Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: СТИХИ О ДЕТЯХ. А. Л. БАРТО «РАЗЛУКА», «В ТЕАТРЕ»
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: СТИХИ О ДЕТЯХ. А. Л. БАРТО «РАЗЛУКА», «В ТЕАТРЕ»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: СТИХИ О ДЕТЯХ. А. Л. БАРТО «РАЗЛУКА», «В ТЕАТРЕ»
Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и произведениями А. Л. Барто; способствовать развитию речи, навыков беглого чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; составления диалога по содержанию произведения; научить правилам поведения в театре
Урок 103. Стихи о детях. А. Л. Барто Разлука , В театре.docx

Урок 103. Стихи о детях. А. Л. Барто «Разлука», «В театре»
(учебник, с. 112–115; рабочая тетрадь, с. 74)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и произведениями А. Л. Барто; способствовать развитию речи, навыков беглого чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; составления диалога по содержанию произведения; научить правилам поведения в театре

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведениями
А. Л. Барто «Разлука», «В театре»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; составлять диалог по содержанию произведения

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе

(паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;

коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий

Личностные:

понимают назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет А. Л. Барто; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей). Определяют само-

Слушают в со-ответствии с целевой установкой, принимают и сохра-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

готовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

няют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С каким произведением познакомились на предыдущем уроке?

 

 

– Какие иллюстрации вы выполнили?

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку про себя, тихо.

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

– Какие трудные слова обнаружили?

– Научитесь их отдельно произносить по слогам, затем целыми словами.

– А сейчас начнем читать в медленном темпе, постепенно переходя к очень быстрому

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Показывают иллюстрации к наиболее понравившемуся фрагменту.

Выполняют речевую зарядку

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Владеют навыками четкого произнесения слов в скороговорке

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Читает отрывок из стихотворения А. Л. Барто «Помощница».

– Узнайте, чьи это стихи.

У Танюши дел немало,                   Утром брату помогала –

У Танюши много дел,                     Он с утра конфеты ел.

У Танюши сколько дела:                Перед сном сказала маме:

Таня ела, чай пила,                          – Вы меня разденьте сами.

Села – с мамой посидела,               Я устала, не могу,

Встала – к бабушке пошла.            Я вам завтра помогу…

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяюттематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя

Формулируют, принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Ана-лизируют, находят общее и различия, делают выводы.

Осознанно


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

– Сегодня мы познакомимся с новыми стихотворениями известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Когда вы были еще маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами ее стихи. Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять …

– Поднимите руку, кто эти произведения еще не читал.

– Как вы думаете, о чем эти произведения?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
А. Л. Барто

определяют задачи чтения и составляют план чтения

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве А. Л. Барто, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Командировка – служебное задание, обычно связанное с выездом куда-либо; поездка с целью выполнения такого задания, поручения.

Гаммы (музыкальный термин) – последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав.

Работают с толковым словарем

Осуществляют анализ произведения.

Осознанно

и произвольно строят речевое высказы-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Балет – вид музыкально-театрального искусства, представляющий собою сочетание танца, музыки и драматургии.

Бал – большой праздничный вечер с танцами.

 

вание в уст-ной форме, формулируют и обосновывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют контроль по результату. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете стихотворения А. Барто в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравились произведения?

– Выразите свое мнение о каждом стихотворении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в каждой истории?

– Чему учат эти произведения?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения «Разлука».

– Назовите героев произведения «В театре»

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

 

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания стихотворения «Разлука».

– Понравилось ли вам стихотворение «Разлука»?

– Что такое Прилуки? (Это город.)

– Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.

– Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете?

– Что случилось у мальчика?

– Что он делает для мамы?

– Как мальчик повел себя, когда мама уехала?

– Что делал папа?

– Какое настроение у мальчика?

– Как вы понимаете название стихотворения «Разлука»?

– Для вас слово «разлука» веселое или грустное?

– Сочувствуете ли вы мальчику? Почему?

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во вре-мя опроса, осуществля-

емого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.

Слушают

собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументиру-ют свою точку зрения на


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания стихотворения «В театре».

– Кто из вас был в театре?

– Зачем люди ходят в театр? Давайте мысленно совершим экскурсию в театр. Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Входя в театр, зрители предъявляют билеты проверяющим. Затем снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб, гардеробщик выдает номерки. Потом по билетам проходят в зрительный зал, находят ряд с указанным номером, садятся на указанное место.

– Как надо проходить мимо сидящих зрителей? Лицом к ним или спиной к ним?

– В театре зрители могут сидеть в партере (франц. «на земле»). Партер расположен почти на уровне сцены. За рядами партера на некотором возвышении помещается амфитеатр, на верхнем этаже расположен балкон.

– Как называется место для выступления артистов? (Сцена.)

– Вот перед зрителями открывается тяжелый занавес, и на сцену выходят актеры.
По бокам и сзади есть дополнительные занавески, которые называются кулисами.

– Прочитайте стихотворение А. Барто «В театре». О ком рассказывает поэтесса?

(Это стихотворение о двух девочках, которые пришли в театр.)

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– Что показалось вам смешным, а что грустным?

– Сколько лет было нашей героине? (Восемь лет.)

– Она моложе или старше вас? (Моложе.)

– Что представляет собой балетный спектакль? (Танец.)

– Что мы узнали о героине? (Маленькая девочка первый раз в театре.)

– В какое время года происходит действие? Докажите. (Действие происходит зимой. Читают строчки: «Мы пошли с подругой Любой, / Мы в театре сняли шубы…»)

– Что такое номерок? Когда его дают? (Номерок дают в гардеробе.)

– Трудно ли три умножить на три? (Нетрудно.)

– Почему девочка не смогла бы это сделать? (От волнения и предвкушения радости.)

 

обсуждаемую проблему. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Вла-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Какое слово повторяется в начале двух предложений? («Наконец-то».)

– Для чего поэтесса использует повтор этого слова? (Долго ждала. Мечтала побывать в театре.)

– Кого мечтает увидеть девочка? (Мечтает увидеть фею.)

– Почему девочка не смеет дышать? (Девочка замерла от восторга, ждет начала спектакля.)

– А где номерок? Прочитайте. (Читают строчки: «Номерок держу в руке».)

– Отчего вздрогнули подружки? (Читают строчки: «Вдруг оркестр грянул в трубы!»)

– Как вы понимаете слово «грянул»? (Громко заиграл.)

– Что случилось после этого? (Оказалось, что у девочки нет номерка.)

– Что в это время происходит на сцене? (Фея кружится на сцене.)

– Видит ли это девочка? Почему? (Девочка ищет номерок, поэтому не видит, как танцует фея.)

– Осуществилась мечта девочки увидеть спектакль? Почему? (Нет. Она искала номерок во время спектакля.)

– Что говорит героиня ребятам? Почему?

– Ожидания девочки не оправдались. Вернемся к названию стихотворения. А была ли девочка в театре? (Девочка пришла в театр, но ничего там не смогла увидеть.)

– Это стихотворение веселое или грустное? Объясните.

– Найдите и прочитайте выразительно отрывок с веселой интонацией.

– Найдите и прочитайте выразительно отрывок с грустной интонацией.

– Как Агния Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?

– Автор хочет что-то посоветовать девочкам. Как вы думаете, что? Ведь автор не высказывает своего мнения прямо, не делает вывод и оставляет это право за нами.

– Как бы вы поступили на месте девочки? (Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже не повторить.)

– Прочитайте еще раз выразительно это стихотворение, чтобы все поняли, что́ грустно, а что́ смешно.

– Найдите строки, в которых говорится о большом желании девочки попасть в театр.

 

деют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Осуществляют логические

действия. Принимают, осознают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Прочитайте о том, что девочки увидели в театре.

– Что случилось с одной из девочек? Прочитайте об этом.

– Прочитайте, как они искали номерок.

– Как вы думаете, Агния Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?

Рассказывает историю из жизни А. Барто.

«Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:

– Зачем вы про меня написали? Это все неправда!

– Почему ты решил, что это про тебя?

– Так в классе все говорят.

– А тебе сколько лет?

– Десять.

– А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было...»

– Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя?

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

– Если бы вас попросили рассказать, о чем это произведение, что бы вы ответили?

– Обсудите с другом спектакль, который вы видели вместе. Что каждому из вас особенно понравилось? Составьте диалог по содержанию пьесы

Выполняют задание в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы. Работают в парах. Составляют диалог по содержанию пьесы

 

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

•  Написать мини-сочинение «Один дома».

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– От чьего имени идет речь в стихотворениях А. Барто? (Стихи А. Л. Барто проникнуты юмором, легко читаются, потому что речь идет от имени детей.)

– Понравилось ли вам стихотворения? Какие чувства они у вас вызвали? О чем заставили задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

 

 

 

Ресурсный материал

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О А. Л. БАРТО

Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году, в семье ветеринарного врача. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Стихи стала сочинять в школе, увлекалась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье А. Барто – в мае 1945 года погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях и очень многое сделала для чужих детей А. Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! А. Барто очень верила в «человечность» детей, их доброту, душевную чуткость.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По ее стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надежным товарищем. В некоторых стихах А. Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 103 . Стихи о детях. А. Л

Урок 103 . Стихи о детях. А. Л

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 готовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») няют организационные задачи

Продолжение табл. 1 2 3 4 готовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») няют организационные задачи

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

V. Работа над содержанием текста

V. Работа над содержанием текста

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

VI. Повторное чтение и анализ произведения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

VIII. Итог урока. Рефлексия

VIII. Итог урока. Рефлексия

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017