Конспект урока чтения в 8 классе.
Тема: Анализ
юмористического рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».
Цели: - познакомить учащихся с именем писателя, раскрыть
значимость его в литературе, показать незаурядность личности Чехова – врача и
писателя;
- характеризовать речь героев как источник комического; способствовать развитию
речи, памяти, внимания, логического мышления учащихся;
- воспитывать в детях чувство юмора.
Оборудование: портрет писателя, толковый словарь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово
учителя.
Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал в себе
сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя. Родился А.П.Чехов в
17 января1860 года в Таганроге в семье мелкого торговца. «Павла Егоровича
и Евгению Яковлевну Чеховых,-пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович
Чехов,старший брат писателя,-Бог благославил многочисленной семьей-у них было
пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Семья всегда
нуждалась. Отец – суровый религиозный человек, часто наказывал Антошу. После
окончания Таганрогской гимназии Чехов обучается портняжскому делу. В 16 лет
остается один, так как родители уезжают в Москву. В 1879 году Чехов тоже
приезжает в Москву, поступает на медицинский факультет Московского
университета. Печатается, чтобы выжить, в юмористических журналах.
Подписывается смешно: Антоша Чехонте, то есть у него был псевдоним. Антон
Павлович – человек необыкновенный: он был известным писателем, но поселился в
деревне под Москвой, чтобы лечить простых людей. В годы голода он
организует столовые, сбор средств для голодающих. Лечит людей даже в годы
холеры, строит школы, создает библиотеку для крестьянских детей на свои
средства. Но однажды он заразился туберкулезом, переехал для лечения в Ялту,
потом в Германию, но 15 июля 1904 года он умер.
Вот таким необыкновенным человеком был этот писатель. А теперь узнаем
немного о его творчестве.
3. Подготовка к
восприятию произведения.
Рассказы А.П.Чехова вызывают смех, так как они наполнены юмористическими
деталями. Что такое юмор? Про какого человека можно сказать, что он обладает
чувством юмора? (Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки, не
обижается, если шутка направлена на него).
Слово юмор (записываем) означает: беззлобное изображение смешного, выставление
событий, людских недостатков и слабостей в безобидно-комическом виде.
Рассказ, который мы прочитаем, называется «Лошадиная фамилия». Я сейчас напишу
слово «лошадь», а вы, ребята, называете все, что с нею связано. (Записываю на
доске: уздечка, вожжи, седло, конь, кобыла, грива, копыта, ржанье и т.д.). А
теперь образуйте фамилии от них или назовите «лошадиные» фамилии. (Записываю:
Уздечкин, Коняев, Жеребцов, Седлов, Кобылин, Гривкин и т.п.).
4. Чтение произведения.
(Читает учитель)
5.Словарная
работа:
Уезд – округ, часть губернии.
Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.
Хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.
6 . Анализ
произведения.
- Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).
- Что именно показалось вам смешным? (То, как вся усадьба в угоду генералу
подбирала «лошадиную» фамилию).
- Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно заговорить боль по
телеграфу? (Боль была невыносимой, генерал испробовал все средства).
- А какие именно способы лечения испробовал генерал? (Он полоскал рот водкой,
коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, керосин,
скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в
спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту.)
- Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому что считает
это шарлатанством, боится сам показаться смешным).
- Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеев).
- Как выглядит лечение акцизного? Найдите строки. («Бывало, отвернется к
окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой!»).
- Как усиливается комизм рассказа об акцизном и о его чудесном даре?
(Оказывается, из других городов он «пользует» через телеграф).
- Что еще узнаем об акцизном из уст приказчика? («Выпить большой охотник, живет
не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный
господин!»).
- Важны ли эти сведения для генерала? (Нет, не важны).
- А почему приказчик об этом рассказывает? (Потому что ему хочется еще что-то
необычное рассказать, чтобы генерал согласился. Тогда бы получилось, что
приказчик угодил генералу).
7.Чтение по
ролям.
Прочитаем по ролям
смешную сцену воспоминания фамилии акцизного.
- Обратите внимание на фразу: «И в доме, все наперерыв, стали изобретать
фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву,
копыта, сбрую...» Как вы думаете, какие именно фамилии еще были изобретены?
(Гнедов, Копытин, Сбруев, Загривков и т.д.).
- Как же получается, что эта «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего
дороже? (Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только
приказчик).
- Как освободился генерал от боли? (Ему все-таки пришлось выдрать зуб с корнем,
и сделал это доктор).
- Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику? (Тот же
доктор, он попросил продать овса для своей лошади, и слово «овес» напомнило
что-то Ивану Евсеичу).
- Как повел себя приказчик после слов доктора? («Иван Евсеич тупо поглядел на
доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного
слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним
гналась бешеная собака»).
- Как же звучала настоящая фамилия чудодейственного знахаря из Саратова?
(Овсов).
- Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям? (Эта фамилия ничего
общего не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей).
- Сколько времени прошло между тем, как был выдернут зуб, а приказчик вспомнил
фамилию? (Совсем чуть-чуть, ведь врач только что возвращался от генерала).
8.Пересказ рассказа «Лошадиная фамилия».
Ребята, что
такое эпизод? (Эпизод – отрывок художественного произведения, в котором
говорится о законченном событии, происшествии).
- Какой эпизод вам запомнился больше всего? Попробуйте его пересказать близко к
тексту.
9.Итоги урока.
Каким можно назвать смех в этом рассказе: добродушным, уничтожающим,
снисходительным или иным? (Смех здесь добродушный и снисходительный, так как
автор посмеивается, но не насмехается).
10. Домашнее задание.
Подготовить подробный пересказ рассказа «Лошадиная фамилия», нарисовать
иллюстрации к рассказу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.