Уроки
93–94. Б. С. Житков «Про обезьянку»
(учебник,
с. 83–97; рабочая тетрадь, с. 69)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Б. С. Житкова; проверки умения составлять краткий пересказ, используя картинный план; обучения приемам, способствующим выразительному чтению, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; способствовать развитию интереса к чтению |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с
произведением научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения |
Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; коммуникативные: вырабатывают в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям |
Личностные: осознают эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Б. Житкова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соответстви |
Продолжение табл
1 |
2 |
3 |
4 |
|
• На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все видят. • Уши внимательно слушают все слышат. • Голова хорошо думает.
– Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнем урок литературного чтения |
ки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я внимательно слушать учителя, воспринимать материал урока») |
с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
|
|||
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Послушаем краткий пересказ по составленному плану. – Расскажите, к какому фрагменту произведения вы нарисовали иллюстрации. Проводит работу по индивидуальным карточкам (см. ресурсный материал).
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте про себя отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко. Подготовьтесь к речевой разминке. Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. – Как вы понимаете эти строки? – О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень...) – К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает.) – Прочитайте медленно. – Прочитайте быстро. – Прочитайте выразительно. |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. |
Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют
актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Проводит дыхательную гимнастику. – Представьте, что вы в осеннем лесу. Вдохните пряный аромат опавших листьев (вдох через нос, выдох через рот со звуком «о-о-о» в два приема, затем в три приема). Тихо в лесу, только легкий ветерок осыпает последние листья. Подул слабый ветерок: «Ф-ф-ф». Тихо шелестят под ногами опавшие листочки: «Ш-ш-ш». Ползет уж по осеннему лесу и поет свою песенку: «Ш-ш-ш-ш». Прожужжала муха: «Ж-ж-ж». Вот едва слышится писк летящего комарика: «З-з-з». Звук приближается, отдаляется, стихает |
Выполняют дыхательную гимнастику. Произносят звуки за учителем |
го задания. Владеют навыками четкого произнесения слов |
|
|
||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Б. С. Житкова. – Вспомните, какие произведения Б. С. Житкова вы уже знаете? Чему учат его рассказы? – Прежде чем читать новый рассказ Б. С. Житкова, уз-найте имя героя по выделенным буквам в таблице и произнесите. – Получилось слово «обезьянка». Герой нового произведения Б. Житкова обезьяна-макака. Рассмотрите макаку на иллюстрации. – Вспомните, в каких произведениях действующими лицами являются обезьяны? |
|
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Заранее подготовленный ученик рассказывает о макаках |
Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу. Анализируют, |
(В рассказе А. Толстого «Прыжок»; баснях И. Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».) – Что вы знаете об обезьянах? Какие у них повадки? – Прочитайте тему урока. Сегодня мы познакомимся с рассказом Б. С. Житкова «Про обезьянку». – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… |
||||
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
• Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Б. С. Житкова |
|
|
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м. Давеча (устар.и прост.) – недавно, незадолго до момента. Контора – небольшое специализированное административное, хозяйственное, финансовое и т. п. учреждение. Десятина – единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы. Казенный – относящийся к государству. Сатана – злой дух, дьявол. – Прочитайте каждое слово по слогам, затем целыми словами. дей-стви-тель-но – действительно о-де-яль-цем – одеяльцем от-ко-вы-ри-вать – отковыривать рас-кра-са-ви-ца – раскрасавица |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. При |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
под-виз-ги-вал – подвизгивал о-боп-решь-ся – обопрешься порт-си-гар – портсигар на-гра-бас-тал – награбастал раз-ря-жен-на-я – разряженная |
|
ходят к общему мнению. Учитывают мнение соседа |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Какое настроение у вас вызвало это произведение? (Было смешно, весело.) – А вы хотели бы иметь дома такую обезьянку? А ваши мамы? (Нет.) – Со стороны смотреть смешно, а брать никто не хочет. Обезьянка никому не нужна. – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
по парте. |
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, почему так весело наблюдать за проказами обезьянки со стороны, а иметь дома такую обезьянку никто не хочет. – Как обезьянка попала к мальчику? Прочитайте этот отрывок по ролям. – Как обезьянка вела себя у новых хозяев? Выберите слова, которые характеризуют поведение обезьянки. На доске: Прыгнула маме на голову. Строит морды, чавкает, зубы скалит. |
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Стал чесаться. Прыгал по верхам: на буфет, на часы, на занавески, на картину. Оскалился и защелкал языком. Надавал оплеух. (Оплеуха – пощечина.) – Это смешно? (Несмешно.) – Папе тоже, наверное, было несмешно, поэтому он обезьянку и наказал. За что? – Какое слово использует автор? (Отдул, вздул.) – Как вы это понимаете? – Прочитайте отрывок и подготовьте пересказ о том, как обезьянка отомстила папе. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Найдите отрывок, где говорится о случае с лампой. О какой лампе идет речь? (Учащийся читает, учитель параллельно демонстрирует действия обезьяны с керосиновой лампой.) – Это смешно? (Нет, это опасно.) – С кем пришлось встретиться обезьянке на улице? – Что известно о Каштане? – Найдите отрывок, в котором говорится о встрече Яшки с Каштаном. Задание по группам: 1-я группа выбирает то, что касается Каштана, 2-я группа – то, что касается Яшки. – Какими мы видим Каштана и Яшку сначала и потом? (Яшка – победитель.) – С кем еще Яшка не ладил во дворе? (С котом.) – Расскажите о встрече Яшки с котом. – Сначала мы подумали, что рассказ смешной. Сейчас вам тоже смешно? Наверное, было несмешно и тем, у кого обезьянка жила. Поэтому она ни у кого долго не задерживалась и все хотели от нее избавиться. Как ее называют? (Сатана.) – Почему так произошло?
Где должна жить обезьяна? Обезьяна – животное дикое |
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения
|
Аргументируют свою
точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному
эталону. Формулируют свое мнение Строят моно логические высказывания. Адекватно ис-пользуют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей |
|
|
||
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Составить план произведения, пользуясь алгоритмом в рабочей тетради на с. 69. • Нарисовать обезьянку, какую вы представляете. • Подготовить творческий пересказ от лица обезьянки. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведения итогов урока обучающимися.
Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Хотелось бы вам иметь такую обезьянку? – Как вы думаете, справитесь ли вы с ней? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Сейчас вам так же смешно и весело? Почему? – Попробуйте показать свое настроение с помощью цвета (сигнальных карточек) |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Своей работой на уроке я: – доволен; – не совсем доволен. Я недоволен, потому что… Я выбрал эти задания на уроке, потому что: – они мне нравятся больше остальных; – я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями; – они легче остальных заданий |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
|
Ресурсный материал к уроку
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вставьте пропущенные слова.
«Его разбудила ______________ песня. Пик выглянул из-под корней и увидел у себя над головой_________________ птичку с _____________грудью, ______________головкой и __________________________спинкой. Мышонку сразу понравилась ее _________________ песня. Ему захотелось послушать певичку поближе. Он полез к ней по кусту. Певчие птицы никогда не трогали Пика, и он их не боялся. А эта птичка и ростом была немного крупнее воробья…»
РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ О МАКАКАХ
Макаки – приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Их густая шерсть окрашена в серо-коричневый цвет, однако порою бывает и черной. На продолговатой морде волосяной покров отсутствует. У некоторых видов на голове имеются заметные «шапки» либо своеобразные бороды. Важным отличительным признаком является длина хвоста: у маготов он полностью отсутствует, у некоторых видов он куцый, а у остальных почти такой же длинный, как все туловище. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. Самцы в среднем в два раза тяжелее самок.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Б. ЖИТКОВЕ
Борис Степанович Житков (1882–1938) – писатель, путешественник.
Писатель родился 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни Бориса Житкова были проведены в Одессе. После окончания гимназии Житков стал учиться в Императорском Новороссийском университете (в Одессе). Следующей ступенькой в образовании Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное.
После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Борис Степанович Житков испробовал множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература.
Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Так он начал со своими познаниями и впечатлениями от путешествий знакомить всех. Борисом Житковым было создано множество серий приключенческих и поучительных рассказов. Среди известнейших его изданий: «Злое море» (1924), «Морские истории» (1925), «Семь огней: очерки, рассказы, повести, пьесы» (1982), «Рассказы о животных» (1989), «Рассказы для детей» (1998). Скончался писатель 19 октября 1938 года в Москве.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.