Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
26.05.2017
Данный урок разработан на основе деятельностного метода обучения. В ходе урока прослеживаются все этапа этого метода: самоопределение к деятельности, актуализация знаний,постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой, включение новых знаний в систему знаний и повторение, рефлексия. На уроке используется работа в паре и творческая работа в группах, национально - региональный компонент.Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Литературное чтение . Русские народные загадки. 2 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское»
Литературное чтение
Тема: «Русские народные загадки»
2 класс
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1
пгт. Тымовское
Ефимова
Светлана Викторовна
0 Тема: «Русские народные загадки».
Цели: 1. Учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и
доказывать правильность отгадки; познакомить с видами загадок.
2. Развивать навыки анализа, умения делать выводы.
3. Воспитывать любовь к русской словесности, народному
творчеству.
Ход:
I.
Самоопределение к деятельности.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Актуализация знаний.
Д/з. Рассказать свою сказку.
II.
Ответить на вопрос: «Чему учит моя сказка?»
Работа в паре
Нужны ли людям сказки?
Сколько же в нашем классе мнений?
Чему учат сказки?
( Предполагаемые ответы: Они учат, воспитывают, помогают жить.)
III. Постановка проблемы.
Откройте учебники стр. 43.
1 Обучающиеся читают эстафетой до слов «Мы опять будем
играть?»
Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( Загадки.)
Кто пишет эти загадки? ( Народ.)
А если автор народ, то как они называются? (Народные.)
Слайд 2
Давайте подумаем, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Наши цели: Слайд 3
учиться читать загадки;
учиться отгадывать загадки;
учиться составлять загадки.
IV. Открытие нового знания.
Как вы думаете, что такое загадка?
Значение из толкового словаря. Слайд 4
Загадка – это жанр устного народного творчества; это краткое
описание явления или предмета, часто в поэтической форме,
заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или
предполагаемого вопроса.
Давайте представим себе глубокую древность. Людям многое
было неизвестно. Они не могли ещё знать отчего светит солнце,
отчего бывает день и ночь, лето и зима, отчего гремит гром,
сверкает молния. Люди пытались ответить на эти вопросы.
Старались неизвестные явления истолковать, объяснить по – своему.
Эти знания люди старались не потерять, передать свою мудрость
детям и внукам. Но как? И люди придумали маленькие устные
произведения. Очень короткие, состоящие из 1 – 2 предложения.
Загадки учили думать, узнавать предметы из окружающей жизни.
2 Умение отгадывать загадки в древности могло сыграть в жизни
отгадчика важную роль:
обречённый на казнь иногда получал жизнь под условием
разгадать загадку;
в сказках нередко добрый молодец может жениться на
царевне, если разрешит заданную царём загадку.
V.
Первичное закрепление.
Отгадайте загадку. Слайд 5
( Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. ) ( Сова. )
Почему вы думаете, что это сова? ( Днём спит. )
Но днём спят многие хищники? ( Ночью летает. )
Летучая мышь тоже ночью летает. Может это летучая мышь?
( Прохожих пугает. )
А как? ( Ухает. ) Слайд 6
Почему вам удалось отгадать загадку? ( Выделили все признаки. )
А можно по одному признаку? ( Нет. )
Какие знания применили, чтобы отгадать загадку?
( Окружающего мира.)
Это загадка описательного характера.
На стр. 44 учебника найдите и прочитайте загадку описательного
характера.
Бывают загадки – вопросы. Вы с ними уже встречались. Вспомните
где?
( В сказках «Мудрая девушка», «Мудрая дева». )
Прочитайте на стр. 45 загадки такого типа.
Бывают загадки – задачи. Где мы встречаемся с ними? ( На уроке
математики.)
VI. Физминутка. Слайды 7 – 14
3 Кто махал флажком? ( мышонок )
НРК
Наша область островная, в её пределах проживает коренное
население. Может быть, вы знаете, как оно называется?
Да, это нифхи.
У них тоже есть творчество. Чтобы отгадать загадки, надо знать
их быт, традиции, культуру.
Попробуйте отгадать нивхские загадки: Слайд 15
Два братца живут в одном доме, а никогда н видятся.
( Глаза. )
Четыре девушки одним платком покрыты.
( Стол. )
На большой шапке ночью пуговицы вырастают.
( Небо и звёзды. )
Что помогло вам в отгадывании загадок?
( Выделить все свойства и признаки предмета. )
А чтобы придумать загадку? ( Надо решить о чём или о ком
будет загадка, т.е. придумать отгадку и выделить свойства и
признаки. )
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Чтение авторского текста на стр. 46.
Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку?
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
А сейчас давайте сами попробуем составить загадку.
По какому алгоритму мы будем составлять?
4 Слайд 16
1. Кто это? Что это?
2. На что похож предмет?
3. Что он может делать?
На доске картинка с изображением петуха. Дети предлагают
выражения, содержащие признаки или свойства данного предмета.
На основе этого коллективно составляют загадку.
Творческая работа в группах.
Я раздам для работы в группах иллюстрации предметов.
Рассмотрите предмет.
Выделите его свойства, признаки.
Составьте текст загадки с опорой на алгоритм.
( Учитель рассаживает обучающихся в группы по 5 человек,
организовывает работу. Ученикам раздаются иллюстрации: свинья,
корова, кошка, собака, лиса. )
Работа в группах.
Расскажите, какой текст вы составили? Пусть ребята
попробуют отгадать загадку. А вы затем покажите иллюстрацию
отгадки.
Выступление представителя от группы.
А у народа сложились такие загадки про этих животных.
( Обучающиеся зачитывают загадки.)
1. На сене лежит, сама ни ест и другим не даёт. ( Собака)
2. Часто умывается, а полотенцем не утирается. ( Кошка )
3. Середи двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла.(Корова )
4. Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрище. ( Лиса )
5. Кто имеет пятачок не зажатый в кулачок? На ногах его
копытца, ест и пьёт он из корытца. ( Свинья )
5 6. Пятак есть, а ничего не купит. ( Свинья )
7. Не часы, а время сказывает. ( Петух )
8. Из белого камня родится, весь свет будит. ( Петух )
IX. Рефлексия. Слайд 17
Зачем люди загадывают загадки?
Что нужно уметь, чтобы легко разгадывать загадки?
( Наблюдать, выделять признаки, свойства. )
Где могут пригодиться полученные знания?
Самооценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: Слайд 18
стр. 4445, читать и отгадать загадки;
придумать загадку, написать её и нарисовать отгадку;
найти ещё загадки малых народов.
6
Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.