Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
31.03.2018
Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РАССКАЗЕ Н. НОСОВА «ЗАПЛАТКА» (фрагмент урока) Сегодня мы будем читать новый рассказ Н. Носова, ко¬торый называется «Заплатка». I. Прогнозирование содержания по заголовку - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (О том, как что-то порвалось и надо поставить зап¬латку.) II. Чтение учителем + прогнозирование развития сюже¬та (В ходе чтения учитель делает остановки, дети дума¬ют над тем, как дальше будут развиваться события.)
Паустовский К.Стальное колечко.doc
К. ПАУСТОВСКИЙ «СТАЛЬНОЕ КОЛЕЧКО».  ХАРАКТЕР ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ. СКАЗКА ИЛИ РАССКАЗ? С.Г. АЛЕКСЕЕВА, г. Зеленодолъск Природа учит нас понимать прекрасное.  Любовь к родной стране невозможна  без любви к ее родной природе. К. Паустовский Цели урока: ­ дать характеристику главной героини; ­ обсудить особенности жанра произведения.  Задачи урока: ­   воспитание   читателя,   умеющего   воспринимать   авторское   отношение   к изображаемому; ­ формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им; ­ учить детей работе с текстом большого объема; ­ воспитывать любовь к родине, близким людям, веру в торжество доброты, творящей чудеса. Оборудование:  учебник «Литературное чтение», 3 класс, портрет К. Паустовского, карточки;   колечко;   магнитные   буквы;   книги   К.   Паустовского;   репродукции   картин,   диск «Музыка для релаксации», рисунки детей. ХОД УРОК Организационный момент I. Учитель:  Часто   в   сказках   предмет   круглой   формы   является   путеводителем   для героев. Назовите такие предметы.  Дети: Яблоко, клубок, колечко. Учитель: Нетрудно догадаться, какой предмет выберем в путеводители по уроку мы. Да,   помочь   понять   главную   мысль   ­   идею   произведения,   задуматься   над   прочитанным произведением   Константина   Георгиевича   Паустовского   «Стальное   колечко»   нам   поможет КОЛЕЧКО. Кольцо не имеет начала и не имеет конца, поэтому издавна кольцо считается символом вечности. ­ Найдите описание колечка в тексте. ­ Прочитайте, о каких чудесных свойствах колечка рассказывает боец. ­ Куда же сейчас укажет путь наше КОЛЕЧКО? Работа над составлением портрета главной героини II. Учитель: Вспомним, из чего складывается портрет героя? Дети: Из внешнего вида героя, жестов, манеры двигаться. Открывается схема: ПОРТРЕТ (фигура, лицо, одежда, движения, жесты, манеры) +  ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ +  РЕЧЬ + АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА +  ОЦЕНКА ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ Учитель:  Постараемся   составить   точную   характеристику   Варюши.   Начните   с внешнего вида. Дети: Легкая, худенькая. Здесь написано «сдует поездом». ­ Синие глаза. Автор пишет «анютины глазки с косичками». ­ А еще «цветок­лепесток в валенках». Учитель: Какой художественный прием использует Паустовский? Дети: Олицетворение. ­   Я   не   согласна.   Олицетворяются   неодушевленные   предметы.   Думаю,   что   это метафора. ­ Думаю, что эти метафоры показывают, как автор относится к Варюше. ­ И называет он ее все время ласково ­ Варюша! Она добрая. Учитель: Что еще можете сказать о характере девочки?  Дети: Серьезная, так ее боец называет. (Зачитывает отрывок.) ­ Любознательная. Пошла посмотреть на поезда. Ее интересует окружающий мир. ­ Еще немножко любопытная. ­ Очень расстроилась, искала колечко, «пока пальцы не посинели», а «глазам от слез было колко и больно». ­ Воткнула еловую ветку в снег, чтобы найти колечко. Думаю, она ответственная. И сообразительная. ­ Заботливая ­ подает деду воду, пошла за махоркой по его просьбе. ­ Очень переживает за деда, винит себя: «Сосны завязли в снегу, и Варюша уже не могла отыскать в лесу то место, где уронила колечко. Все чаще она, спрятавшись за печкой, тихонько бранила себя... Она била себя кулаком по темени, наказывала себя». ­ Она очень любит деда ­ в первую очередь надела колечко на средний палец. Учитель: Дед ­ единственный близкий человек для Варюши, она дорожит им, боится потерять. Ведь судя по тому, что они живут вдвоем, ей уже приходилось терять близких. (Дети предполагали это при первичном чтении.) Какое же чудо произошло в жизни Варюши в тот момент, когда кольцо было на среднем пальце? Дети: Дед поправился, впервые за долгое время вышел из избы. Учитель:  Подумайте,   здесь   произошло  волшебство  или   у   этого   чуда   другое происхождение?  Дети: Я думаю, что это совпадение. ­ А я считаю, что дед поправился с приходом весны, весной все оживает. ­ Я согласен, могу доказать: «Вот ты, вертушка, выскочила из избы, позабыла дверь затворить, и продуло всю избу легким воздухом. И сразу болезнь меня отпустила». ­ Еще есть: «Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щелки, но все время посмеивались». ­ «Кузьма просыхал на весеннем солнышке». Учитель:  Да, в жизни Варюши действительно произошло чудо, но не волшебного, а природного   происхождения.   Дед   поправился   с   приходом   весны,   с   пробуждением   всех природных сил, с появлением солнышка. А вера Варюши в колечко укрепилась? Дети: Да, очень: «Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма». ­ «Весь день носила  Варюша колечко на среднем пальце, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь». Учитель: Хотелось бы вам Дружить с Варюшей?  Дети: Да, с ней интересно. ­ Она будет хорошей подружкой, не предаст.  Учитель:  Колечко   покатилось   дальше.   И   мы   вслед   за   ним   вместе   с   героями произведения оказались в весне. III. Весна в сказке К. Паустовского Учитель:  Весна ­ никого это время года не оставляет равнодушным. Посмотрите в «Картинной   галерее»   репродукции   весенних   пейзажей.   Константин   Паустовский   ­   автор, имеющий   большой   дар   изображения   природы   ­   мастерски   описывает   весну   в   «Стальном колечке». Найдите в тексте картины весны. (Дети находят описания весны, отмечают наиболее понравившиеся выражения. Нашли   олицетворения:   «Весна   шла   по   полям   как   молодая   хозяйка»,   «подснежники... кивали заре».) Учитель: Как героиня откликнулась на весну?  Дети: «Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками...». ­ «Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась». ­ «Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость ­ такая, что не охватишь руками, ­ зазвенела, запела у нее в сердце». ­ «Случилось второе чудо! Ведь еще с вечера девочка надела колечко на безымянный палец и ждала большущей радости». Учитель: Второе чудо ­ это продолжение первого или совсем другое чудо? Дети:  Я   думаю,   что   продолжение   первого,   так   как   большущую   радость   принесла весна, и дед поправился с приходом весны. Учитель: Ее душа освободилась от переживаний за деда и открылась для радости. Что можно добавить к характеру героини? Дети: Любит природу. Учитель: Да, она чуткая к ее проявлениям. Если человек глубоко чувствует природу, она представляется ему живой,  одухотворенной. По вашим рисункам видно, что вы тоже прочувствовали весну в Моховом! А наше колечко покатилось дальше и привело нас к весам! IV. Работа над жанровой принадлежностью текста Учитель: Посмотрим, что же лежит на чашах весов? (На доске рисунок: весы, на чашах которых написано: «сказка» и «рассказ».) К какому жанру относится «Стальное колечко»? Дети: Думаю, что это рассказ, так как все события реальные. ­ В сказках часто герои встречают незнакомца и получают от него какой­то подарок. Здесь Варюша тоже получает колечко от незнакомца. ­ Он колдун. Колдуны бывают в сказках. ­   Я   не   согласен.   Это   не   настоящий   колдун.   Его   товарищ   так   пошутил.   Солдат   не колдун, а обыкновенный веселый добрый парень. ­ Здесь говорящий воробей Сидор. Как в сказках. ­ Я думаю, что воробей здесь говорит, чирикая, а Варюша его понимает. ­ Наверное, это полурассказ, полусказка. Учитель:  Вы молодцы, нашли и признаки рассказа, и признаки сказки. Перед вами несколько сборников с произведениями Паустовского, в одних «Стальное колечко» относят к рассказам, в других к сказкам. И у нас с вами чаши весов остались в равновесии. Каждый смог доказать свою точку зрения. Колечко снова зовет нас в дорогу. V. Рассказ о родной стороне Учитель: Прочитайте слова Паустовского, написанные рядом с его портретом. (Дети читают эпиграф про себя, а затем хором.) Учитель: Как понимаете слова писателя? Дети:  Если человек любит природу, то он и родину любит. Если плохо относится к природе, значит, и родину свою не любит. ­ Мы учимся у природы. Учитель: Любит ли Варюша свою малую родину ­ деревушку Моховое? Дети: Да. «Варюша думала надеть перстенек на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но... ­ и не надела перстенек...». «Успею, ­ подумала она. ­ Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!» ­ Добавляем к характеру Варюши: любит родину.  Учитель:  Посмотрите, соединились  две карточки: любит природу ­ любит родину. Совсем   недавно   мы   учили   наизусть   стихотворение   Николая   Рыленкова   «Все   в   тающей дымке...». Какие строчки из него мы бы могли также использовать в качестве эпиграфа? Дети:  Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.  Учитель: Как называется глава, которую мы сейчас изучаем? Дети: «Родная сторона». Учитель: В какую еще главу учебника можно было бы поместить «Стальное колечко»? Дети: «Корни есть не только у дерева». Учитель:  Согласна с вами. Варюшины «корни» ­ это дедушка и Моховое. Что вы можете сказать о Варюшином дедушке? О его отношении к внучке? Дети: Дед Кузьма тоже понимает язык животных: «Дед Кузьма говорил, что волки от зависти к людям воют: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки: отогреть заледенелую косматую шкуру». Он не ругает волка, как во всех сказках. Он добрый, и Варюша добрая. ­ Он учит ее любить малую родину ­ Моховое.  Учитель: Молодцы, ребята! Колечко зовет нас дальше. VI.  Традиционная рубрика ­«Свободный микрофон» (Вводится   на   всех   уроках,   чтобы   дети   высказались   на   волнующую   или незатронутую тему. В помощь детям даются начальные фрагменты высказывания: «Я задумался над (о)...», «Я понял, что...», «Меня впечатлило...», «Я хотела бы научиться...» и т.д.) Дети: Мне очень понравилось описание весны. Я попробую написать стихотворение. ­ Я поняла, что нужно быть внимательной к окружающему миру. ­ Меня впечатлило выздоровление деда Кузьмы. ­ Мне запомнилось,  как Варюша переживала  из­за потери колечка, как искала  его, потому что верила в его волшебную силу. VII. Итог урока Учитель:  Весь урок наше колечко помогало нам в пути. А как помогло стальное колечко Варюше?  Дети: Научило верить в чудеса! Учитель: И видеть необычное в обычном. Колечко осталось у Варюши. Могут ли в ее жизни еще произойти чудеса? Дети: Да, у Варюши доброе сердце, она верит чудеса.  Учитель: Ее сердце открыто для чудес, потому что чудеса творят добро, вера, любовь и   надежда.   А  это   вечны   ценности,   и   кольцо   ­   символ   вечности.   Поэтому   предлагаю   вам подумать над продолжением истории. Примечание.  На   следующем   уроке   дети   зачитывали   свои   творческие   работы. Предлагаю некоторые работы или отрывки из них. Спустя год Варюша надела колечко на указательный палец, и повидали они с дедом Кузьмой многие города и страны. Вернулись они летом. Убрали избу, вымыли окна, сварили кашу. ­ Понравилось тебе, деда, наше путешествие? ­ Понравилось, ­ отозвался дед, ­ но в нашем Моховом лето ярче. Варюша была согласна с дедом. Лев Архиреев В деревне стояло жаркое лето. Варюша давно не носила свое колечко и решила надеть его на указательный палец. Надела и отправилась в лес за грибами. Под молодой осиной   нашла   золотой   гриб,   срезала   его   и   положила   в   корзину.   Вдруг   откуда   ни возьмись ­ лесной гном: «Дай мне золотой гриб, я тебе покажу город красивый!» Отдала Варюша   гриб,   и   пошли   они   прямой   дорогой.   Перед   ними   возник   город:   тропинки золотые, дома алые, заборы изумрудные, деревья кристальные. От радости Варюша засмеялась и захлопала в ладоши. Она увидела город своей мечты. Влада Ларионова

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Паустовский "Стальное колечко"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018