Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения; содействовать воспитанию любви к родной природе
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»; научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков Метапредметные:
познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента
Личностные:
находят общее с русской культурой, осознают общность нравственных ценностей
Уроки 132-133. Г.-Х. Андерсен Гадкий утенок.docx
У р о к и 132–133. Г.Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
(учебник, с. 214–215)
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Г.Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению
читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения; содействовать
воспитанию любви к родной природе
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные:
познакомятся с произведением Г.Х.
Андерсена «Гадкий утенок»; научатся
называть специфические особенности
жанра литературной сказки; выделять
главную мысль произведения под
руководством учителя; характеризовать
героя произведения на основе его
намерений и поступков
Метапредметные:
познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты,
анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты
в своих творческих работах;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по
ролям, выразительно наизусть и пр.);
коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме;
проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного
поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия
с точкой зрения оппонента
Личностные:
находят общее с
русской культурой,
осознают общность
нравственных ценностей
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Г.Х.
Андерсена; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
1
I. Организация
начала урока
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует
обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
Сообщают о готовности
к уроку (наличие
Умеют
слушать в
2
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые
действия)
Формируемые
способы
деятельности
3
4 – Проверим готовность к уроку.
учебника, рабочей
тетради, пи
соответствии с
це 1
2
Продолжение табл.
3
4
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы.
И чем там закончится – тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны.
Пусть подождут компьютеры,
Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных добрых книг
II.
Актуализация
опорных
знаний.
1. Проверка
домашнего
задания.
2. Речевая
разминка
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
– Перескажите произведение от лица Персея.
– Покажите, какие иллюстрации вы нарисовали к наиболее понравившемуся фрагменту.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное
произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание
читаемого текста.
– Прочитайте стихотворениезагадку.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает;
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольны? Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья эта сказка?
(Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».)
шущих принадлежностей,
ластика, указки).
Определяют
самоготовность
(«настроен ли я слушать
учителя, воспринимать
материал урока»)
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
о выполненной дома
работе.
Пересказывают миф от
лица Персея.
Показывают иллюстрации
к произведению.
Выполняют речевую
зарядку
левой
установкой,
принимают и
сохраняют
организационн
ые задачи.
Владеют
навыками
психологическ
ого и
эмоционального
настроя на
предстоящую
работу на
уроке
Выделяют
существенную
информацию
из текста
загадки.
Дополняют,
уточняют
высказанные
мнения по
существу
полученного
задания.
Формулируют
ответы на
вопросы,
поставленные
учителем.
Принимают
и сохраняют – Прочитайте загадку с интонацией восхищения, с удивлением, сердито, скороговоркой
цели и задачи
учебной
деятельности 1
III. Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
2
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель
урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
биографией
Г.Х. Андерсена
Рассказывает о творчестве Г.Х. Андерсена, свой рассказ сопровождает показом
портрета автора произведения (см. ресурсный материал)
IV. Подготовка
к восприятию
произведения.
Знакомство
с биографией
автора
Продолжение табл.
3
4
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы
учителя, формулируют
цель урока. По названию
произведения определяют
тематическую и
эмоциональную
направленность текста,
выделяют главных героев.
Под руководством
учителя определяют
задачи чтения
и составляют план чтения
Слушают рассказ
учителя, рассматривают
фотографии, портрет
автора. Задают вопросы о
творчестве автора
Формулируют,
принимают
и сохраняют
учебную
цель и задачу.
Анализируют,
делают
выводы.
Осознанно и
произвольно
строят речевое
высказывание в
устной форме.
Владеют
навыками
конструктивно
го
взаимодействи
я
Осуществляют
анализ
объектов с
опорой на
визуализацию,
выделяют
последователь
ность развития
сюжета
V. Работа над Проводит словарную работу.
Работают с толковым
Осуществляют содержанием
текста.
– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы
по толковому словарю.
словарем.
анализ
произведения.
Осознанно 1
1. Работа с
толковым
словарем.
2. Первичное
чтение
произведения
2
Орава – беспорядочное и шумное скопление людей.
Несуразный – нелепый, нескладный.
Ликующий – ликовать, торжествовать, восторженно радоваться.
Рожь – хлебный злак, молотые зерна которого обычно служат для выпечки ржаного
хлеба.
Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.
Озираться – оглядываться назад.
Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.
Канава – длинный, неширокий ров.
Бултыхнуться – падать в воду.
Ров – длинное углубление, вырытое в земле.
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии,
предварительно осуществив целевую установку.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Докажите, что это сказка. (Птицы разговаривают.)
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Какова основная мысль сказки?
– Чему учит это произведение?
– Назовите героев произведения
Прослушивают текст.
Отвечают на вопрос,
определяют жанр
произведения.
Отвечают на вопросы
учителя. Аргументируют
свою точку зрения
VI. Повторное
чтение и анализ
произведения
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания
произведения.
– Какие чувства вы испытывали во время чтения? (Мы переживали за утенка, было
Читают произведение
по цепочке.
Взаимодействуют с
Продолжение табл.
3
4
и произвольно
строят речевое
высказывание в
устной форме,
формулируют
и
обосновывают
свое мнение по
обсуждаемой
проблеме.
Согласовывают
усилия по
решению
учебной
задачи.
Договариваютс
я. Приходят к
общему
мнению.
Осуществляют
контроль по
результату.
Владеют
навыками
конструктивно
го
взаимодействи
я
Выразительно
читают.
Понимают на страшно за него, огорчались вместе с ним.)
– Где высиживала утка своих утят? (В чаше лопуха.)
– Какими были первые слова утят? («Пиппип, ах, как велик мир».)
учителем во время
опроса, осуществляемого
во фронтальном режиме.
слух ответы
обучающихся. Продолжение табл.
3
Участвуют в
коллективной беседе и
дискуссии,
корректируют, изменяют
свою точку зрения.
Делают выводы и свои
ответы подтверждают
выдержками из текста
произведения
1
2
– Почему утке долго пришлось высиживать яйцо? (Оно было чужое.)
– Каким оказался вылупившийся птенец? (Большим, не таким, как все.)
– Прочитайте, о чем думала мать, глядя на птенца?
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Кто был на птичьем дворе?
– Как жители птичьего двора отнеслись к появлению птенца?
– Прочитайте, как утка защищала утенка.
– Кто на птичьем дворе был знатного рода и чувствовал свое превосходство над
другими?
– Как они отнеслись к утенку?
– Почему утенок сбежал с птичьего двора?
– Кого встретил утенок на болоте? (Диких уток.)
– Прочитайте, что подумал утенок, когда его не стала есть охотничья собака?
– Как утенок оказался в избушке?
– За кого его приняла старушка и почему? (Старуха приняла утенка за жирную
утку, так как плохо видела.)
– Кто жил в избушке? (Кот и курица.)
– Почему утенку было плохо в избушке у старушки?
– Какие чувства охватили утенка, когда он увидел лебедей? Прочитайте.
– Кто из вас дочитал эту сказку и может сказать, чем она закончилась?
– Чему учит сказка «Гадкий утенок»? (Нельзя обижать слабых, некрасивых, не
таких, как все, надо их защищать, доброта и чуткость будут вознаграждены.)
– Каким оказался гадкий утенок? (Великодушным, благородным, доброта,
чуткость, страдания – вознаграждены.)
– Стал утенок потом счастливым? (Да.)
– Эту сказку автор назвал автобиографической, как думаете, почему? (Автор
родился в бедности, некрасивым, смеялись над ним, обижали его, часто играл
один. Поначалу никем не признанный, этот благородный, трудолюбивый,
талантливый человек добился всемирного признания.)
VII. Домашнее
задание
Объясняет домашнее задание.
• Разделить сказку на 5 частей, озаглавить каждую часть.
• Подобрать пословицы к сказке.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту
Внимательно слушают,
задают уточняющие
вопросы
4
Слушают
собеседника.
Строят
понятные для
собеседника
высказывания.
Формулируют
и
аргументируют
свою точку
зрения на
обсуждаемую
проблему.
Делают
выводы,
извлекают
информацию
из различных
источников.
Планируют
свое действие
в соответствии
с поставленной
задачей и
условиями ее
реализации.
Формулируют
ответы на
поставленные
учителем
вопросы
Осознают,
принимают,
сохраняют
учебные задачи 1
VIII. Итог
урока.
Рефлексия
2
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат
чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить
свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по
вопросам.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Как относился Андерсен к утенку? В чем проявляется отношение автора?
– Каково ваше отношение к утенку? Какими душевными качествами он обладал?
– Какие его качества вы хотели бы иметь в своем характере?
– Какой смысл в этой сказке? Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой, чему
хотел научить людей?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем
заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи сигнальных
светофорчиков:
1) на уроке я работал активно или нет;
2) своей работой я доволен или нет;
3) понравилось ли работать в своей группе;
4) хорошо ли поработала моя группа;
5) понравился ли мне урок
Р е с у р с н ы й м а т е р и а л к у р о к у
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Г.Х. АНДЕРСЕНЕ
Окончание табл.
3
4
Отвечают на вопросы.
Определяют свое
эмоциональное состояние
на уроке.
Проводят самооценку,
рефлексию.
Владеют
навыками
самоконтроля
учебной
деятельности.
Формулируют
ответы на
поставленные
учителем
вопросы
Показывают сигналами
Ганс Христиан Андерсен (1805–1875) – датский писательсказочник.
Родился в семье башмачника в Оденсе. В четыре года научился читать. Учился в школе для бедных. Скопив 13
монет, четырнадцатилетний Андерсен отправился в Копенгаген. Еле сводил концы с концами, живя на те гроши,
которые собирали для него доброжелатели. В то же время начал писать комедии. В 1822 году опубликовал сборник «Юношеские опыты», куда вошли его первые пьесы, новеллы и
стихотворения. На Андерсена обратил внимание Йонас Коллин – один из самых заслуженных из государственных
деятелей Дании. Коллин выхлопотал ему право бесплатно учиться в гимназии и ежегодную стипендию. Окончив
гимназию, Андерсен экстерном сдал экзамен в Копенгагенском университете на звание учителя.
Андерсен совершил несколько путешествий по Европе, где познакомился с Г. Гейне, Р. Шуманом, В. Гюго, А.
Дюма, А. де Мюссе. В Англии он подружился с Ч. Диккенсом, ставшим его большим другом. Они много
переписывались. Андерсен бывал также в Малой Азии и Африке, но особенно полюбил Италию.
В 1838 году опубликовал первый сборник сказок. В него вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на
горошине», «Соловей», «Новое платье короля». Сборник принес ему славу.
В 1840 году писатель познакомился с известной шведской певицей Йенни Линд, которую современники
называли «шведским соловьем». Однако любовь не была взаимной. Всю оставшуюся жизнь Андерсен прожил в
одиночестве, занимаясь литературной работой и сочинением сказок и пьес.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.