Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина, прививать бережное, чуткое отношение к природе, учить любить свою Родину, работать над развитием мышления, речи учеников.
Задачи :
1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
2) совершенствовать навыки чтения;
3) расширять кругозор и словарный запас учащихся;
4) развивать умение работать с текстом;
5) прививать любовь к природе, к Родине.
Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг, презентация.
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН. «МОЯ РОДИНА»
У р о к 55
Ц е л и : продолжать знакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина,
прививать бережное, чуткое отношение к природе, учить любить свою Родину,
работать над развитием мышления, речи учеников.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.
П о д г о т о в к а в о с п р и я т и я у ч а щ и х с я к изучению нового
материала.
– Мы начинаем тему, которая называется… (Люби живое.) А эпиграфом к
этой теме могут быть слова человека, писателя необыкновенно любившего
родную природу, много сделавшего для ее охраны, – Михаила Михайловича
Пришвина.
Учитель открывает доску, на которой написаны слова М. М. Пришвина
«Охранять природу – значит охранять Родину».
– Прочитайте эти слова.
– Как вы их понимаете?
Высказывания детей.
– А вы уже сейчас можете чтото делать для охраны природы?
– Любой человек, даже самый маленький, может оказать посильную
помощь природе: покормить зимой птиц, посадить деревце, ухаживать за
растениями, животными. И уж конечно, каждый из нас не должен вредить
природе: не мусорить, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не разрушать
птичьи гнезда, муравейники… Но, к сожалению, так бывает не всегда.
Учитель читает стихотворение С. В. Михалкова «Будь человеком».
В лесу мурашкимуравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут
бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршитВ траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу
гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой
семьи
Нарушила беда.
В дыму метались
муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо
тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно сверху вниз
смотрел
Жестокий эгоист…
За то, что так тебя
назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный
наш век,
И сам – не муравей.
Будь Человеком,
человек,
Ты на земле своей!
Учитель выдерживает паузу, для того чтобы дети высказали свои
мысли, мнения, возникшие от услышанного ими стихотворения.
– Какие слова поэта отражают главную мысль стихотворения?
(Будь Человеком,
человек,
Ты на земле своей!)
– Что бы вы сказали мальчику, погубившему муравейник, если бы
встретили его?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Р а б о т а н а д п р о и з в е д е н и е м .
– Открывает тему «Люби живое» рассказ «Моя Родина» М. М. Пришвина.
Учитель читает рассказ.– Что хотите сказать?
– Перечитайте рассказ еще раз и найдите слова, которые выражают
основную мысль рассказа. (Данная работа может быть проведена в парах.)
(«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти
охранять – их надо открывать и показывать. …Человеку нужна Родина. И
охранять природу – значит охранять Родину».)
– В чем заключалась охота писателя? («Моя охота была и тогда и теперь
– в находках».)
– А у вас бывали такие находки? Расскажите о них.
– Какой совет дает писатель? («…что, если бы мы так для работы своей
поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья,
радости, жизни и счастья!».)
– Попробуйте и вы, ребята, воспользоваться этим советом.
IV. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– О чем заставил задуматься?
& Домашнее задание: перечитать еще раз рассказ М. М. Пришвина «Моя
Родина» (с. 58–59, часть 2я), написать сочинение «Моя родина», сделать
рисунок своего любимого уголка природы.