Конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н. Толстой басня "Как мужик убрал камень" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тюгаева И.Б. 4кл. Задание РАЗМИНКА лит.чт. 20.10..docx

Задание «Разминка»
1 группа

Задание для 1 группы: найдите определение для литературного жанра: рассказ, сказка, басня.

Ба́сня, Ска́зка, Расска́з

-  стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале текста содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, люди вещи. В  ней высмеиваются пороки людей.

 

– это повествовательный эпический жанр небольшого по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

 

 

- один из жанров фольклора,  либо литературы, преимущественно прозаическое произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел, обычно со счастливым концом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Ба́сня

 

 

 

 

-  стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале текста содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, люди вещи. В  ней высмеиваются пороки людей.

 

 

Ба́сня 

 

 

Ска́зка

 

 

 

 

 

 

один из жанров фольклора,

либо литературы, преимущественно прозаическое произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел, обычно со счастливым концом.

 

 

 

Ска́зка

 

 

 

 

 

 

 

 

Расска́з

 

 

 

 

 

 

 

– это повествовательный эпический жанр небольшого по объёму произведения, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

 

 

 

         Расска́з

 

 

 

 

 

Задание «Разминка»
2  группа

Задание для 2-ой группы: определите по отрывкам текстов автора и название произведения. 

 

Автор: _______________________________

Название произведения: «________________________________________________________________»

 

      

       Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

 

 

 

Автор: _______________________________

Название произведения: «________________________________________________________________»

 

       

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

 

 

 

 

 

 

Автор: _______________________________

Название произведения: «________________________________________________________________»

 

       

      Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал. Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
    Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.
   Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя, хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание «Разминка»
3 группа

Задание для 3-ей группы: определите тип жанра: прозаический или стихотворный у рассказов, сказок и басен на примере предлагаемых литературных произведениях. (Сказки: М.Ю. Лермонотов «Ашик- Кериб»,  А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», Басни: А.И. Крылов «Стрекоза и муравей», Л.Н. Толстой  «Два товарища», рассказы: Н.А.  Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Л.Н. Толстой «Прыжок»).

 

Сказка М.Ю. Лермонтова
«Ашик- Кериб»
     Давно  тому  назад в городе Тифлизе (Тифлис, старинное название Тбилиси. -Ред.)  жил  один  богатый  турок. Много аллах дал ему золота, но дороже золота была  ему  единственная  дочь  Магуль-Мегери. Хороши  звезды на небеси, но зазвездами  живут  ангелы,  и они еще лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза.

      Был  также  в  Тифлизе  бедный Ашик-Кериб. Пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайка турецкая) и прославляя древних   витязей  Туркестана,  ходил  он  по  свадьбам  увеселять  богатых  и счастливых.

 

СКАЗКА
тип жанра:
прозаический или стихотворный

 


Тип жанра сказки:

 

___________________________

 

Сказка А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Елисей, не унывая,
         К ветру кинулся, взывая:
       «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
        Ты волнуешь сине море,
           Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
              Аль откажешь мне в ответе?
        Не видал ли где на свете
  Ты царевны молодой?
            Я жених ее». — «Постой, —
        Отвечает ветер буйный, —
           Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
               В той норе, во тьме печальной,
         Гроб качается хрустальный
     На цепях между столбов.
    Не видать ничьих следов
      Вкруг того пустого места;
        В том гробу твоя невеста».

СКАЗКА
тип жанра:
прозаический или стихотворный

 


Тип жанра сказки:

 

____________________________

 

 

 

 

 

Рассказ Л.Н. Толстой «Прыжок»
     

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
       В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

 

РАССКАЗ

 тип жанра:
 прозаический или стихотворный

 


Тип жанра сказки:

 

___________________________

 

Рассказ  Н. А. Некрасов  «Дедушка Мазай и зайцы»

   Тут я подъехал: лопочут ушами,
   Сами ни с места; я взял одного,
   Прочим скомандовал: прыгайте сами!
   Прыгнули зайцы мои, — ничего!
   Только уселась команда косая,
   Весь островочек пропал под водой:
 «То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
  Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»



РАССКАЗ

тип жанра:

прозаический или стихотворный

 


Тип жанра сказки:

 

____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Басня: А.И. Крылов «Стрекоза и муравей»     

Попрыгунья Стрекоза
       Лето красное пропела,
       Оглянуться не успела,
       Как зима катит в глаза.
       Помертвело чисто поле,
       Нет уж дней тех светлых боле,
       Как под каждым ей листком
       Был готов и стол и дом.

БАСНЯ
тип жанра:

 прозаический или стихотворный

 


Тип жанра сказки:

 

___________________________

 

Басня  Л.Н. Толстой «Два товарища»

  
   Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
    Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?»
   «А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».



БАСНЯ
тип жанра:
прозаический или стихотворный

 


Тип жанра сказки:

 

____________________________

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru