Конспект урока по литературному чтению "Е.И. Чарушин. «Страшный рассказ»"(2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока : ознакомить с творчеством Е.И. Чарушина ; развивать навыки выразительного , беглого чтения ; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать ; способствовать воспитанию любви к природе , к животным . Оборудование : иллюстрация с изображением ежа .
Иконка файла материала литература.docx
Урок 35. Е.И. Чарушин. «Страшный рассказ» Цели  урока:  ознакомить   с   творчеством   Е.И.   Чарушина;   развивать   навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствовать воспитанию любви к природе, к животным. Оборудование: иллюстрация с изображением ежа. Ход урока I.Организационный момент II.Проверка домашнего задания Пересказ текста М. Пришвина «Ребята и утята», III. Изучение нового материала. Постановка цели урока 1. Рассказ учителя. Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора  Вятской губернии. Отец   много   разъезжал,   нередко   брал   с   собой   сынишку   и   первые   уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина  прошло   в   обстановке,   благоприятной   для   развития   творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После   окончания   Ленинградской   Академии  Художеств   Чарушин   сблизился   с кружком   писателей   при   библиотеке   детской   литературы   и   ему   предложили иллюстрировать книги В.В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина­Сибиряка. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик­анималист, т. е.   художник,   изображающий   животных.   Юмор,   доброта,   нежность   всегда присутствуют в его изображениях зверей. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно». С   детства  природа   обогащала   Чарушина  впечатлениями,  которые  он,  став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. ­ Откройте учебники. Прочитайте название рассказа. ­ Было ли вам когда­нибудь страшно? ­ Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. ­ Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочтете рассказ. 2.Первичное чтение. Дети читают самостоятельно. Перед чтением учитель  объясняет, что такое «сени», «чулан». 3.Проверка усвоения смысла и содержания рассказа. ­ Как вы думаете, прочитанное вами произведение сказка или рассказ? ­ Понравился рассказ?­ Кого испугались мальчики? ­ Посмотрите на иллюстрацию на доске. Еж ­ это маленький ночной хищнике В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. 4.Слово учителя. Обитают   ежи   в   основном   в   смешанных   лесах,   а   также   запущенных садах и парках. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая  голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свертывается в клубок,  подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое. К   зиме   ежи   жиреют   и   впадают   в   глубокую   спячку,   находя  себе убежище   в   густых   кустах,   углублениях   почвы,   засыпанных  опавшей листвой. Еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и плодами, а личинки   подгрызают   корни   растений),   гусеницы,   поедая   мышевидных грызунов и ядовитых насекомых. Серый ежик весь в уголках, Словно он не зверь, а елка. Хоть колюч молчун лесной ­Ежик добрый,  а не злой. 5.Беседа по содержанию. ­ Почему же мальчики испугались ежа? ­ Как звали мальчиков? ­ Где они жили? ­ Почему они остались дома одни? ­ Что они делали, когда остались одни? ­ Какие звуки они услышали? ­ Как они отреагировали на эти звуки? ­ Рассказали они родителям, что случилось? ­ Кого нашли родители? ­ Чем они угостили ежика? ­ Боялись ли его мальчики потом? Почему? IV. Физкультминутка V.Закрепление нового материала 1.Выразительное чтение. ­ С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? 2.Составление плана.­ На сколько частей можно разделить рассказ? ­ Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее. 1) Мальчики остались одни. 2) Странные звуки. 3) Испуганные дети. 4) Родители вернулись. 5) Неожиданная находка. 6) Ежик остался на даче. VI. Итог урока ­ Как называется рассказ, который мы читали на уроке? ­ Кто его автор? ­ Почему автор назвал рассказ именно так? ­ Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? ­ Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето? ­ Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных? Домашнее задание Перечитать сказку, подготовиться к подробному пересказу.