Цели урока: ознакомить детей с произведением А.Л. Барто; отра¬батывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание и умение работать в группах.
Обучающие: ознакомить детей с произведением А.Л. Барто и С..Дрожжина;
Развивающие: отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание и умение работать в группах;
Воспитательные: воспитание любви к природе, к родному краю; привитие интереса к чтению; расширение кругозора.
Оборудование: использование презентации «Улицей гуляет Дедушка Мороз».
Урок 51. А.Л. Барто. «Дело было в январе»
Цели урока: ознакомить детей с произведением А.Л. Барто; отрабатывать
навыки выразительного чтения; развивать память, внимание и умение
работать в группах.
Оборудование: карточки с отрывками стихотворений поэтов о зиме.
Ход урока I. Организационный
момент
П. Проверка домашнего задания
Пересказ сказки «Новогодняя быль» от лица Елочки.
III.Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы с вами прочитаем еще одно новогод
нее стихотворение, а написала его А.Л. Барто.
Материал для учителя Агния Львовна родилась в Москве в 1906
году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но
увлеклась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Иг
рушки» появился в 1936 году. Многие из вас видели старый чернобелый фильм
«Подкидыш». Сценарий к этому фильму Барто написала вместе с известной
актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто
ездила на фронт выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в
городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с
горем в семье Агнии Львовны в мае 1945 года погиб ее сын. Но она не
перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих
детей. Агния Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где
потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят.
Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! Агния Барто очень
верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость.
IV. Изучение нового материала
1.Первичное чтение.
2.Беседа после чтения.
Понравилось ли вам стихотворение?
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Были ли вы рады за зайчат?
Как зайчатам удалось перехитрить волка? (Они спрятались на елке, как
игрушки, и волк их не заметил.)
Знаете ли вы, откуда пошла традиция наряжать елку под Новый год?
Материал для учителя
Традиция наряжать елку на Рождество и Новый год уходит в языческое время
и связана с культом зелени. В Греции и Риме дома с наступлением нового года
украшали зелеными ветками, считалось, что они принесут здоровье и счастье
в будущем году. В Европе, в период полного угасания природы, уделялосьбольшое внимание символам ее нового возрождения. Люди старались перенять
часть жизненной энергии. Сначала это были ветви слив, яблонь и вишен,
которые заранее ставили в воду, но они не всегда распускались, поэтому
предпочтение было отдано вечнозеленым растениям.
Обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой
эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи,
а для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.
Елку впервые стали украшать в XVI веке в Эльзасе (тогда он принадлежал
Германии, а сейчас это часть Франции). В протестантских странах существует
легенда о том, как Мартин Лютер, возвращаясь домой в ночь накануне Рождества
(1513 г.), он был настолько поражен красотой звездного неба, что ему показалось,
будто звездами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на елке звезды
и свечи.
Со временем появились новые игрушки: шар в виде солнца, который
прикрепляли на верхушку елки. Некоторый период было строго определено
количество свечей: 12 количество месяцев в году. В СКАНДИНАВИИ делали
украшения из соломы в виде снежинок, звезд, фигурок. Использование соломы должно
было способствовать урожаю. В XVIII веке праздничная елка распространилась из
Эльзаса по всей Европе и к XX веку завоевала весь мир.
В АНГЛИИ в 1841 году королевой Викторией был издан декрет, разрешавший
празднование нового года с разукрашенной елкой. А первая елка была установлена
на площади перед королевским дворцом.
Во ФРАНЦИИ елка появилась при дворе короля ЛуиФилиппа, который
установил ее по просьбе невестки, по происхождению немки лютеранского
вероисповедания.
Существует предание, что в США более двухсот лет назад Джордж Вашингтон
встречал новый год с елкой привезенной с игрушками в Новый свет из Германии. А
в 1850 году в США появились елки для продажи.
В РОССИИ же первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь
нового 1700 года. Но в 1918 году елка была запрещена на 17 лет изза
принадлежности к рождеству.
В ТРОПИЧЕСКИХ СТРАНАХ елки делали из фанеры и украшали рисовой
соломкой.
В АВСТРАЛИИ и НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ январь это летний месяц, здесь в
качестве елки используют местное дерево метросидерос, усыпанное алыми
цветами. На КУБЕ ель заменяют пальмами или пиниями. А в НИКАРАГУА
ветвями кофейного дерева с красными плодами.
VII. Закрепление нового материала
Выразительное чтение стихотворения.
VIII. Итог урока
1. О каком празднике мы сегодня говорили?2. Вспомните, откуда пошла традиция наряжать елку.
Домашнее задание
1.Самостоятельно прочитать стихотворение С. Дрожжина «Улицей гуляет
Дедушка Мороз».
Нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.