Конспект урока чтения в 8 классе "А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А.П.Чехов Лошадиная фамилия 8 кл.docx

Конспект урока чтения в 8 классе

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.

Задачи:

Образовательные: учить анализировать художественный текст.

Коррекционные: развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость; развивать творческие способности.

Воспитательные: развивать эмоциональную сферу личности через создание ситуации успеха и самореализацию, повышение мотивации к изучению чтения.

Ход урока

 1. Организационный момент.  

Приветствие обучающихся 

- Доброе утро! Я очень рада, что вы все присутствуете на уроке в добром здравии и хорошем расположении духа. Надеюсь, что в конце урока настроение ваше станет ещё лучше.  А сейчас сядет тот, кто назовёт нужную букву (на слайде появляются поочерёдно, по щелчку буквы).

- первая буква в названии третьего дня недели. (с-среда)

- первая буква в названии третьего месяца года (м-март)

- вторая буква в фамилии поэта, который написал «Бородино» (е-Лермонтов)

- третья буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (х-Чехов)

- первая буква в отчестве Михаила Лермонтова (ю-Юрьевич)

- первая буква в названии города, в котором Чехов окончил университет (М-Москва)

- четвёртая буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (о-Чехов)

- вторая буква в названии профессии, которую получил Чехов, окончив университет (р-врач)

- Какие слова у нас получились? (смех, юмор) Значение слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня.

- И, как известно, юмор и смех неразрывно связаны между собой, поэтому эпиграфом  к сегодняшнему уроку чтения я выбрала слова В.Гюго «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».

- Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

2. Актуализация знаний обучающихся.

А сейчас вспомним прочитанные произведения. Скажите, из каких рассказов взяты следующие строки - «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» («Хамелеон»)

- «Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась»     («Каштанка»)

- «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»  («Ванька»)

- Скажите, что объединяет все эти рассказы? (Их написал А.П.Чехов) 

 3Повторение изученного материала.

- Совершенно верно. На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого великого русского писателя. 

- Какое задание на дом вы получили? (пересказать биографию писателя)

4. Изучение нового материала.

- Л.Н. Толстой говорил так «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». 

- Как вы думаете, почему «смеюсь»? (ответы обучающихся). Действительно, многие рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты сегодня мы попробуем узнать. Итак, тема сегодняшнего урока «А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ.

 

4.1. Словарная работа.

В теме нашего урока есть слово «юмор» 

 Как вы его понимаете? (ответы учеников). А сейчас прочитайте более точное определение этого слова (Ученики зачитывают определение слова «юмор»  - деятельность человека, направленная на вызывание смеха, улыбки у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.)

4.2. Первичное восприятие текста. Постановка проблемных вопросов.

- Ребятасейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись  рассказа  «Лошадиная фамилия» 

- Во время прослушивания рассказа, подумайте, почему этот рассказ называют смешным (ребята слушают)

- Ребята, понравился вам рассказ? Почему? ( ответы обучающихся)

5. Физкультминутка

6. Анализ произведения.

- Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше?» У нас 2 команды, ученики на 1 и 2 ряда. Суть игры проста – вам нужно вспомнить  как можно больше смешного в рассказе «Лошадиная фамилия» (смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу; смешны способы лечения; смешны лошадиные фамилии; смешна речь героев; смешна своей неожиданностью развязка и т.д.).

- Давайте теперь посмотрим, какие же секреты юмористического жанра использовал А.П. Чехов.

1) Яркое название рассказа  («Лошадиная фамилия») 

2) Говорящие фамилии (Овсов) 

3) Смешные названия станций, деревень (Девкино)

4) Мало действующих лиц (Булдеев и Иван Евсеевич) 

5) Речь персонажей индивидуальна

- Объясните выбор названия для своего рассказа А.П.Чеховым?

- Как вы думаете, что автор высмеивает в своих рассказах? (Суеверие, необразованность, темноту)

- Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)

- Рассказы Чехова достаточно легко инсценировать. Как вы думаете, почему? (много диалогов, мало описания)

7. Работа с текстом учебника. Первичное закрепление изученного материала 

Сейчас вам предстоит выбрать себе задание для самостоятельной работы. Вам нужно выбрать ленточку красного, синего или жёлтого цвета. Красный цвет означает задание повышенной сложности, синий – упрощённый вариант задания, а жёлтый – задание творческого характера.

Выполняя задание, вам нужно будет пользоваться текстом учебника.

 Приступайте к выбору (ученики читают текст учебника, выполняют индивидуально задания трёх вариантов:  I вариант (красный) – ответить на вопросы теста;

II вариант (синий) – выбрать предложения из текста  соответствующие иллюстрации на стр. 136

III вариант (жёлтый) – сочинить мини-рассказ по сюжетной картинке (5-7 предложений), используя «секреты юмора» А.П.Чехова) 

8. Подведение итогов урока.

- Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах.

(Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев) 

9. Домашнее задание 

- Домашнее задание научиться читать по ролям рассказ «Лошадиная фамилия», стараясь передать характер и чувства героев.

10. Заключительное слово учителя

- Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее,  терпимее друг к другу. Смею надеяться, что мы с вами сегодня стали чуть-чуть добрее.