Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
31.03.2018
Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РАССКАЗЕ Н. НОСОВА «ЗАПЛАТКА» (фрагмент урока) Сегодня мы будем читать новый рассказ Н. Носова, ко¬торый называется «Заплатка». I. Прогнозирование содержания по заголовку - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (О том, как что-то порвалось и надо поставить зап¬латку.) II. Чтение учителем + прогнозирование развития сюже¬та (В ходе чтения учитель делает остановки, дети дума¬ют над тем, как дальше будут развиваться события.)
Тувим. Ю. Овощи.doc
В.К. ПЕРЕПРОСОВА, г. Саратов СВЯЗЬ АВТОРСКОЙ ПОЭЗИИ С ФОЛЬКЛОРОМ (по стихотворению Ю. Тувима «Овощи») Цели: ­ показать, что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров (в данном случае ­ считалки и сказки); ­ развивать разнообразные речевые навыки.  Задачи: 1.   Обнаружить   в   стихах   Ю.   Тувима   «Овощи»   связь   с   композиционными   как   считалка   (последовательное закономерностями   таких   фольклорных   жанров, перечисление) и сказка (троекратный повтор). 2. Показать значимость вопросительных и восклицательных знаков в стихотворении для создания эмоциональной и живой атмосферы. 3.   Формировать   умение   осмысленного   и   выразительного   чтения,   первичные исследовательские навыки. 4. Развивать навыки сравнения жанров литературы и фольклора. 5. Развивать творческие способности; воспитывать внимательное отношение к слову Оборудование: 1. Учебник для 2 класса. Часть 2. 2. Карточки. 3. Портреты Ю. Тувима и С. Михалкова. 4. Фонограмма песни «Овощи». Сл. Ю. Тувима. (Исполняет детский хор.) ХОД УРОКА I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся На доске слова на карточках: за одного будет все за всех успех тогда и в деле один Учитель: Прочитайте слова на доске. Составьте из них предложение. Ученики   составляют   предложение,   предлагая   свои   варианты.   В   итоге должно получиться так: «Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех». Учитель:  Прочитайте   предложение   и   объясните   его   смысл.   Может   ли   оно   стать девизом урока, почему? Дети: Я считаю, что смысл этого предложения заключается в том, чтобы помогать каждому всем вместе, а один помогает всем, тогда добьемся поставленной цели. ­ Я думаю, что оно может стать девизом нашего урока. На уроке все вместе помогают тому,   кто   затрудняется,   а   тот,   кто   знает,   делится   своими   знаниями   со   всеми   учениками класса. II. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний Работа в парах. 1. На столах у детей карточки с названием литературных жанров. Карточка № 1  Стихи загадка потешка  рассказ сказка считалка  скороговорка пословица  поговорка авторские жанры  фольклорные жанры Учитель: Какую работу вы можете предложить по данной карточке? Дети (посовещавшись): Разделить жанры на фольклорные и авторские. Дети соотносят виды и жанры и соответственно располагают карточки в два столбика. У доски параллельно работают два ученика. Проверка работы. 2. Дети   предлагают   свои   варианты,   ведется   коллективное   обсуждение,   в   результате которого вырабатывается следующий эталон ответа. Авторские жанры: стихи рассказ сказка (?) загадка (?) Фольклорные жанры: потешка              считалка пословица          сказка (?) поговорка           загадка (?) скороговорка При   выполнении   этого   задания   создалась   коллизия:   к   каким   видам художественной литературы отнести жанры «сказка» и «загадка»? Учитель: Возникла проблема. Как ее будем решать? Дети: Надо вспомнить все, что мы знаем о сказках и загадках, как жанрах. В результате совместного поиска правильного ответа ученики пришли к выводу о том, что эти жанры являются и авторскими, и фольклорными. На столах у детей карточки с текстами считалки, сказки, скороговорки. Карточка № 2 1.  За морями, За горами, За железными столбами, На пригорке теремок,  На дверях висит замок.  Ты за ключиком иди  И замочек отомкни. 2. Маленькая болтунья Молоко болтала, Да не выболтала. 3. Жили себе дед да баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил­бил, не разбил. Баба била­била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь баба! — я снесу вам яичко другое, не золотое — а простое». Учитель:  Я   предлагаю   прочитать   тексты   на   карточке   №   2.  (Дети   читают.) Вопросы после чтения: Учитель: Данные тексты литературные или фольклорные? (Фольклорные.) Учитель: Как, по­вашему, к каким жанрам относятся прочитанные вами тексты? (Считалка, сказка, скороговорка.) ­ Какую особенность вы можете отметить у считалки? (Перечисление, ритм.) ­ Что вы можете сказать об особенностях сказки?  (Традиционное начало сказки, традиционные герои. Все золотое в сказке ­ особенное, волшебное.) ­   Предположите,   могут   ли   авторы   в   своих   произведениях   использовать   законы фольклора? (Мнения детей разделились.) Учитель: Проведем исследование, которое поможет убедиться в правильности или неправильности нашего предположения. Прежде немного отдохнем. (Физкультминутка). III. Открытие новых знаний  Работа по учебнику. Учитель:  Откройте   учебники   на   стр.   34.   Прочитайте   название   произведения Юлиана Тувима, которое нам предстоит исследовать. («Овощи») ­   Прежде   чем   перейти   к   объекту   исследования,   прочитаем   напутствие   авторов учебника. Дети читают: «Мы с тобой, исследователь, уже художники поиска, собаку съели на этом. Если твой вкус к исследованию не угас, то ­ полный вперед!» Вопросы после чтения: Учитель:  Какие   фразеологические   сочетания   вам   встретились?  (Собаку   съели, полный вперед.) ­ Как вы их понимаете? Дети:  Первое   означает,   что   нам   знакома   эта   работа,   есть   опыт   такой   работы. Второе ­ надо быстро двигаться дальше, продолжать дело. Учитель:  На   какое   еще   словосочетание   вы   обратили   внимание?   Назовите   и объясните. Дети: Вкус к исследованию. ­ Это интерес к исследованию. ­ Желание работать. ­ Увлеченность в работе. 1. Чтение произведения учителем. (По рекомендации авторов учебника.) 2.   и   первичное Восприятие   осознание   нового   матери­ ала. Учитель:  Что   необычного   вы   отметили,   увидели,   услышали   в   этом   простом стихотворении? (Дети высказывают свои первые впечатления о стихотворении.) Анализ стихотворения. 3. Учитель:  Ребята,   как   вы   считаете,   чтобы   ответить   на   вопрос,   использовал   ли Тувим   в   своем   стихотворении   законы   фольклора,   вам   необходимо   еще   раз   прочитать стихотворение? (Да.) ­ Прочитайте стихотворение с этой целью. (Дети читают вполголоса.) Беседа по прочитанному. Учитель: Что интересного вы отметили? Дети:  Повторы,   перечисления.  (Дети   читают   повторы   и   перечисления, встречающиеся в тексте.) Учитель: С какой целью автор повторяет слова «кипели, кипели»? (Указывает на длительность процесса.) ­ Укажите фольклорные жанры, особенности которых использовал Юлиан Тувим. Дети: Тувим использовал особенности сказки ­ троекратный повтор и считалки ­ перечисление. Учитель: К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования? Дети: Авторы в своих произведениях используют законы фольклора. Учитель: У кого возникло желание перечитать еще раз это стихотворение? (Все дети поднимают руки.) Учитель: Почему? Дети: Читать легко и интересно. ­ Стихотворение ритмичное. Учитель:  Проведем   еще   одно   маленькое   исследование.   С   какой   целью   автор использовал  вопросительные  и восклицательные  знаки? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю работу в парах. Один   ученик   в   паре   читает   выразительно,   интонационно   соблюдая вопросительные и восклицательные знаки. Второй ­ без вопросительных и восклицательных знаков. (Вопрос № 3. Учебник на стр. 35.) Учитель: Сравните чтение, посоветуйтесь, сделайте вывод. Дети: Текст читается интереснее со знаками. ­ Знаки показывают настроение. ­ Чувствуется, что все герои живые. Учитель:  Вы   все   правы.   Восклицательные   и   вопросительные   знаки   помогают автору выразить эмоции и чувства, создать настроение и живую атмосферу произведения. IV. Творческая работа. Создание диафильма 1. Подготовительный этап. Учитель: Я предлагаю вам создать диафильм по стихотворению Юлиана Тувима. Как вы считаете, сколько кадров будет содержать наш диафильм? Дети: Четыре. Учитель: Другие предложения есть? (У детей не было других предложений.) ­ Что изобразите на первом кадре? (Хозяйка принесла овощи домой.) ­ Что изобразите на втором кадре? (Спор овощей.) ­ Что изобразите на третьем кадре? (Хозяйка режет овощи.) ­ Что изобразите на четвертом кадре? (Овощи кипят в горшке.) ­ Какая строка осталась не отражена в кадре?  Дети: «И суп овощной оказался не плох». 2. один кадр.) Работа   в   малых   группах  (Каждая   группа   создает Учитель: Приступаем к созданию диафильма. 3. Проверка работы. Ученики размещают рисунки на ленте диафильма в соответствии с содержанием текста. Озвучивание диафильма. 4. Учитель:  Я предлагаю вам озвучить диафильм, сочинив мелодию на свой кадр. Обратите внимание на роль междометия «Ох!» и постарайтесь передать это интонационно. (Дети предлагают свои варианты.) ­   Молодцы!   Все   удачно   подобрали   мелодию   с   учетом   выразительных   средств музыки. Как вы считаете, что выражают восклицательные знаки после междометия «Ох!» каждый раз? Дети: Усталость хозяйки. ­ Накаленность атмосферы спора овощей. ­ Горький вздох всех овощей из­за того, что их режут. ­ Общий вздох овощей, что их варят. Учитель:  Все,   кто   сочинил   мелодию   на   эти   стихи,   могут   сравнить   свой композиторский опыт с песней «Овощи» в исполнении детского хора: (Слушание песни.) V. Информация о домашнем задании Учитель: Какое домашнее задание вы бы определили для себя? Дети: Сочинить сказку об овощах. ­ Сочинить считалку об овощах. ­ Выразительное чтение произведения. ­ Выучить стихотворение. Учитель: Выберите то задание, которое вам нравится. VI. Рефлексия Учитель: Кто из вас очень устал на уроке? (Таких нет.) ­ У кого из вас улучшилось настроение? (У большинства.) ­ Почему улучшилось настроение? Дети: Мы сами разгадали еще одну тайну литературы.  Учитель: Какую тайну вы разгадали?  Дети:  Авторы   в   своих   произведениях   используют   особенности   фольклорных жанров. Учитель: Спасибо за хорошую работу! 6

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю.Тувим "Овощи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018