Цели: начать знакомить учащихся с творчеством М. Горького; учить детей видеть реальное и вымысел в произведении; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе; работать над развитием выразительной речи.
Предметные: развитие умения анализировать, выразительно читать текст; умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, развивать творческие способности; учить экспериментировать с водой.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение; находить слова , помогающие увидеть красоту подводного мира.
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: тесты, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, вода в стаканчиках, камешки, настойка йода, большая ракушка, выставка детских поделок и рисунков « Морские обитатели», выставка произведений М. Горького.
МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ»
У р о к 44
Ц е л и : начать знакомить учащихся с творчеством М. Горького; учить
детей видеть реальное и вымысел в произведении; расширять кругозор
учеников; прививать интерес к литературе; работать над развитием
выразительной речи.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа. Работа со вступительной статьей.
– Мы закончили, ребята, I часть нашего учебника и приступаем к изучению
произведений II части учебной книги. А открывает ее тема… («Были
небылицы».)
– Каких детских писателей вы знаете?
– Есть ли у вас любимые писатели, произведения?
– Как вы понимаете название темы? Какие произведения, по вашему
мнению, помещены в этот раздел?
Высказывания детей.
– Как же правильно читать произведение, чтобы лучше понять его?
(Постараться перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той
обстановке, среди тех героев, которых он изобразил, мысленно стать
участником событий.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Работа над произведением.
1.
П о д г о т о в к а в о с п р и я т и я у ч а щ и х с я к изучению нового
материала.
– Открывает тему произведение Максима Горького.
– Знакома ли вам фамилия этого писателя?
Учитель вывешивает на доску портрет М. Горького.
– Вглядитесь в это лицо. Каким вы представляете себе Горького
человека?
Высказывания учеников.
– Максим Горький – это писательский псевдоним, вымышленное имя.
Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков.– Как вы думаете, что заставило писателя взять именно такой
псевдоним?
Высказывания детей.
– Конечно, сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать
данный псевдоним, но существует мнение, что фамилию Горький писатель
взял изза своей горькой судьбы: горького, безрадостного сиротского детства
в доме деда, где за малейшую провинность он подвергался жестоким
наказаниям; два класса начального училища, жизнь «в людях» – «мальчиком»
при магазине «модной обуви», прислугой у чертежника, посудником на
пароходах, учеником в иконописной мастерской – и трудной юности:
случайная поденная работа, дворник, садовник, чернорабочий, грузчик на
пристани… Имя – Максим – он взял в память об отце, который рано ушел из
жизни.
– Произведение М. Горького, которое мы прочитаем сегодня, называется
«Случай с Евсейкой».
– Можете вы предположить, о чем будет произведение?
Высказывания детей.
– Хотелось бы вам поскорее узнать, какой случай произошел с
Евсейкой?
Учитель и учащиеся читают сказку М. Горького «Случай с Евсейкой».
– Думали ли вы перед чтением произведения, что это сказка?
– Каким вам показался Евсейка?
– Каких морских жителей он встретил?
– О ком из них вы раньше не слышали?
– Представьте, что вы, так же как Евсейка, оказались в подводном царстве.
Как бы вы себя повели?
– Что в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а что могло быть на
самом деле?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что вас особенно заинтересовало?
– Что больше всего понравилось?
& Домашнее задание: перечитать сказку М. Горького «Случай с
Евсейкой» (с. 4–11, часть 2я) еще раз, подготовить пересказ от 1го или от 3
го лица.