Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе.
Тема: Юмористические рассказы А.П. Чехова
Цели:
1. Продолжить знакомство с юмористическими произведениями Чехова. Определить жанровые особенности рассказов. На материале рассказов «Хирургия», «Пересолил» дать ученикам представление о Чехове-юмористе, сформировать у них представление о своеобразии сюжетной организации юмористического рассказа и способах создания комического эффекта. Привить навыки внимательного чтения.
2. Способствовать развитию устной грамотной речи, развитию творческих способностей учащихся, умение использовать в речи литературные термины, понятия.
3. Способствовать формированию эстетического вкуса, внимательности, наблюдательности, тактичному отношению друг с другом.
4. Коррекция речи, зрения.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие обучающихся.
- Доброе утро! Я очень рада, что вы все присутствуете на уроке в добром здравии и хорошем расположении духа. Надеюсь, что в конце урока настроение ваше станет ещё лучше. Отгадайте слова, которые состоят из следующих букв.
первая буква в названии третьего дня недели. (с)
- Какие слова у нас получились? (смех, юмор) Значение слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня. И, как известно, юмор и смех неразрывно связаны между собой, поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку чтения я выбрала слова В.Гюго «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».
-Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться.
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.
2.Актуализация знаний обучающихся.
- А сейчас вспомним прочитанные произведения. Скажите, из каких рассказов взяты следующие строки.
«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» («Хамелеон»)
«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась» («Каштанка»)
«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался» («Ванька»)
- Скажите, что объединяет все эти рассказы? (Их написал А.П.Чехов)
- Л.Н. Толстой говорил так «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». Как вы думаете, почему «смеюсь»? (ответы обучающихся). Действительно, многие рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты сегодня мы попробуем узнать. Итак, тему сегодняшнего урока вы видите на доске.
Обращение к написанному на доске :
Юмористические рассказы А.П.Чехова
3.Словарная работа. Как вы понимаете слово «юмор»? (ответы учеников).(«юмор» - деятельность человека, направленная на вызывание смеха, улыбки у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.)
Вспомните, какие произведения А.П. Чехова вы уже читали? Какова главная особенность рассказов писателя? (Чехов писал юмористические произведения).
4. Работа по теме.
- Эпиграф:
«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» (А.П. Чехов).
- Юмор, комическое, юмористический рассказ.
- Приемы комического:
1. Комичные выражения, имена собственные («говорящие»).
2. Несоответствие поступков героев их образам.
3. Неожиданность в сюжете или поступках героев.
- Композиция рассказа:
1. Экспозиция. 2. Завязка. 3. Развитие действия. 4. Кульминация. 5. Развязка. 6. Заключение.
- Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
Поиграем в игру, которая называется « Четвертый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.
«Заколдованное место».
«Ночь перед рождеством»
«Хирургия»
«Пропавшая грамота»
С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, сегодня познакомимся с биографией А.П.Чехова, с его произведениями. В качестве эпиграфа я взяла высказывание Гоголя, известный всем афоризм «Краткость – сестра таланта» и « Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотели сказать Н.В.Гоголь и А.П.Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте его и ответьте на вопрос: какой смысл заключается в этих словах? Вывод: значит смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение, смех исправляет человеческие недостатки. (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше).
Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться.
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.
- Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске(или словарь учебника).
Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
- Юмор – это всегда какой смех? (Добрый) Да, это смех, который не уничтожает человека, высмеивает его недостатки.
4. Прежде, чем говорить о произведении, необходимо вспомнить его творца. Ведь некоторые моменты биографии писателя могут помочь в понимании замысла и содержания произведения.
Будучи врачом, Чехов мог наблюдать людей и в самые отчаянные, и в самые необычные смешные моменты, что находило отражение в его произведениях. Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Брат писателя рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в одной из больниц однажды видел, как неопытный студент, заменяя занятого другим пациентом врача, удалил у больного здоровый зуб, а на больном зубе сломал коронку. Пациент выругался и ушёл. А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.
Постановка проблемного вопроса
Ребята, во время прослушивания рассказа вы должны подумать и определить, почему же рассказ называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?
-Понравился ли вам рассказ? Какое впечатление произвел он на вас?
Наверняка некоторые значения слов показались вам не совсем понятными.
Объясним значение этих слов.
На доске:
Земская больница – это больница, организованная земством.
Земство - орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 году. В губерниях и уездах (в областях и районах). Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
Дьячок – низший чин служителя церкви.
О чём рассказ? Каков его сюжет?(краткий пересказ).
Герои смешные, но не весёлые, давайте разберёмся в этом.
- Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты.
Подробное или краткое описание? (Земская больница не описана Чеховым подробно). Обычно в таких больницах были палата для больных и приемное отделение. Работал один доктор. В приемной стоит шкаф с инструментами, в бутылке карболовый раствор. Пациенты люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов).
НА ДОСКЕ: Вонмем! Это возглас, призыв во время службы, означающий на церковнославянском языке ВНИМАЙТЕ.
-Вслушайтесь: Вонмем, внимание, внимайте. Какие это слова? Однокоренные.
О каком человеке они нам говорят? О человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны.
Фамилия говорит и о том, что ее владелец имеет отношение к церкви.
- А фамилия Курятин?
- Вспомните, с чего начинается рассказ? Что делает главный герой? ( Фельдшер Курятин курит зловонную сигару. )
О чем говорит фамилия?( Герой много курит).
А м.б. фамилия связана со словом курятина? Есть такое выражение «КУРИЦЫН СЫН», т.е. глупый и трусливый человек.
- Или выражение МОКРАЯ КУРИЦА? О каком человеке так говорят? О жалком.
Чехов очень переживал невежество своих коллег, он писал «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким». Так какое значение больше подходит к фамилии Курятин?
- Вспомните, как называется этот прием в литературе? При изучении какого произведения, мы уже встречались с говорящими фамилиями?
- Какими предстают перед нами фельдшер и больной? Как они ведут себя в начале и в конце произведения? (Сначала обращаются друг к другу на ВЫ и по имени и отчеству. А потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают»). О чём рассказывает дьячок? А фельдшер?( - о глупых способах снятия боли; хвастается мастерством,которого нет).
- О чем говорит такое поведение? (Перед нами невежественные, малообразованные, невоспитанные люди). - Вызывает ли смех такое поведение?
- Найдите и прочитайте реплики фельдшера. Как он говорит о своей профессии?
О чем хочет сказать герой? А о чем хочет сказать автор? ( «Хирургия – пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки… Раз плюнуть») Герой хочет сказать, что он легко сумеет сделать хирургическую операцию.
А автор?( Дает нам понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, плохо знает свое дело и храбрится перед операцией.
- Вспомните, как он подбирает инструмент? Найдите и зачитайте в тексте (-О чем говорят эти действия? (У фельдшера не хватает знаний, чтобы выбрать инструмент, и он выбирает наугад).
- На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского. Почему для него важно рассказать об общении с помещиком, чем сосредоточиться на зубе дьячка?
-Обратите внимание на речь Курятина. Какие предложения он строит, высказывает ли свою мысль до конца? ( Образованность… один костюм сто рублей стоит…)
(Речь его бессвязная, отрывистая, словарный запас ограничен. Он ругается и перепирается с пациентом).
- Человек какого культурного уровня перед нами? (Человек с низким уровнем культуры, плохо знающий свое дело).
- Можно ли назвать рассказ юмористическим? Вспомним, что такое юмор. Найдите определение в словарике. Юмор – это добродушный смех, который не уничтожает человека, а высмеивает его недостатки.( запись в тетрадь).
- Что высмеивает автор? Нелепые характеры героев, их глупость, самоуверенность. Юмор в рассказе основан на изображении смешной ситуации.
- Слушая этот рассказ хочется смеяться, но в то же время становится грустно. Почему? (Потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание дьячку Вонмигласову) Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли отношение к фельдшеру?
- Почему рассказ назван «Хирургия»? Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов? (О такой, которой на самом деле быть не должно.Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдаёт себя за опытного врача.) Значит в рассказе присутствует и сатира.
Работа по тексту.
Следующий рассказ «Пересолил».
Вспомним содержание рассказа и определим его композицию.
1. Приезд землемера Смирнова на станцию Гнилушки – вступление или экспозиция рассказа.
2. Поиск лошадей и договор с возницей – завязка рассказа.
3. Описание «лошадёнки», отъезд со станции, описание дороги – развитие действия.
4. Страх перед возницей, враньё землемера с целью напугать Клима – продолжение развития действия.
5. Бегство Клима – кульминация рассказа
6. Переживания оставленного в одиночестве землемера.
7. Примирение трусов – развязка рассказа.
Вопросы для обсуждения.
1. Что показалось вам смешным?
2. Чего боялся землемер? (Герой рассказа врал от страха и до смерти напугал возницу).
3. Одним из приёмов создания комического является окарикатуривание или преувеличение какой-либо черты характера до карикатурных размеров. Какое качество становится предметом окарикатуривания у Чехова?
4. Как Чехов показывает, что землемер трусит? (Через его мысли).
5. Обратите внимание на то, что герой думает об одном, а говорит совсем другое. Такое несоответствие слов и поведения, внутреннего состояния и поведения вызывает комический эффект.
6. Прочитайте фрагмент текста, который рассказывает о неожиданном повороте в развитии сюжета. (Землемер сделал вид, что роется в карманах, и в это время случилось то, чего он не мог ожидать при всей своей трусости: Клим вдруг вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще).
7. Над чем смеётся Чехов?
8. Почему рассказ называется «Пересолил».
-Сформулируем особенности рассказов Чехова.
1) Простое, предельно краткое заглавие рассказа.
2) Короткая завязка, дающая полную информацию о месте событий, времени, героях.
3) В основе сюжета лежит бытовая ситуация, случай из жизни
4) Диалогу автор уделяет большое внимание. Диалог – средство характеристики героев.
5) Отсутствуют подробные пейзажные и портретные зарисовки.
6) Подробное описание заменено «говорящей» деталью.
7) Яркая, смешная, неожиданная развязка.
НА ДОСКЕ: Обратите внимание на слова Горького: «Чехов умеет писать так, что словам тесно, а мыслям просторно». Понятно ли вам о чем эти слова?
10. Итак, подведем итоги. Рефлексия. Какие особенности стиля рассказов Чехова мы сегодня выявили? Назовите их .
В чем Чехов видел смысл своего юмора, своей сатиры, писательской деятельности?
( Бороться со злом, несправедливостью в обществе, с необразованностью)
- А борется он с этими пороками доступными ему средствами, т.е. средствами литературы. А это прежде всего ЮМОР и САТИРА. Достичь юмористического эффекта ему помогают те особенности рассказа, которые мы нашли в процессе нашей работы. Отдалённые от нас целым столетием рассказы Чехова всё же во многом современны, даже злободневны
Какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах. (Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев) -По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других.
11.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение рассказа «Хирургия»
Дополнительное задание
- Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше?» Суть игры проста – ребята вспоминают как можно больше смешного в рассказе «Лошадиная фамилия», «Пересолил».
Давайте теперь посмотрим, какие же секреты юмористического жанра использовал А.П. Чехов.
· Яркие названия рассказов («Лошадиная фамилия», «Пересолил»)
· Говорящие фамилии (Хохотов, Овсов,…)
· Смешные названия станций, деревень (Девкино, Гнилушки, ...)
· Мало действующих лиц (Клим и Землемер, Булдеев и Иван Евсеевич)
· Курьёзные действия (трусливый землемер испугал «до смерти» здоровенного извозчика)
· Речь персонажей индивидуальна
- Объясните выбор названия для своего рассказа А.П.Чеховым? Как вы понимаете название «Лошадиная фамилия»?
- Как вы думаете, что автор высмеивает в своих рассказах? (Суеверие, необразованность, темноту)
- Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)
- Рассказы Чехова достаточно легко инсценировать. Как вы думаете, почему? (много диалогов, мало описания)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.