Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБЩЕНИЕ И ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ. М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБЩЕНИЕ И ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ. М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБЩЕНИЕ И ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ. М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для развития умения выполнять анализ эпического произведения; обучения делению текста на части, озаглавливанию их, подробному пересказу, с опорой на план; стимулирования желания учащихся проявлять инициативу; способствовать обогащению жизненного опыта, развитию интереса к вопросам общения и взаимодействия людей друг с другом, привитию любви к вдумчивому чтению Планируемые результаты Предметные: научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения (эпического и лирического), осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; фиксируют причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке; коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Урок 116. Общение и поступки детей. М. М. Зощенко Великие путешественники.docx

Урок 116. Общение и поступки детей. М. М. Зощенко «Великие путешественники»
(учебник, с. 154–164)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для развития умения выполнять анализ эпического произведения; обучения делению текста на части, озаглавливанию их, подробному пересказу, с опорой на план; стимулирования желания учащихся проявлять инициативу; способствовать обогащению жизненного опыта, развитию интереса к вопросам общения и взаимодействия людей друг с другом, привитию любви к вдумчивому чтению

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения (эпического и лирического), осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; фиксируют причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; аудиоприложение
к учебнику «Литературное чтение»; карточки для индивидуальной работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебни-

Умеют слушать в соот-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Прозвенел звонок,       Обратно вернемся,

Начался урок.              Друг другу улыбнемся.

Назад повернемся,       И с положительным настроем

Гостям улыбнемся.      Уроком чтения займемся.

– Проверим готовность к уроку.

Использует методику «Настроение».

– Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем

ка, рабочей тетради, ручки, карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

 

 

Проводит индивидуальную работу по карточкам (см. ресурсный материал).

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение «Песенка друзей» Сергея Михалкова с удивлением, сердито, весело, грустно.

Мы едем, едем, едем               Нам весело живется,

В далекие края,                       Мы песенку поем,

Хорошие соседи,                    И в песенке поется

Счастливые друзья.                О том, как мы живем.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии

с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

 

Красота! Красота! 

Мы везем с собой кота, 

Чижика, собаку, 

Петьку-забияку, 

Обезьяну, попугая – 

Вот компания какая! 

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Составление кластера

Проводит работу по составлению определения слова «путешествие».

– Знаете ли вы, что такое путешествие?

– Подберите ассоциации к слову «путешествие» (см. ресурсный материал).

– У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается
в словаре Даля.

Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.

– Перед вами ставится вопрос «Можно ли наших героев назвать великими путешественниками?»

– Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы с вами отправимся в путешествие

с главными героями данного рассказа

Отвечают на вопросы учителя. Работают с толковым словарем

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

 

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Кругосветное путешествие – совершаемый вокруг света, вокруг земного шара

(о путешествии).

Рукомойник – сосуд различной формы, служащий для подачи воды при умывании; умывальник.

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно

и произвольно строят речевое высказы-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

2. Первичное чтение произведения

Маятник – качающийся стержень, прикрепленный верхним концом к неподвижной точке.

Привал – остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения; место, где останавливаются для такого отдыха.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения.

– Понравился ли вам рассказ? А какой он по настроению? (Веселый, смешной.)

– Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).

– Что побудило М. Зощенко написать этот рассказ? (М. Зощенко хотел рассказать о юмористическом случае из своего детства через образы главных героев рассказа «Великие путешественники».)

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

вание в уст-ной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль

по результату

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Кто здесь главные герои? (Главные герои – Степка, Минька и Леля.)

– Ребята, какое впечатление оставляют у вас юные путешественники? (Очень смешной рассказ, и поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать.)

– Что стало причиной путешествия детей? (Минька узнал, что Земля круглая и ее можно обойти, вернувшись в то же место.)

– Кто из них вам наиболее симпатичен? (Мне нравится Степка, он храбрый, смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Степка его обожает, он ничего не может сказать.)

– Что мы можем сказать о Степке? (Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, то есть отдался ему целиком, он идет до конца.)

Читают произведение «по цепочке». Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста про-

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения.


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Что говорит сам автор про него? Прочитайте. («Степка торжественно лег ногами вперед», «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день».)

– Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»? (Он смеется, насмехается над ним.)

– Автор насмехается над Минькой, но это не злой смех, а добродушный, что можно также проследить и в отношении других героев. Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как его юмор

всегда современен.

– Дайте характеристику Миньке (см. ресурсный материал).

– Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку? (Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький.)

– Дайте характеристику Леле (см. ресурсный материал).

– Что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы? (Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее.)

– А теперь скажите, кто из них самый маленький? (Минька.)

– Почему вы так думаете? (Минька без права голоса.)

– Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»? (Ему затеянная игра нравится и во сне, и наяву.)

– В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы
о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? Представьте, что
вы – Минька, как бы вы рассказали?

Предлагает 2–3 ученикам передать этот рассказ.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Что узнал Минька от Степки? А как вы думаете, откуда сам Степка узнал о путешествии? С кем он хотел пойти в кругосветное путешествие? Почему он не хотел брать с собой Миньку? А почему все-таки взял его?

– Прочитайте, о чем Степка сказал на собрании путешественников. Правду ли сказала Леля, что 3 рубля им хватит? Что вам показалось странным? Что вас насторожи-

изведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицы, сравнивая с образцом учителя

Осуществляют анализ произведения с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Формулируют свое мнение
и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно

используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Делают выводы, извлекают информацию
из различных источников. Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с постав-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

ло? Что они взяли лишнее, а что полезное?

– При каких обстоятельствах дети покинули деревню? Почему они устали?

– Расскажите, как они несли мешок? Как нес Минька мешок? Что с ним случилось? Как отреагировали Степка с Минькой?

– Удачно ли они начали путешествие? Каковы ваши предположения?

– Что самое главное забыли взять дети? (Компас.)

Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия? Прав ли он?

– Что случилось с Минькой? (Ужалила оса.)

– Прав ли Степка, прикладывая сырую землю? Что бы им в этом помогло? (Аптечка.)

– Почему выкинули все предметы? Что заставило Лельку вспомнить о доме? Как начали готовиться к ночлегу? Почему не смогли разжечь костер? А почему Лелька «торжественно лег ногами вперед»? Как бы вы осудили поступки Степки? Можно ли в лесу определить «вперед», «назад»? Почему не все спали крепким сном?

– Все были довольны путешествием? Какой выход из ситуации нашла Лелька? Как он ее характеризует? Заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении? Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну? Что сказал Степка, когда они въехали
в деревню? Как он объяснил? За одну ночь можно совершить путешествие?

– Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки? Как вы понимаете фразу «Все хорошо, что хорошо кончается»?

– Почему Лельку и Миньку не наказали, как Степку?

– Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии?

 

ленной задачей и условиями ее реализации

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Составить устный рассказ о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.

•  Подобрать пословицы, отражающие основную мысль произведения

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– В чем юмор рассказа? (Я думаю, что юмор рассказа – в названии, дети все представляли по-своему, они думали, что делают великое дело.)

– Какова основная мысль рассказа? Что автор хотел сказать своим произведением? (Автор хотел сказать, что нельзя подвергать опасности своих друзей, как это сделал Степка. Ведь он сам не знал, что нужно для самого путешествия, и при этом повел своих друзей неизвестно куда и не предостерег их от опасности. Чтобы идти в кругосветное путешествие, надо иметь определенные знания и подготовку. А если идут дети, то у них должен быть обязательно сопровождающий взрослый.)

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Образная рефлексия».

– Сравните свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

 Нарисуйте образ урока.

– Заканчивается урок. С какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия?

Урок интересный, потому что…

•  взволновал…

•  заставил задуматься…

•  дал понять…

•  навел меня на мысль

 

 


Ресурсный материал к уроку

КЛАСТЕР

 

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карточка 1

Восстановите правильный порядок событий.

План

Помилование и папины условия.

Папин совет, или Золотые слова.

Ужин со взрослыми.

Плохое воспитание, или История о пожарном.

Наказание.

Заключение, или Золотые слова жизни.

Главное преступление, или Случай с маслом в чае

 

Карточка 2

Выберите правильное слово. Объясните свой выбор.

«…Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло).

Я  хотел  его  (смазать,  намазать)  на  булку и уже стал (уводить, отводить) руку от стакана.  Но  тут  мое масло (неожиданно, нежданно) соскользнуло с ножа и упало прямо в чай… »

«…Она стала смеяться (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.

Но она еще больше (посмеялась, засмеялась), когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.

Он мешал долго, так что все масло (растаяло, подтаяло) без остатка. И чай стал похож на куриный бульон»

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНЬКИ

Действия Миньки

Речь Миньки

•  «робко сидел»

•  «с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я»

•  «ахнул от удивления»

•  «я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком»

•  «вслед за мешком нырнул я»

•  «как я барахтаюсь в канаве»

•  «упавшая шишка не напугала меня…»

•  «и я тоже засмеялся…»

«…А которые не захотят идти в плен?» 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕЛИ

Действия Лели

Речь Лели

•  «шла Леля со скакалкой»

•  «недолго несла мешок, потому что выбилась из сил»

•  «ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала»

•  «Леля теребила меня за плечи»

•  «Леля фыркнула» 

•  «…из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит»

•  «…давай повернем его ноги в обратную сторону»

•  «…если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 116 . Общение и поступки детей

Урок 116 . Общение и поступки детей

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

VI. Повторное чтение и анализ произведения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Что говорит сам автор про него?

Что говорит сам автор про него?

Продолжение табл. 1 2 3 4 ло?

Продолжение табл. 1 2 3 4 ло?

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Ресурсный материал к уроку КЛАСТЕР

Ресурсный материал к уроку КЛАСТЕР

А которые не захотят идти в плен?»

А которые не захотят идти в плен?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017