Урок 103.
Стихи о детях. А. Л. Барто «Разлука», «В театре»
(учебник, с. 112–115;
рабочая тетрадь, с. 74)
Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и произведениями А. Л. Барто; способствовать развитию речи, навыков беглого чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; составления диалога по содержанию произведения; научить правилам поведения в театре |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с
произведениями |
Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий |
Личностные: понимают назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет А. Л. Барто; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно включайся в работу, дружок! |
Сообщают о готовности |
Слушают в со-ответствии с целевой установкой, принимают и сохра- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
готовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
няют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С каким произведением познакомились на предыдущем уроке?
– Какие иллюстрации вы выполнили?
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Мяч скучал на чердаке. Мячик ищут в сундуке. Тщетно ищут мячик Девочка и мальчик. – Какие трудные слова обнаружили? – Научитесь их отдельно произносить по слогам, затем целыми словами. – А сейчас начнем читать в медленном темпе, постепенно переходя к очень быстрому |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают Показывают иллюстрации к наиболее понравившемуся фрагменту. Выполняют речевую зарядку |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Владеют навыками четкого произнесения слов в скороговорке |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Читает отрывок из стихотворения А. Л. Барто «Помощница». – Узнайте, чьи это стихи. У Танюши дел немало, Утром брату помогала – У Танюши много дел, Он с утра конфеты ел. У Танюши сколько дела: Перед сном сказала маме: Таня ела, чай пила, – Вы меня разденьте сами. Села – с мамой посидела, Я устала, не могу, Встала – к бабушке пошла. Я вам завтра помогу… |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяюттематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя |
Формулируют, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Ана-лизируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Сегодня мы познакомимся с новыми стихотворениями известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Когда вы были еще маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами ее стихи. Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять … – Поднимите руку, кто эти произведения еще не читал. – Как вы думаете, о чем эти произведения? – Сегодня на уроке
будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и
высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
определяют задачи чтения и составляют план чтения |
и произвольно строят
речевое высказывание в устной форме. Формулируют ответы на поставленные
учителем вопросы. |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве А. Л. Барто, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Командировка – служебное задание, обычно связанное с выездом куда-либо; поездка с целью выполнения такого задания, поручения. Гаммы (музыкальный термин) – последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. |
Работают с толковым словарем |
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказы- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Балет – вид музыкально-театрального искусства, представляющий собою сочетание танца, музыки и драматургии. Бал – большой праздничный вечер с танцами. |
|
вание в уст-ной форме, формулируют и обосновывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют контроль по результату. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете стихотворения А. Барто в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравились произведения? – Выразите свое мнение о каждом стихотворении одним словом. – Что вам особенно понравилось в каждой истории? – Чему учат эти произведения? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения «Разлука». – Назовите героев произведения «В театре» |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания стихотворения «Разлука». – Понравилось ли вам стихотворение «Разлука»? – Что такое Прилуки? (Это город.) – Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области. – Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете? – Что случилось у мальчика? – Что он делает для мамы? – Как мальчик повел себя, когда мама уехала? – Что делал папа? – Какое настроение у мальчика? – Как вы понимаете название стихотворения «Разлука»? – Для вас слово «разлука» веселое или грустное? – Сочувствуете ли вы мальчику? Почему? |
Читают произведение емого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. |
Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументиру-ют свою точку зрения на |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика. Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания стихотворения «В театре». – Кто из вас был в театре? – Зачем люди ходят в театр? Давайте мысленно совершим экскурсию в театр. Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Входя в театр, зрители предъявляют билеты проверяющим. Затем снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб, гардеробщик выдает номерки. Потом по билетам проходят в зрительный зал, находят ряд с указанным номером, садятся на указанное место. – Как надо проходить мимо сидящих зрителей? Лицом к ним или спиной к ним? – В театре зрители могут сидеть в партере (франц. «на земле»). Партер расположен почти на уровне сцены. За рядами партера на некотором возвышении помещается амфитеатр, на верхнем этаже расположен балкон. – Как называется место для выступления артистов? (Сцена.) – Вот перед зрителями
открывается тяжелый занавес, и на сцену выходят актеры. – Прочитайте стихотворение А. Барто «В театре». О ком рассказывает поэтесса? (Это стихотворение о двух девочках, которые пришли в театр.) – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? – Что показалось вам смешным, а что грустным? – Сколько лет было нашей героине? (Восемь лет.) – Она моложе или старше вас? (Моложе.) – Что представляет собой балетный спектакль? (Танец.) – Что мы узнали о героине? (Маленькая девочка первый раз в театре.) – В какое время года происходит действие? Докажите. (Действие происходит зимой. Читают строчки: «Мы пошли с подругой Любой, / Мы в театре сняли шубы…») – Что такое номерок? Когда его дают? (Номерок дают в гардеробе.) – Трудно ли три умножить на три? (Нетрудно.) – Почему девочка не смогла бы это сделать? (От волнения и предвкушения радости.) |
|
обсуждаемую проблему. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Вла- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Какое слово повторяется в начале двух предложений? («Наконец-то».) – Для чего поэтесса использует повтор этого слова? (Долго ждала. Мечтала побывать в театре.) – Кого мечтает увидеть девочка? (Мечтает увидеть фею.) – Почему девочка не смеет дышать? (Девочка замерла от восторга, ждет начала спектакля.) – А где номерок? Прочитайте. (Читают строчки: «Номерок держу в руке».) – Отчего вздрогнули подружки? (Читают строчки: «Вдруг оркестр грянул в трубы!») – Как вы понимаете слово «грянул»? (Громко заиграл.) – Что случилось после этого? (Оказалось, что у девочки нет номерка.) – Что в это время происходит на сцене? (Фея кружится на сцене.) – Видит ли это девочка? Почему? (Девочка ищет номерок, поэтому не видит, как танцует фея.) – Осуществилась мечта девочки увидеть спектакль? Почему? (Нет. Она искала номерок во время спектакля.) – Что говорит героиня ребятам? Почему? – Ожидания девочки не оправдались. Вернемся к названию стихотворения. А была ли девочка в театре? (Девочка пришла в театр, но ничего там не смогла увидеть.) – Это стихотворение веселое или грустное? Объясните. – Найдите и прочитайте выразительно отрывок с веселой интонацией. – Найдите и прочитайте выразительно отрывок с грустной интонацией. – Как Агния Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает? – Автор хочет что-то посоветовать девочкам. Как вы думаете, что? Ведь автор не высказывает своего мнения прямо, не делает вывод и оставляет это право за нами. – Как бы вы поступили на месте девочки? (Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже не повторить.) – Прочитайте еще раз выразительно это стихотворение, чтобы все поняли, что́ грустно, а что́ смешно. – Найдите строки, в которых говорится о большом желании девочки попасть в театр. |
|
деют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Осуществляют логические действия. Принимают, осознают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Прочитайте о том, что девочки увидели в театре. – Что случилось с одной из девочек? Прочитайте об этом. – Прочитайте, как они искали номерок. – Как вы думаете, Агния Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой им что-то подсказывает? Рассказывает историю из жизни А. Барто. «Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой: – Зачем вы про меня написали? Это все неправда! – Почему ты решил, что это про тебя? – Так в классе все говорят. – А тебе сколько лет? – Десять. – А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было...» – Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя? Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы. – Если бы вас попросили рассказать, о чем это произведение, что бы вы ответили? – Обсудите с другом спектакль, который вы видели вместе. Что каждому из вас особенно понравилось? Составьте диалог по содержанию пьесы |
Выполняют задание в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы. Работают в парах. Составляют диалог по содержанию пьесы |
|
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Выучить наизусть понравившееся стихотворение. • Написать мини-сочинение «Один дома». • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– От чьего имени идет речь в стихотворениях А. Барто? (Стихи А. Л. Барто проникнуты юмором, легко читаются, потому что речь идет от имени детей.) – Понравилось ли вам стихотворения? Какие чувства они у вас вызвали? О чем заставили задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
|
|
Ресурсный материал
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О А. Л. БАРТО
Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году, в семье ветеринарного врача. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Стихи стала сочинять в школе, увлекалась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье А. Барто – в мае 1945 года погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях и очень многое сделала для чужих детей А. Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! А. Барто очень верила в «человечность» детей, их доброту, душевную чуткость.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По ее стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надежным товарищем. В некоторых стихах А. Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.