Конспект урока по литературному чтению на тему "Времена года в стихотворениях поэтов" (3 класс)

  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения был построен на повторении изученного материала в 3 классе. Дети вспоминали и искали художественные средства языка в стихотворениях поэтов о временах года. Дополнительно к занятию, ученики вместе с родителями готовили свои небольшие проекты, которые продемонстрировали на уроке.Конспект урока по литературному чтению в 3 классе, учителя начальных классов Бауль Анны Валерьевна
Иконка файла материала Бауль А.В. МБОУ Гимназия №1 Открытый урок, 2018.doc
Технологическая карта урока ОУ: МБОУ «Гимназия №1», г. Новосибирск, 2018. ФИО учителя: Бауль Анна Валерьевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории. Предмет: литературное чтение УМК: «Школа России», (Литературное чтение: учебник для 3 класса, четырёхл. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1/ В.Г.Горецкий,  Л.Ф. Климанова.: Просвещение, 2007) Класс: 3 Тема: «Времена года в стихотворениях поэтов. (Раздел «Поэтическая тетрадь №2») Тип урока: урок обобщения, закрепление изученных знаний Цель   урока:  обобщить   знания   детей   о  художественных   средствах   языка,  используя   стихотворения   поэтов, посвященных временам года  Задачи урока:  закреплять умение определять в произведениях художественные средства языка (эпитеты, олицетворения, сравнения);    закреплять знания о поэтах и их произведениях, посвященных временам года;  совершенствовать умение выразительно читать стихотворения;          Технологии на уроке: Бауль А.В. МБОУ «Гимназия №1» 1  Информационно­коммуникативная технология Формы организации познавательной деятельности:  групповая  фронтальная Методы: беседа, самостоятельная работа, самопроверка, взаимопроверка, проектная деятельность Средства: речь, персональный компьютер, справочная литература, учебник Здоровьесбережение на уроке:  проветривание класса     температурный режим (t +18 до +22) правильная посадка (мебель соответствует возрасту детей) смена деятельности положительный психологический настрой Предполагаемый результат:  дети закрепят умение находить художественные средства языка, знания о поэтах и их произведениях   речетворчество детей (сочинение собственных стихов о временах года, природных явлениях) оценят свою работу на уроке 2 Бауль А.В. МБОУ «Гимназия №1»Имя урока: «Путешествие в Литературную Страну. Уголок поэзии». Ход урока Организационный этап (мотивация познавательной деятельности). I. ­ Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас необычный урок литературного чтения. А какой, мы сейчас узнаем. У меня в руках картинки с загадками, я попрошу вас их отгадать! (загадки о временах года, картинки крепятся на доску) Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: Кто скажет, кто знает, Я соткано из зноя, несу тепло  Когда это бывает? (летом) Зазвенели ручьи, прилетели грачи. с собою, Я реки согреваю, "купайтесь!" ­  В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это  приглашаю. И любите за это вы все меня, я ...  В спячку впал в бору медведь. бывает? (весной) (лето) 3 Бауль А.В. МБОУ «Гимназия №1»Утром мы во двор идём ­ Под ногами шелестят Листья сыплются дождём, И летят, летят, летят... (осень) Бауль А.В. МБОУ «Гимназия №1» 4II планирования и целеполагания (определить цели урока, поставить задачи). ­ О чём были эти загадки? (о временах года).  Мы с вами уже говорили о временах года? (да, когда знакомились со стихотворениями). —   Значит,   сегодня   мы   будем   закреплять   полученные   знания   о   художественных   средствах,   о   поэтах   их стихотворениях, выразительно читать стихотворения.    ­ Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся? (Предположения детей). ­   Да,  путешествие   наше   будет   в  поэтический   уголок  Литературной   страны.  В  пути   нам   пригодятся   знания, смекалка, сообразительность, внимание, память, а также    взаимовыручка.  Усаживайтесь поудобнее. Отправляемся в путь! III этап повторения полученных знаний.   1. Остановка "Разминка".   Ребята, что авторы используют в своих стихотворениях, что может передавать настроение, красоту? (художественные средства языка). Вот, давайте попробуем найти их в стихотворениях. ­   Вспомним,   что   такое   сравнение?   (слова,   выражения,   содержащие   уподобление   одного   предмета   другому, приведите примеры); ­ Что такое олицетворение? (воплощение каких­либо черт, свойств живых существ в неживом, примеры) ­ Эпитеты? (образное художественное определение, примеры) ­ Молодцы! (получают жетоны)2. Остановка " Угадай­ка!" (презентация) —   Вот   мы   оказались   в   Поэтическом   уголке,   и   первая   остановка   называется   "Угадай­ка!"   ­   на   доске прикрепляется карточка с названием остановки. (Дети угадывают, какому поэту принадлежат строки из стихотворений, за каждый правильный ответ получают жетон). ­ Кому принадлежат строки? 1. Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они...  ­ И. Бунин. «Полевые цветы» (портрет, чтение отрывка детьми) 2. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни...  ­ Н.А. Некрасов (портрет, чтение отрывка детьми) 3. Родилась на воле, залила луга, Затопила поле, стёрла берега. ­ К.Д. Бальмонт (портрет, чтение отрывка детьми) 4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога...­ И.А. Бунин (чтение отрывка детьми) 3. Остановка «Стихотворная речь» Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым  образом ­ в столбик. Является ли это произведение стихотворением?  Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт и сам про себя удалую.  Хвастливую песню поёт.   (Идёт обсуждение.) Есть рифма: большую — удалую, бьёт — поёт. Есть ритм, стихи ритмичны. Описание выразительное в стихотворении. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью. 4. Физкультминутка (проводит ученик) Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, Их всех лучики согрели.Чудеса у всех на свете: Стали маленькими дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. V. Этап закрепления знаний (работа в группе, взаимопроверка). 5. Остановка "Восстанови стихотворение" Попробуйте восстановить текст стихотворения Ивана Бунина: (материал раздается на карточках, учащиеся выполняют задание группой) «Сегодня целый день играет В траве последний...(мотылёк) И, точно белый...(лепесток) На паутине...(замирает) Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло...(кругом)» ­   Молодцы!   (за   все   правильные   ответы   ребята   получают   жетоны,   по   которым   в  конце   урока   определяются победители). V. Этап создания проекта и его презентация (проектная деятельность, совместная работа с родителями).­ Ребята, вы сами пробовали дома писать стихи, давайте посмотрим, что у вас получилось? (чтение стихов). Здорово, умнички! Еще на протяжении нескольких занятий, вы с родителями создавали свои маленькие проекты: искали стихи, пословицы, поговорки, картинки о временах года и, собрав материал, изготовили книжки­малышки. Я сейчас попрошу вас представить нам свою работу. (Презентация книг) ­   Ребята,   а   скажите,   кому   мы   еще   можем   презентовать   наш   проект?   Кто   еще   только   учится   читать? (первоклассники) ­ На следующем уроке мы с вами пойдем в гости к первому классу, вы расскажите о своих книжечках, поделитесь своим опытом, может кто­то из вас подарит свою книгу первокласснику! VI. Этап информации учащихся о домашнем задании. Рефлексия. — Вот наше путешествие подходит к концу, но мы не прощаемся с литературной страной, нам предстоит еще многое узнать! Сейчас возвращаемся домой, в наш класс. Все ли мы успели сегодня на уроке? План мы выполнили? (возвращаемся к плану). Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? ­ Я вас попрошу оценить свою работу на сегодняшнем уроке, заполните, пожалуйста, таблицу: что я знаю, что я умею, что я могу узнать… ­ А  как вы думаете, природу, времена года можно описать только стихами? (нет, художники рисуют картины, композиторы пишут музыку).— Вот вы побывали в роли поэтов, попробовали писать стихи и у вас здорово получилось. Я вам предлагаю еще раз попробовать себя в творчестве. Сочините сказку от имени волшебного дерева в определенное время года или сделайте презентацию о художниках, композиторах, которые свои произведения посвящали временам года. ­ Спасибо за урок! Ребята сегодня молодцы, без вас не получилось бы интересного путешествия.