от рук) ­ Хозяин мастерской обманывал не только своих рабочих, но и покупателей (верно); ­ Писатель Ухова сравнивает с медведем (неверно, с лисой); ­   Лёвка   –   молодой,   бойкий,   любит   подразнить   Ермилыча  (неверно,   он   немой   с рождения) Самое главное в человеке – доброе сердце (верно) Вы познакомились со всеми героями.  Вы их знаете и можете охарактеризовать.  Слева в табличке вам надо вписать имя героя, которое соответствует описанию.   Ворчливый, открытый,  трудолюбивый, один из лучших  гранильщиков Молчаливый, угрюмый, серьезный Молодой, сильный, весёлый,  подстрекатель Сирота, маленького роста, работал с  колесом Немой оптимист Ворчливый, открытый,  трудолюбивый, один из лучших  гранильщиков Молчаливый, угрюмый, серьезный Молодой, сильный, весёлый,  подстрекатель Сирота, маленького роста, работал с  колесом Немой оптимист Взаимопроверка. Ермилыч Игнатий Спирька Прошка Лёвка ­ Вспомните, какого героя не хватает? (Ухова) ­ Какие его черты вы можете назвать? Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные,  почему он акцентирует внимание на этом? (говорят, что у доброго, отзывчивого  человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.) Отчего же умирает Прошка?(от наждачной пыли, непосильной работы, от плохого питания) Чтение подготовленным учеником  отрывка из стихотворения  Н Некрасов «Плач детей» Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, Из­за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей? "В золотую пору малолетства Всё живое ­ счастливо живет, Не трудясь, с ликующего детства Дань забав и радости берёт. Только нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым: Целый день на фабриках колеса Мы вертим ­ вертим ­ вертим! Итог урока. Рефлексия. Подведем итоги нашего урока: 12­летний Прошка угасает в темной, душной  мастерской» от ничтожной пыли, дурного питания и непосильной работы». И вот в  мастерской, желая купить граненые камни, появляется с двумя детьми богатая дама  Анна Ивановна. Она принимает будто бы искренне участие в судьбе Прошки,  приглашает его к себе в дом. Но все это одна видимость человечности. Оказывается,  «благодетельница» преследует свои цели: ей хотелось, чтобы своим трудолюбием и  терпением Прошка помог ее изнеженному сыну Володе исправиться от «припадков  барской лени». Прошка все это видит и чувствует. Он видит, и разительный контраст  между жизнью рабочих и господ и еще больше страдает. ­ Что же побудило писателя к написанию рассказа «Вертел»? ­ Чему учит рассказ Мамина ­ Сибиряка? ­ Что нового вы узнали для себя? ­ Ребята, если вам понравился урок, поднимите зеленые квадратики. Если вам было трудно, вы что – то не поняли – квадратики красного цвета. Я довольна вашей работой и оцениваю её так…(поднимаю зелёный квадрат)Все кто не остался безразличным, я думаю, еще не раз захочет почитать рассказы Д. Н. Мамина – Сибиряка и других  писателей и не оставит без внимания тех, кто и в наши дни нуждается в сочувствии, сострадании, внимании и помощи.  Домашнее задание. Придумай такой поворот событий, чтобы рассказ имел счастливый конец (творческое  задание)  или  Составить словесный портрет героя. 1. Расскажи о …. (начни со слов: Мне очень понравился.., Мне запомнился…,  Я  восхищаюсь…) 2.Опиши внешность (сколько лет, как выглядел, во что одет). (12 лет, а на вид не больше 9, был круглый сирота, тётка отдаёт в мастерскую, чтобы он сам смог себя прокормить, с семи лет ребенок зарабатывал себе кусок хлеба) 3.Перечисли основные черты характера героя. 4.Вырази отношение рассказчика к герою.