Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РАССКАЗЕ Н. НОСОВА «ЗАПЛАТКА» (фрагмент урока) Сегодня мы будем читать новый рассказ Н. Носова, ко¬торый называется «Заплатка». I. Прогнозирование содержания по заголовку - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (О том, как что-то порвалось и надо поставить зап¬латку.) II. Чтение учителем + прогнозирование развития сюже¬та (В ходе чтения учитель делает остановки, дети дума¬ют над тем, как дальше будут развиваться события.)
Иконка файла материала Тувим. Ю. Овощи.doc
В.К. ПЕРЕПРОСОВА, г. Саратов СВЯЗЬ АВТОРСКОЙ ПОЭЗИИ С ФОЛЬКЛОРОМ (по стихотворению Ю. Тувима «Овощи») Цели: ­ показать, что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров (в данном случае ­ считалки и сказки); ­ развивать разнообразные речевые навыки.  Задачи: 1.   Обнаружить   в   стихах   Ю.   Тувима   «Овощи»   связь   с   композиционными   как   считалка   (последовательное закономерностями   таких   фольклорных   жанров, перечисление) и сказка (троекратный повтор). 2. Показать значимость вопросительных и восклицательных знаков в стихотворении для создания эмоциональной и живой атмосферы. 3.   Формировать   умение   осмысленного   и   выразительного   чтения,   первичные исследовательские навыки. 4. Развивать навыки сравнения жанров литературы и фольклора. 5. Развивать творческие способности; воспитывать внимательное отношение к слову Оборудование: 1. Учебник для 2 класса. Часть 2. 2. Карточки. 3. Портреты Ю. Тувима и С. Михалкова. 4. Фонограмма песни «Овощи». Сл. Ю. Тувима. (Исполняет детский хор.) ХОД УРОКА I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся На доске слова на карточках: за одного будет все за всех успех тогда и в деле один Учитель: Прочитайте слова на доске. Составьте из них предложение. Ученики   составляют   предложение,   предлагая   свои   варианты.   В   итоге должно получиться так: «Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех». Учитель:  Прочитайте   предложение   и   объясните   его   смысл.   Может   ли   оно   стать девизом урока, почему? Дети: Я считаю, что смысл этого предложения заключается в том, чтобы помогать каждому всем вместе, а один помогает всем, тогда добьемся поставленной цели. ­ Я думаю, что оно может стать девизом нашего урока. На уроке все вместе помогают тому,   кто   затрудняется,   а   тот,   кто   знает,   делится   своими   знаниями   со   всеми   учениками класса. II. Постановка цели и задач урока. Актуализация знанийРабота в парах. 1. На столах у детей карточки с названием литературных жанров. Карточка № 1  Стихи загадка потешка  рассказ сказка считалка  скороговорка пословица  поговорка авторские жанры  фольклорные жанры Учитель: Какую работу вы можете предложить по данной карточке? Дети (посовещавшись): Разделить жанры на фольклорные и авторские. Дети соотносят виды и жанры и соответственно располагают карточки в два столбика. У доски параллельно работают два ученика. Проверка работы. 2. Дети   предлагают   свои   варианты,   ведется   коллективное   обсуждение,   в   результате которого вырабатывается следующий эталон ответа. Авторские жанры: стихи рассказ сказка (?) загадка (?) Фольклорные жанры: потешка              считалка пословица          сказка (?) поговорка           загадка (?) скороговоркаПри   выполнении   этого   задания   создалась   коллизия:   к   каким   видам художественной литературы отнести жанры «сказка» и «загадка»? Учитель: Возникла проблема. Как ее будем решать? Дети: Надо вспомнить все, что мы знаем о сказках и загадках, как жанрах. В результате совместного поиска правильного ответа ученики пришли к выводу о том, что эти жанры являются и авторскими, и фольклорными. На столах у детей карточки с текстами считалки, сказки, скороговорки. Карточка № 2 1.  За морями, За горами, За железными столбами, На пригорке теремок,  На дверях висит замок.  Ты за ключиком иди  И замочек отомкни. 2. Маленькая болтунья Молоко болтала, Да не выболтала. 3. Жили себе дед да баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил­бил, не разбил. Баба била­била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь баба! — я снесу вам яичко другое, не золотое — а простое». Учитель:  Я   предлагаю   прочитать   тексты   на   карточке   №   2.  (Дети   читают.) Вопросы после чтения: Учитель: Данные тексты литературные или фольклорные? (Фольклорные.) Учитель: Как, по­вашему, к каким жанрам относятся прочитанные вами тексты? (Считалка, сказка, скороговорка.) ­ Какую особенность вы можете отметить у считалки? (Перечисление, ритм.) ­ Что вы можете сказать об особенностях сказки?  (Традиционное начало сказки, традиционные герои. Все золотое в сказке ­ особенное, волшебное.) ­   Предположите,   могут   ли   авторы   в   своих   произведениях   использовать   законы фольклора? (Мнения детей разделились.) Учитель: Проведем исследование, которое поможет убедиться в правильности или неправильности нашего предположения. Прежде немного отдохнем. (Физкультминутка). III. Открытие новых знаний  Работа по учебнику. Учитель:  Откройте   учебники   на   стр.   34.   Прочитайте   название   произведения Юлиана Тувима, которое нам предстоит исследовать. («Овощи») ­   Прежде   чем   перейти   к   объекту   исследования,   прочитаем   напутствие   авторов учебника. Дети читают: «Мы с тобой, исследователь, уже художники поиска, собаку съели на этом. Если твой вкус к исследованию не угас, то ­ полный вперед!» Вопросы после чтения: Учитель:  Какие   фразеологические   сочетания   вам   встретились?  (Собаку   съели, полный вперед.)­ Как вы их понимаете? Дети:  Первое   означает,   что   нам   знакома   эта   работа,   есть   опыт   такой   работы. Второе ­ надо быстро двигаться дальше, продолжать дело. Учитель:  На   какое   еще   словосочетание   вы   обратили   внимание?   Назовите   и объясните. Дети: Вкус к исследованию. ­ Это интерес к исследованию. ­ Желание работать. ­ Увлеченность в работе. 1. Чтение произведения учителем. (По рекомендации авторов учебника.) 2.   и   первичное Восприятие   осознание   нового   матери­ ала. Учитель:  Что   необычного   вы   отметили,   увидели,   услышали   в   этом   простом стихотворении? (Дети высказывают свои первые впечатления о стихотворении.) Анализ стихотворения. 3. Учитель:  Ребята,   как   вы   считаете,   чтобы   ответить   на   вопрос,   использовал   ли Тувим   в   своем   стихотворении   законы   фольклора,   вам   необходимо   еще   раз   прочитать стихотворение? (Да.) ­ Прочитайте стихотворение с этой целью. (Дети читают вполголоса.) Беседа по прочитанному. Учитель: Что интересного вы отметили? Дети:  Повторы,   перечисления.  (Дети   читают   повторы   и   перечисления, встречающиеся в тексте.) Учитель: С какой целью автор повторяет слова «кипели, кипели»? (Указывает на длительность процесса.) ­ Укажите фольклорные жанры, особенности которых использовал Юлиан Тувим. Дети: Тувим использовал особенности сказки ­ троекратный повтор и считалки ­ перечисление. Учитель: К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования? Дети: Авторы в своих произведениях используют законы фольклора. Учитель: У кого возникло желание перечитать еще раз это стихотворение? (Все дети поднимают руки.) Учитель: Почему? Дети: Читать легко и интересно. ­ Стихотворение ритмичное. Учитель:  Проведем   еще   одно   маленькое   исследование.   С   какой   целью   автор использовал  вопросительные  и восклицательные  знаки? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю работу в парах. Один   ученик   в   паре   читает   выразительно,   интонационно   соблюдая вопросительные и восклицательные знаки. Второй ­ без вопросительных и восклицательных знаков. (Вопрос № 3. Учебник на стр. 35.) Учитель: Сравните чтение, посоветуйтесь, сделайте вывод. Дети: Текст читается интереснее со знаками. ­ Знаки показывают настроение. ­ Чувствуется, что все герои живые. Учитель:  Вы   все   правы.   Восклицательные   и   вопросительные   знаки   помогают автору выразить эмоции и чувства, создать настроение и живую атмосферу произведения. IV. Творческая работа. Создание диафильма 1. Подготовительный этап. Учитель: Я предлагаю вам создать диафильм по стихотворению Юлиана Тувима.Как вы считаете, сколько кадров будет содержать наш диафильм? Дети: Четыре. Учитель: Другие предложения есть? (У детей не было других предложений.) ­ Что изобразите на первом кадре? (Хозяйка принесла овощи домой.) ­ Что изобразите на втором кадре? (Спор овощей.) ­ Что изобразите на третьем кадре? (Хозяйка режет овощи.) ­ Что изобразите на четвертом кадре? (Овощи кипят в горшке.) ­ Какая строка осталась не отражена в кадре?  Дети: «И суп овощной оказался не плох». 2. один кадр.) Работа   в   малых   группах  (Каждая   группа   создает Учитель: Приступаем к созданию диафильма. 3. Проверка работы. Ученики размещают рисунки на ленте диафильма в соответствии с содержанием текста. Озвучивание диафильма. 4. Учитель:  Я предлагаю вам озвучить диафильм, сочинив мелодию на свой кадр. Обратите внимание на роль междометия «Ох!» и постарайтесь передать это интонационно.(Дети предлагают свои варианты.) ­   Молодцы!   Все   удачно   подобрали   мелодию   с   учетом   выразительных   средств музыки. Как вы считаете, что выражают восклицательные знаки после междометия «Ох!» каждый раз? Дети: Усталость хозяйки. ­ Накаленность атмосферы спора овощей. ­ Горький вздох всех овощей из­за того, что их режут. ­ Общий вздох овощей, что их варят. Учитель:  Все,   кто   сочинил   мелодию   на   эти   стихи,   могут   сравнить   свой композиторский опыт с песней «Овощи» в исполнении детского хора: (Слушание песни.) V. Информация о домашнем задании Учитель: Какое домашнее задание вы бы определили для себя? Дети: Сочинить сказку об овощах. ­ Сочинить считалку об овощах. ­ Выразительное чтение произведения. ­ Выучить стихотворение. Учитель: Выберите то задание, которое вам нравится. VI. Рефлексия Учитель: Кто из вас очень устал на уроке? (Таких нет.) ­ У кого из вас улучшилось настроение? (У большинства.) ­ Почему улучшилось настроение? Дети: Мы сами разгадали еще одну тайну литературы.  Учитель: Какую тайну вы разгадали?  Дети:  Авторы   в   своих   произведениях   используют   особенности   фольклорных жанров. Учитель: Спасибо за хорошую работу! 6

Посмотрите также