Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера;
Личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
У р о к 60
БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ.
«ПРО ОБЕЗЬЯНКУ»
Ц е л и : продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова;
расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к
животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы прочитали дома рассказы В. Бианки. Что нового вы узнали из
них?
– Какие открытия сделали?
– Поделитесь своими открытиями с нами.
Учащиеся пересказывают или зачитывают (если произведение
небольшое) рассказы В. В. Бианки. Дети могут также сочетать пересказ
с выборочным чтением самых интересных отрывков.
– Какой из рассказов В. Бианки вам показался самым удивительным?
– Кого вы считаете сегодня лучшим рассказчиком? Почему?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Изучение нового материала.
1.
П о д г о т о в к а в о с п р и я т и я у ч а щ и х с я к изучению нового
материала.
– Сегодня мы познакомимся еще с одной обезьянкой. А рассказал о ней
Борис Степанович Житков.
Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и
очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным
чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так
замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.
Я, думаю, вы помните прекрасные рассказы Бориса Житкова «Храбрый
утенок», «Как слон спас хозяина от тигра», которые мы читали во 2 классе. А
сегодня мы узнаем «Про обезьянку».
2. Р а б о т а н а д п р о и з в е д е н и е м .
Учитель и учащиеся читают рассказ до слов: «Яшке устроили в
корзинке постель…» (с. 90, часть 2я).– Понравился вам рассказ?
– Хотелось бы вам узнать, что будет с Яшкой дальше?
– Почему мальчик решил взять обезьянку у своего товарища? (Ему очень
хотелось, чтобы у него было такое необычное животное – обезьянка.)
– Прочитайте, как об этом сказано в рассказе.
– Как повел себя Яшка в новой квартире, с новыми хозяевами?
– Какие факты подтверждают то, что Яшка был умной обезьянкой?
(Когда мальчик попросил у Яшки лапу, тот протянул ему «свою ручку»;
когда Яшка обиделся на отца мальчика, он решил его «проучить»:
наломал со стенки известки, разложил по краям ступенек, а сам прилег,
притаился на лестнице, как раз у отца над головой. И когда тот шел по
лестнице, Яшка тихонько толкал «ножкой» штукатурку и так ловко
примерял, что прямо отцу на шляпу; когда Яшку привязали однажды на
ночь за жилет к ножке стола, он расстегнул пуговицы на жилете, удрал с
привязи и забрался спать в кровать к мальчику.)
– А что в поведении Яшки вам не нравится?
IV. Итог урока.
– Что вам понравилось, запомнилось?
– О чем заставил задуматься урок?
& Домашнее задание: перечитать прочитанную в классе часть рассказа Б. С.
Житкова «Про обезьянку» (с. 83–90, часть 2я), подготовить выразительное
чтение наиболее понравившегося отрывка, подготовить краткий пересказ от
1го лица.