Цели: начать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; развивать у детей наблюдательность, учить понимать «тайны» природы; прививать интерес к литературе, работать над развитием речи.
Задачи: учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;
развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;
воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
–формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
–формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Предметные:
–умение осознанно воспринимать художественный текст;
–совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);
–овладение процедурами смыслового анализа текста;
- умение работать со словарём.
Метапредметные:
Межпредметная связь с курсом "Окружающий мир", «Музыка».
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение;
–умение планировать пути достижения целей, познавательных задач;
– умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять рефлексию способов действий.
Коммуникативные УУД:
–формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
–владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
У р о к 45
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ.
«РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»
Ц е л и : начать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского;
развивать у детей наблюдательность, учить понимать «тайны» природы;
прививать интерес к литературе, работать над развитием речи.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы еще раз прочитали сказку М. Горького «Случай с Евсейкой».
Какой вам показалась эта история: веселой, грустной, страшной?
– Когда (в какой момент) вы поняли, что с Евсейкой ничего плохого не
случится?
– Кто из вас захотел рассказать эту историю от лица ее главного
героя – Евсейки?
Учащиеся, подготовившие пересказ от 1го лица, рассказывают его.
– История какого «Евсейки» вам понравилась больше всего? Чем?
– Кто приготовил пересказ от лица автора?
– Послушаем этих ребят.
Учащиеся пересказывают сказку от лица автора, остальные ученики
оценивают их.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним воробьем, по
кличке Пашка, а рассказал о нем удивительный знаток и любитель природы
Константин Георгиевич Паустовский.
– Константин Паустовский с детства мечтал о путешествиях. Позже эта
мечта осуществилась, он объездил много мест нашей родины, побывал в
других странах. Каждая поездка так или иначе «отзывалась» в творчестве
писателя – иногда это был небольшой рассказ, иногда целая книга. Вдоль и
поперек исходил он все черноморское побережье, и с полной уверенностью
можно сказать: именно морю он обязан тем, что стал писателем. На всю жизнь
он остался верен любви к морю, и хотя не раз попадал в гибельные ситуации, в
жестокие штормы, всегда благодарил судьбу, приведшую его к морю.Но «самым плодотворным и счастливым» для К. Паустовского «оказалось
знакомство со средней полосой России»… «Она завладела мной сразу и
навсегда», – писал он. – С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем
наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля».
Писатель Михаил Шолохов сказал о Паустовском, что он – «писатель
тончайшей наблюдательности». Всю силу своего воображения он направил на
то, чтобы увидеть необычное в обычном и обычное в необычном.
И вы убедитесь в этом, познакомившись с произведением Константина
Паустовского «Растрепанный воробей».
Учитель выразительно читает сказку до слов: «Маше было любопытно
посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не
видала» (с. 19, часть 2я).
– Что вас удивило?
– Кто вам понравился? Чем? (Милиционер – внимательный, добрый;
Маша – заботливая, любящая животных, любознательная; воробей
Пашка – умный, помнил то доброе, что сделала для него Маша, и все
время старался отблагодарить ее, немного смешной, потому что решил
принести Маше в «подарок» замерзшую гусеницу.)
– Какой вы представили себе ворону? (Бессовестная, воровка,
разбойница, хитрая, так как ждала, пока все уйдут из комнаты, и только
потом влетела в нее.)
– Как вы думаете, что случится, если Маша откроет форточку?
Высказывания детей.
– А вот что же произошло на самом деле, мы с вами узнаем на следующем
уроке.
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что вас особенно взволновало, поразило?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Кто считает, что мог бы работать лучше? Что для этого следовало бы
сделать?
& Домашнее задание: перечитать ту часть сказки, которая была прочитана
в классе (с. 12–19, часть 2я); подготовить выразительное чтение особо
понравившегося отрывка, выполнить к нему рисунок.