Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина, показать детям красоту поэзии И. С. Никитина; учить понимать глубину содержания произведения, воспитывать любовь к своей родине, работать над развитием речи, мышления учеников; , умение сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию, совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях.
Планируемый результат :
Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, уметь сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию.
У р о к 13
И. С. НИКИТИН. «ВСТРЕЧА ЗИМЫ»
Ц е л и : продолжить знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина,
показать детям красоту поэзии И. С. Никитина; учить понимать глубину
содержания произведения, воспитывать любовь к своей родине, работать над
развитием речи, мышления учеников.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель просит учащихся повесить рисунки к стихотворению «Полно,
степь моя, спать беспробудно...».
– Глядя на ваши работы, мы видим, как пробуждается от долгого зимнего
сна степь, как летят домой «журавли караваном», как в синеве плывут
«белоснежные тучки толпами», слышим, как шумят «ручьи по оврагам», и
сразу на ум приходят незабываемые строчки «Полюбуйся: весна наступает...».
– Давайте и мы с вами обратимся к замечательным стихам поэта И. С.
Никитина.
Учащиеся рассказывают наизусть выученный дома отрывок из
стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
Затем несколько человек выразительно читают все стихотворение.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Изучение нового материала.
– Из нежной, юной весны и теплого лета мы попадаем совсем в другое
время года, и все это благодаря стихам Ивана Никитина. Учитель
выразительно читает стихотворение «Встреча зимы».
– Какова зима в изображении И. С. Никитина?
– Читайте стихотворение медленно, так, как будто вы вглядываетесь в
картины природы, которые изобразил поэт.
Ученики читают стихотворение самостоятельно вполголоса до слов:
Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
– Какие картины вы увидели?– Как они меняются?
– С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?
– Как поэт пишет о русском народе?
– В каких словах показана сила русского народа?
– Перечитайте три последних четверостишия.
– Как вы их поняли?
IV. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чем заставил задуматься?
& Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения
И. С. Никитина «Встреча зимы» (с. 68–71, часть 1я), выучить наизусть 8ю и
9ю строфы («Здравствуй, гостья зима!..»), по желанию выполнить рисунок к
стихотворению.