Цель урока:
- познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,
-углубить знания о жизни и творчестве поэта;
- пробудить интерес к чтению художественных произведений.
Формирование УУД:
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: Способность к самооценке.
Конспект урока по литературному чтению на тему:
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цель урока:
познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»,
углубить знания о жизни и творчестве поэта;
пробудить интерес к чтению художественных произведений.
Формирование УУД:
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по
коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения
действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других.
Личностные: Способность к самооценке.
1.Организационный момент
Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Введение в тему.
Чтобы узнать тему урока, посмотрите фрагмент мультфильма.Просмотр видеофрагмента.
По мотивам какого произведения создан этот мультфильм? Кто автор этой
сказки?
Как вы считаете, эта сказка народная или авторская?
(Ответы детей)
3.Работа в парах
Поработайте в парах
Соберите из карточек полное название сказки.
4. Составление плана урока
Составим плана урока. Чем мы будем заниматься?
Выберите подходящие пункты плана
5.Сведения о биографии А.С.Пушкина
Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости
к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди".
В чем отличие авторской сказки от народной?
Ребята напомнят некоторые сведения из биографии А.С.Пушкина
Выступают 3 ученика.
Теперь ответьте на вопросы
В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
К какому роду принадлежала семья Пушкиных?(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском
обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
Кем был дядя А.С. Пушкина Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы гувернёры.)
Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу
простого русского народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи
Пушкиных.)
Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
6. Работа с текстом
Откройте учебник на стр.118. Сегодня мы познакомимся с 1 частью сказки
со с.118 до с.121
Работа с текстом проведем в группах
Задание 1 группе
Прочитать 1 часть по ролям
Задание 2 группе
В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
Они называются устаревшие.
Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам
помогут разобраться словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших
слов, на доске карточки со словами.)
Задание 3 группе
Составить цитатный план 1 части
Задание 4 группе
Задание: найти строчки подходящие к сказке.
7.Физминутка8.Ответы групп
Слова из первого отрывка сказки.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
Почему слово "красный" обозначало "красивый"? На этот вопрос нам поможет
ответить этимологический словарь.
2 группа
Читает по ролям
3группа составила цитатный план
4 группа подобрала подходящие отрывки
9. Работа в рабочих тетрадях (дополнительно)
Стр. 42, задание1,2
10.Итоговый тест
В каком городе родился А.С.Пушкин?
1) Киев 2) СанктПетербург 3) Москва
На каком языке он написал свое первое стихотворение?
1) на французском 2) на русском 3) на немецком
В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин?
1) академия 2) лицей 3) университет
Где сидели три девицы?
1) в сенях 2) в зале 3) в светлице Кем был Салтан?
а) королем б)князем в) царем
Когда обвенчался царь Салтан?
а) в тот же вечер б) через месяц в) через неделю
Как вы считаете похож ли царь Салтан на обычного царя? Что в его
поведении необычно? Какой у него характер?
9. Итог (рефлексия учебной деятельности)
Посмотрите на план урока. Все ли задания мы выполнили?
10.Оцените свою работу на уроке
а) на уроке я все понял, со всем справился
б) на уроке я понял не все, не смог выполнить все задания
в) на уроке многого не понял, не справился с заданиями
11.Домашнее задание: Продолжить чтение сказки стр.121130
Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов,
используя в работе словари.
12.Оценки учителя
За работу на уроке оценки получают:
Вы очень хорошо поработали, все молодцы!Задание 3 группе
Задание: найти строчки к подходящей сказке.
А
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грустьтоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздуриласьНе дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»
Б
В ноги он к старухе поклонился,
Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»
В
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Г
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»