Цели:
Познакомить детей с творчеством Х.К. Андерсена и сказкой “Гадкий утенок”
Формирование интереса у учащихся к произведениям Г.Х. Андерсена
Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи
Пополнение словарного запаса учащихся
Отрабатывать дикцию и выразительность
Воспитывать любовь к родной природе
Расширить читательский кругозор
Перенести взаимопомощь, милосердие, сострадание к чужой боли в жизнь детского коллектива
Оборудование:
Учебник литературного чтения
Выставка книг Г.Х. Андерсена
ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН. «ГАДКИЙ УТЁНОК»
У р о к 86
Ц е л и : продолжать знакомить учащихся с творчеством датского сказочника Ганса
Христиана Андерсена; прививать ученикам интерес к чтению, литературе, учить детей
понимать глубину содержания произведения; воспитывать в детях сострадание,
доброту, чуткость, отзывчивость.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки детей, выполненные ими к мифу «Храбрый
Персей».
– Глядя на ваши работы, ребята, невольно переносишься в далёкие времена. Мы
видим и прекрасную Андромеду, и сильного доброго Персея, и коварную Медузу
Горгону, и злое ненасытное чудовище, пожиравшее людей, и трусливого царя. Они как
живые проходят перед нами. Это говорит о том, что произведение тронуло вас, не
оставило равнодушными.
– Какие эпизоды вас особенно взволновали? Прочитайте их. Учащиеся читают
выбранные ими эпизоды.
– Чем прочитанный вами отрывок взволновал вас?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы вновь встретимся с произведением сказочника, который поведал
необыкновенную историю о маленькой прекрасной девочке, появившейся из бутона
чудесного цветка, девочке, ростом всего с дюйм, которая чуть было не стала женой
старого крота, но благодаря спасённой ею ласточке повстречала прекрасного эльфа; он
рассказал и о том, как одна принцесса почувствовала маленькую горошину через
двенадцать тюфяков и двенадцать перинок и тем самым доказала, что она – настоящая
принцесса; и уж, пожалуй, нет такого человека, которому не была бы знакома
мужественная девочка Герда, спасшая своего названного брата Кая от чар Снежной
Королевы.
– Кто же этот сказочник?
– Какие сказки Г.Х. Андерсена вы знаете?– Есть ли у вас любимые сказки Андерсена?
– Чем они вам нравятся?
– Сказка, которую мы прочитаем сегодня, расскажет нам о нелёгкой жизни гадкого
утёнка, который был вознаграждён за своё мужество и терпение.
Учитель и несколько учащихся читают сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
– Какие чувства вы испытывали к бедному «утёнку»?
– Что вы думаете об обитателях птичьего двора?
– Когда вам было особенно горько за «утёнка»?
– Перечитайте эти эпизоды.
– Почему «утёнка» влекло к «величавым птицам» – лебедям?
– Перечитайте ещё раз отрывок, который повествует о встрече гадкого утёнка с
прекрасными лебедями.
Ч т е н и е с о с л о в : «Полечу к ним, к этим величавым птицам» до слов: «А
большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами».
– Какова главная мысль сказки?
IV. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– О чём заставил задуматься?
– Какие чувства в вас пробудил?
& Домашнее задание: перечитать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» (с. 200–
214, часть 2я), подготовить выразительное чтение или пересказ наиболее тронувшего,
взволновавшего отрывка, по желанию выполнить рисунок к сказке.