Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЛЮБИ ВСЕ ЖИВОЕ». В. БИАНКИ «ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА»
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЛЮБИ ВСЕ ЖИВОЕ». В. БИАНКИ «ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЛЮБИ ВСЕ ЖИВОЕ». В. БИАНКИ «ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА»
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с выставкой книг по теме «Люби живое», обучения созданию рекламы книги; способствовать формированию интереса к работе с книгой на основе проектной деятельности, развитию интеллектуальных умений (анализ, синтез, обобщение), коммуникативных умений, творческого воображения; содействовать воспитанию любви к природе, интереса к творчеству писателей
Урок 100. Внеклассное чтение по теме Люби все живое . В. Бианки Лесная газета.docx

Урок 100. Внеклассное чтение по теме «Люби все живое». В. Бианки «Лесная газета

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с выставкой книг по теме «Люби живое», обучения созданию рекламы книги; способствовать формированию интереса к работе с книгой на основе проектной деятельности, развитию интеллектуальных умений (анализ, синтез, обобщение), коммуникативных умений, творческого воображения; содействовать воспитанию любви к природе, интереса к творчеству писателей

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах

Метапредметные:

познавательные: сравнивают литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;

регулятивные: выбирают совместно в паре форму оценивания результатов, критерии оценивания результатов;

коммуникативные: оформляют 3–4 слайда к уроку, письменно фиксируя основные положения устного высказывания

Личностные:

посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

 

 

 

– Закройте глаза, опустите голову на парту.

«Вы – маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, лас-тика, ручки, пишущих принадлежностей, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организаци-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся

под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые

и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснуться...»

 

– Желаю вам удачной работы

слушать учителя, воспринимать материал урока»).

Дети поднимают голову
и потягиваются, как после хорошего сна

онные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Какие произведения можно включить в раздел «Люби живое»?

– Соединим название произведения с автором.

 

– К какому литературному жанру можно отнести эти произведения?

– Можно ли в этот раздел поместить стихотворения? При каком условии?

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. Проводит артикуляционную гимнастику:

Та-та-та – в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту – наводим сами красоту.

Ты-ты-ты – нами политы цветы.

Ят-ят-ят – парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют – очень любим мы уют.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте сердито.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе

дома.

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Выделяют существенную информацию

из текста загадки. Выдвигают гипотезу

и обосновывают ее. Осуществляют

актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные мнения по существу полу-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Под деревом тетерев тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев, как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята – здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет!»

 

ченного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке мы будем читать газету. Но газету не обычную, а лесную. «В обыкновенных газетах пишут только про людей и их дела. Но нам всем интересно знать и про то, как живут звери и птицы, насекомые, растения. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в обычных газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей» (В. Бианки). Впервые придумал и выпустил все 12 номеров такой газеты Виталий Бианки – писатель, охотник, следопыт

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Знакомство
с книгой В. Бианки «Лесная газета»

– Сегодня мы познакомимся с очень интересным и необычным произведением
В. В. Бианки. Но прежде ответьте на некоторые вопросы:

– Какой сейчас идет по счету месяц года? Как он называется? Сколько дней в этом месяце уже прошло?

– Вспомните, сколько бывает месяцев в году. Да, месяцев в году 12, вот только названия месяцев мы будем давать разные. Хотите сравнить?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.

 

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последова-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Учащиеся перечисляют названия месяцев обычного календаря, а учитель – параллельно называет месяцы из календаря лесного (см. ресурсный материал).

– Эти сведения почерпнуты из особого лесного календаря. Различия объясняются тем, что обычный год и лесной год начинаются в разное время. Началом обычного года принято считать 1 января. А вот когда начинается лесной год? И почему он начинается не 1 января, а позже? Обо всем вы узнаете, когда познакомитесь с «Лесной газетой» В. Бианки (см. ресурсный материал)

 

 

Читают и рассматривают книгу. Объединяются
в группы по три-пять человек, каждая группа получает книгу В. Бианки «Лесная газета». Под руководством учителя перелистывают, рассматривают книгу, читают и комментируют ее содержание, вступительные статьи и первый номер

тельность развития сюжета

V. Викторина «Тир» по страницам книги

– В 2013 году «Лесной газете» исполняется 85 лет. Найдите ответы на вопросы:

1. В какой области родилась «Лесная газета»?

2. Почему «Лесная газета» начинается с весны?

3. В каком году вышла «Лесная газета» отдельной книгой?

4. Кто был первым лесным корреспондентом?

5. Кому посвящена книга «Лесная газета»?

6. Вспомните и перечислите, как называются месяцы в этой книге?

– Давайте теперь проведем состязание «ТИР», используя материалы «Лесной газеты». Вопросы состязания:

– Какой день (по календарю) считается началом весны? (21 марта.)

– Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный.)

– Какие цветы первыми расцветают весной? (Мать-и-мачеха.)

– Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

– У каких певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов.)

– Летит – молчит, сядет – молчит, как умрет, так и заревет. (Снег.)

– Что было вчера и что будет завтра? (Утро.)

– Не дерево, а суковато. (Олень.)

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)

Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова «соха»,
на которую похожи рога старого лося.)

Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)

Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)

Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое.)

Что такое заячья скидка? (Прыжок зайца со следа в сторону.)

Что следопыты называют вздвойкой? (След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад.)

Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.)

Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? Куда еще могут улетать птицы? (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок-плавунчик.)

Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу»? (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка (ронжа) – желуди, орехи.)

Когда птица крепче на рану (то есть легче выживет) – летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)

На рисунке – голова ушастой лесной совы. Покажите ее уши. (Торчащие уши совы – просто пучки перьев. Уши помещаются под этими пучками.)

С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)

 

по результату


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)

Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьется воронье?

(Это значит, что в том месте в лесу находятся падаль или раненое животное.)

 

 

VI. Самостоятельная работа

Проводит тест по произведениям раздела «Люби живое» (В. И. Белов, И. С. Соколов-Микитов, М. М. Пришвин, В. В. Бианки). (См. ресурсный материал.)

Выбирают верные ответы

Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Планируют свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подобрать загадки о животных.

•  Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту книги

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– Ребята, чем вам помог лесной календарь? А лесная газета? Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)

– Вот и подошла к концу наша «Лесная газета». Но знакомство с ней на этом не должно закончиться. И читая рассказы уже известных писателей, и наблюдая самостоятельно за природой, учитесь быть внимательными к ней, видеть ее красоту и незащищенность, стремитесь не нарушить ее гармоничного мира.

– Вспомните слова М. М. Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем беречь наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Нашим уроком мы уже в какойто мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным, поднимает красный. Покажите свои кружки.

Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли для братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим «зеленую страну», благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело

 

 


Ресурсный материал к уроку

СВЕДЕНИЯ ИЗ ЛЕСНОГО КАЛЕНДАРЯ

Обычный календарь: 1-й месяц  года – январь.  2-й месяц года – февраль.  3-й месяц года – март. 4-й месяц года – апрель. 5-й месяц года – май. 6-й месяц года – июнь. 7-й месяц года – июль. 8-й месяц года – август. 9-й месяц года – сентябрь. 10-й месяц года – октябрь. 11-й месяц года – ноябрь. 12-й месяц года – декабрь.

Необычный календарь:  11-й – месяц лютого голода.  12-й – месяц дотерпи до весны.  1-й – месяц пробуждения от спячки.  2-й – месяц возвращения перелетных птиц на Родину.  3-й – месяц песен и плясок.  4-й – месяц гнезд.  5-й – месяц птенцов. 6-й – месяц стай. 7-й – месяц прощания перелетных птиц с Родиной. 8-й – месяц полных кладовых. 9-й – месяц зимних гостей. 10-й – месяц первых белых троп.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О «ЛЕСНОЙ ГАЗЕТЕ» В. БИАНКИ

В обыкновенных газетах пишут про людей и про их дела. Но ребятам интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают и веселые праздники, и несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в городских газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей.

Кто, например, слышал, что у нас студеной зимой вылезают из земли бескрылые комарики и бегают босиком по снегу? В какой газете прочтешь про битвы лесных великанов – лосей, про великое переселение перелетных птиц, про забавное путешествие болотной курочки пешком через всю Европу?

Обо всех таких происшествиях можно прочесть в «Лесной газете». Двенадцать номеров «Лесной газеты» – по номеру на каждый месяц – собрали в одну книжку.

Отдельной книгой «Лесная газета» впервые вышла в 1928 г. С тех пор она переиздавалась 11 раз и каждый раз пополнялась новыми отделами. «Лесная газета» – книга, которая состоит из 12 глав. В каждой главе – природоведческий материал о каком-либо месяце. В рассказ о каждом месяце входят разделы: «Телеграммы из леса»; «Лесные происшествия»; «Городские новости»; «Постановления»; «Охота»; «Радиоперекличка»; «Тир»; «Остроглаз»; «Объявления».


ТЕСТ

Вариант 1

1. Узнай произведение по ключевым словам: «мать», «солнце», «природа», «Родина».

    а) «Мышонок Пик»;

    б) «Листопадничек»;

    в) «Моя Родина»;

    г) «Малька провинилась».

2. Зачем маленький зайчонок убежал из родного гнезда в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»?

    а) Чтобы искать журавлиные теплые страны.

    б) Чтобы найти другую семью.

    в) Чтобы не замерзнуть зимой на болоте.

    г) Чтобы найти жилище бобров.

3. Кого не слышал зимой около хатки бобров Листопадничек?

    а) Хитрую лисицу;

    б) сердитого медведя;

    в) злую рысь;

    г) жадную росомаху.

4. Куда делась лава в рассказе В. И. Белова «Малька провинилась»?

    а) Бревна утонули.

    б) Бревна подняло водой и унесло.

    в) Бревна убрали местные жители.

    г) Бревна сломались.

5. Кто вытащил Мальку из воды в рассказе В. И. Белова «Малька провинилась»?

    а) Федя;

    б) автор;

    в) Лидия;

    г) она выбралась сама.

6. Как, ругаясь, Лидия называла Мальку в рассказе В. И. Белова «Малька провинилась»?

    а) Кривоногая;

    б) шельма;

    в) батявка;

    г) бесстыдница.

7. Какой из рассказов написал В. П. Астафьев?

    а) «Он живой и светится».

    б) «Наша Жучка».

    в) «Капалуха».

    г) «Про обезьянку».

8. Чего Яшка в рассказе Б. Житкова «Про обезьянку» не делал, когда хотел понравиться?

    а) Становился очень ласковым;

    б) лез целоваться;

    в) залезал на плечи;

    г) начинал в голове искать.

9. Капалуха – это кто?

    а) Ворона;        

    б) сорока;

    в) глухарка;

    г) куница.


Вариант 2

1. Кому принадлежат слова «А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину»?

    а) В. И. Белову;

    б) И. С. Соколову-Микитову;

    в) М. М. Пришвину;

    г) В. В. Бианки.

2. Что означает слово «листопаднички»?

    а) Это когда падают листья.

    б) Когда с деревьев падают золотые листья.

    в) Это птицы, которые улетают на юг.

    г) Так охотники называют осенних зайчат.

3. О какой еде мечтал Листопадничек в бобровой хатке в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»?

    а) О хрустящей капусте;

    б) о сладкой репке;

    в) о сладкой морковке;

    г) о сочной свекле.

4. В чем беспомощно барахтались два крохотных новорожденных кутенка в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Малька провинилась»?

    а) В старой корзинке;

    б) в старой шапке-ушанке;

    в) в старом корыте;

    г) в старом полушубке.

5. Что такое «лава»?

    а) Лавина;

    б) маленький мостик;

    в) два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой;

    г) дорога по льду.

6. О чем часто вспоминал Листопадничек зимой в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»?

    а) О своих братьях и сестрах;

    б) о теплом гнезде;

    в) о своем лесе;

    г) о старой матери-зайчихе.

7. Как решили оставить Яшку в рассказе Б. Житкова «Про обезьянку» на ночь?

    а) Привязать за жилет к кровати;

    б) привязать к ножке стола;

    в) привязать к лестнице;

    г) решили не привязывать.

8. Что такое космы?

    а) Лапы ели;

    б) сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

    в) взлохмаченные пряди волос;

    г) космическое тело.

9. Какой из рассказов написал Б. Житков?

    а) «Он живой и светится»;

    б) «Наша Жучка»;

    в) «Капалуха»;

    г) «Про обезьянку».


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 100 . Внеклассное чтение по теме «Люби все живое»

Урок 100 . Внеклассное чтение по теме «Люби все живое»

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

V. Викторина «Тир» по страницам книги –

V. Викторина «Тир» по страницам книги –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Ресурсный материал к уроку СВЕДЕНИЯ

Ресурсный материал к уроку СВЕДЕНИЯ

ТЕСТ Вариант 1 1. Узнай произведение по ключевым словам: «мать», «солнце», «природа», «Родина»

ТЕСТ Вариант 1 1. Узнай произведение по ключевым словам: «мать», «солнце», «природа», «Родина»

Как, ругаясь, Лидия называла Мальку в рассказе

Как, ругаясь, Лидия называла Мальку в рассказе

Вариант 2 1. Кому принадлежат слова «А человеку нужна родина

Вариант 2 1. Кому принадлежат слова «А человеку нужна родина

О чем часто вспоминал Листопадничек зимой в рассказе

О чем часто вспоминал Листопадничек зимой в рассказе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017