Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; развивать наблюдательность, внимание, речь детей.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.
У р о к 56
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ СОКОЛОВМИКИТОВ.
«ЛИСТОПАДНИЧЕК»
Ц е л и : продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе;
расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; развивать
наблюдательность, внимание, речь детей.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки детей с изображением их любимого
уголка природы.
– Глядя на ваши рисунки, так и хочется насладиться ароматом цветущего
луга, окунуться в быструю прозрачную речку, побродить по лесу, послушать
пение птиц. Все ваши работы выполнены с большой любовью. Расскажите нам
о своем любимом уголке, о своей родине так, чтобы мы поняли, за что вы
любите это место, чтобы нам захотелось увидеть его воочию, побывать в нем.
Учащиеся зачитывают сочинения «Моя родина» или рассказывают о
своем любимом уголке природы.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся с листопадничком из произведения Ивана
Сергеевича СоколоваМикитова.
– Как вы думаете, кто такой листопадничек?
Высказывания детей.
– Хотелось бы вам поскорее узнать, кто из вас прав?
– Тогда слушайте внимательно.
Учитель и учащиеся читают сказку И. С. СоколоваМикитова
«Листопадничек».
– Могли вы догадаться, что листопадничек – это зайчонок?
– Каких зайчат называют листопадничками? Почему? (Охотники
называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются
в ту пору, когда с деревьев опадают листья.)
– История о Листопадничке, рассказанная И. С. СоколовымМикитовым, –
это рассказ или сказка? (Сказка.)– Объясните, почему так считаете?
– Что нового о жизни зверей осенью вы узнали? Прочитайте об этом.
– Почему Листопадничек прослыл «самым храбрым и отчаянным зайцем»?
(Он решил побежать за журавлями в теплые страны и убежал из
«родного гнезда» искать журавлиные теплые страны; он прожил долгое
время с бобрами в их доме под водой, он ухаживал за бобрятами,
благодаря ему бобрята не погибли от «разбойницывыдры»; он, оставаясь
один с бобрятами, «много раз слышал, как подходила к хатке,
принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная
росомаха пробовала ломать хатку». На долю зайчонка выпало и еще одно
трудное испытание – плыть к берегу в холодной воде, когда хатку бобров
затопило.)
– Как вы думаете, захочется ли Листопадничку еще раз отправиться на
поиски теплых стран?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что больше всего запомнилось?
& Домашнее задание: прочитать сказку И. С. СоколоваМикитова
«Листопадничек» (с. 60–66, часть 2я), подготовить пересказ понравившегося
отрывка, сделать к нему рисунок.