Конспект урока чтения в 7 классе «Знакомство с главой «Кукла» из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В.Г.Короленко _Дети подземелья_ Глава _Кукла_.docx

Конспект урока чтения в 7 классе

     Тема. Знакомство с главой «Кукла» из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Цели урока: продолжить знакомить учащихся с произведение В.Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла».

Задачи: способствовать формированию выразительного чтения, через чтение по ролям; показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; развивать творческие способности, речь, критическое мышление, память;

воспитывать милосердие, сострадание, взаимовыручку, гуманное отношение к людям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Чтение» под редакцией  Аксеновой А.К.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сядьте правильно, спину выпрямите, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

2. Проверка домашнего задания.

- С произведениями  какого автора мы знакомимся? (Владимира Галактионовича Короленко)

- Какое произведение мы читаем? С какой главой (частью) мы знакомились на прошлом уроке?

- Почему главный герой (Вася)  принес куклу Марусе? (девочка заболела, ее ничего не радовало)

- Почему эта кукла доставила много тревожных минут Васе?( когда Вася шёл на гору это видел старый Януш, няня заметила пропажу)

- Почему Вася не забрал куклу у Маруси, несмотря на угрозу, которая нависла над ним. Как этот поступок характеризует Васю? (Не хотел лишить девочку первой и последней радости) Прочитайте. Как только я вынул

- А как выглядела Маруся в то время, нарисовал Никита. Вывесить на доску!

- Забыла ли старуха о кукле? Как она себя вела? Но старуха не забыла….

- Как Васю наказал отец? Прочитай: Отец спросил меня….

2. Артикуляционная гимнастика.

- Что же связывало Валека, Марусю и Васю? (дружба)

- Что для вас значит дружба?

- Для меня это… (Чтение стихотворения)

-Прочитайте это стихотворение с чувством радости.

Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
3. Работа по теме урока

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с главой «Кукла».

- В тексте будет встречаться такое слово:

Словарная работа

Притолока - верхняя или боковая часть дверного проёма.

ТО́ТЧАС - сейчас же, сразу, без промедления, перерыва

ТЩЕ́ТНО - напрасно, бесполезно, безрезультатно

Первичное чтение текста.

 - А сейчас продолжим знакомится с главой «Кукла», учебник на странице 163. Со слов: Наконец меня позвали к отцу…

- Почему Васе было тревожно, когда его позвал отец?

- Каким взглядом смотрел на него отец? Прочитайте!

Чтение учителем.

- Почему отец был зол на Васю? Какую ценность представляла кукла для отца?

- Как он с ним разговаривал?

!Чтение диалога по ролям.

Чтение текста учащимися.

- Какое состояние было у Васи в критическую минуту разговора с отцом?

Гимнастика для глаз

Чтение текста учителем.

- Кто пришел в дом к судье в критическую минуту?

- Что принёс Тыбурций?

- Что рассказал Тыбурций отцу. Где был Вася? ( в «Дурном обществе»)

- Как вы понимаете выражение «В дурном обществе»? (бродяги, нищие, воры)

- Почему сначала В.Г.Коррленко дал название повести «В дурном обществе»?

- Кто мог считать дурным общество Тыбурция и его детей? (богатые, знатные люди)

- Было ли оно дурным для главного героя?

-В. Г. Короленко вовсе не считает это общество дурным для Васи.
Дружба с Тыбурцием и его детьми укрепила и развила в маленьком герое-рассказчике все лучшие черты его характера.

Чтение текста учащимися .

- Значение слова отворилась.

- Какую печальную новость сообщил Тыбурций?

- Какой взгляд был у отца? (обычный, задумчивый…)

- Почему отец сказал Васе: «Я виноват перед тобою, мальчик..»?

- Как отец разговаривал с Васей?

Заполнение таблицы

Отец  до прихода Тыбурция

Отец после прихода Тыбурция

Лицо казалось страшным

Тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд

Вскрикнул

Лицо было бледно, глаза горели гневом

Гладил волосы

Обычный задумчивый взгляд с оттенком удивления

     Ласково проговорил

 

Прочитайте разговор Васи с отцом!- Как теперь отец общается со своим сыном? (ласково)

- О чём отец попросил Васю?

- Почему он не передал деньги сам? (ему было стыдно, что он не отпускал сына к ним)

- Взял ли Тыбурций  деньги?

- Какую картину увидел в подземелье Вася?

- Скажите, кого вы можете обвинить в трагической судьбе Маруси?

- Против чего протестует В. Короленко? Можно ли считать этот протест важным и в наши дни?

4. Закрепление изученного материала.

Тест

1. Какая игрушка «сделала почти чудо» для умирающей Маруси»?

а) юла

б) мяч

в) кукла

2. Почему кукла была так дорога отцу и Соне?

а) была очень красивая

б) была дорога как память о маме

в) была очень дорогая

3. Кто помог Васе избежать наказания отца за взятую без спроса игрушку:

а) Тыбурций

б) Соня

в) няня

6. Что дал отец Васи Тыбурцию?

- одежду

- деньги

- продукты

Слайд

5.   Итоги урока.

- Как называется часть повести, которую мы сегодня читали?

 -Что нового узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось вам на уроке?

6.Оценка деятельности учащихся.

7. Домашнее задание. Слайд

С.160-165 , пересказ по плану

План пересказа:

1.      Вася переживает тревожные минуты.

2.      Неожиданный гость.

3.      Волнительная беседа.

4.      Смерть  Маруси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План пересказа:

1.      Вася переживает тревожные минуты.

2.      Неожиданный гость.

3.      Волнительная беседа.

4.      Смерть  Маруси.

План пересказа:

1.      Вася переживает тревожные минуты.

2.      Неожиданный гость.

3.      Волнительная беседа.

4.      Смерть  Маруси.

План пересказа:

1.      Вася переживает тревожные минуты.

2.      Неожиданный гость.

3.      Волнительная беседа.

4.      Смерть  Маруси.

План пересказа:

1.      Вася переживает тревожные минуты.

2.      Неожиданный гость.

3.      Волнительная беседа.

4.      Смерть  Маруси.

 

План пересказа:

1.      Вася переживает тревожные минуты.

2.      Неожиданный гость.

3.      Волнительная беседа.

4.      Смерть  Маруси.

 

Отец  до прихода Тыбурция

 

Отец  после прихода Тыбурция

 

1.Лицо казалось страшным.

 

2. Гладил волосы.

 

3.Тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд.

 

4.Обычный задумчивый взгляд с оттенком удивления.

 

5.Ласково проговорил.

 

6.Вскрикнул.

 

7.Лицо было бледно, глаза горели гневом

 

 

Отец  до прихода Тыбурция

 

Отец  после прихода Тыбурция

 

1.Лицо казалось страшным.

 

2. Гладил волосы.

 

3.Тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд.

 

4.Обычный задумчивый взгляд с оттенком удивления.

 

5.Ласково проговорил.

 

6.Вскрикнул.

 

7.Лицо было бледно, глаза горели гневом

 

 

Отец  до прихода Тыбурция

 

Отец  после прихода Тыбурция

 

1.Лицо казалось страшным.

 

2. Гладил волосы.

 

3.Тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд.

 

4.Обычный задумчивый взгляд с оттенком удивления.

 

5.Ласково проговорил.

 

6.Вскрикнул.

 

7.Лицо было бледно, глаза горели гневом

 

 

Отец  до прихода Тыбурция

 

Отец  после прихода Тыбурция

 

1.Лицо казалось страшным.

 

2. Гладил волосы.

 

3.Тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд.

 

4.Обычный задумчивый взгляд с оттенком удивления.

 

5.Ласково проговорил.

 

6.Вскрикнул.

 

7.Лицо было бледно, глаза горели гневом