Данный урок разработан на основе деятельностного метода обучения. В ходе урока прослеживаются все этапа этого метода: самоопределение к деятельности, актуализация знаний,постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой, включение новых знаний в систему знаний и повторение, рефлексия. На уроке используется работа в паре и творческая работа в группах, национально - региональный компонент.Конспект урока по литературному чтению "Русские народные загадки", 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское»
Литературное чтение
Тема: «Русские народные загадки»
2 класс
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1
пгт. Тымовское
Ефимова
Светлана Викторовна
0Тема: «Русские народные загадки».
Цели: 1. Учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и
доказывать правильность отгадки; познакомить с видами загадок.
2. Развивать навыки анализа, умения делать выводы.
3. Воспитывать любовь к русской словесности, народному
творчеству.
Ход:
I.
Самоопределение к деятельности.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Актуализация знаний.
Д/з. Рассказать свою сказку.
II.
Ответить на вопрос: «Чему учит моя сказка?»
Работа в паре
Нужны ли людям сказки?
Сколько же в нашем классе мнений?
Чему учат сказки?
( Предполагаемые ответы: Они учат, воспитывают, помогают жить.)
III. Постановка проблемы.
Откройте учебники стр. 43.
1 Обучающиеся читают эстафетой до слов «Мы опять будем
играть?»
Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( Загадки.)
Кто пишет эти загадки? ( Народ.)
А если автор народ, то как они называются? (Народные.)
Слайд 2
Давайте подумаем, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Наши цели: Слайд 3
учиться читать загадки;
учиться отгадывать загадки;
учиться составлять загадки.
IV. Открытие нового знания.
Как вы думаете, что такое загадка?
Значение из толкового словаря. Слайд 4
Загадка – это жанр устного народного творчества; это краткое
описание явления или предмета, часто в поэтической форме,
заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или
предполагаемого вопроса.
Давайте представим себе глубокую древность. Людям многое
было неизвестно. Они не могли ещё знать отчего светит солнце,
отчего бывает день и ночь, лето и зима, отчего гремит гром,
сверкает молния. Люди пытались ответить на эти вопросы.
Старались неизвестные явления истолковать, объяснить по – своему.
Эти знания люди старались не потерять, передать свою мудрость
детям и внукам. Но как? И люди придумали маленькие устные
произведения. Очень короткие, состоящие из 1 – 2 предложения.
Загадки учили думать, узнавать предметы из окружающей жизни.
2Умение отгадывать загадки в древности могло сыграть в жизни
отгадчика важную роль:
обречённый на казнь иногда получал жизнь под условием
разгадать загадку;
в сказках нередко добрый молодец может жениться на
царевне, если разрешит заданную царём загадку.
V.
Первичное закрепление.
Отгадайте загадку. Слайд 5
( Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. ) ( Сова. )
Почему вы думаете, что это сова? ( Днём спит. )
Но днём спят многие хищники? ( Ночью летает. )
Летучая мышь тоже ночью летает. Может это летучая мышь?
( Прохожих пугает. )
А как? ( Ухает. ) Слайд 6
Почему вам удалось отгадать загадку? ( Выделили все признаки. )
А можно по одному признаку? ( Нет. )
Какие знания применили, чтобы отгадать загадку?
( Окружающего мира.)
Это загадка описательного характера.
На стр. 44 учебника найдите и прочитайте загадку описательного
характера.
Бывают загадки – вопросы. Вы с ними уже встречались. Вспомните
где?
( В сказках «Мудрая девушка», «Мудрая дева». )
Прочитайте на стр. 45 загадки такого типа.
Бывают загадки – задачи. Где мы встречаемся с ними? ( На уроке
математики.)
VI. Физминутка. Слайды 7 – 14
3 Кто махал флажком? ( мышонок )
НРК
Наша область островная, в её пределах проживает коренное
население. Может быть, вы знаете, как оно называется?
Да, это нифхи.
У них тоже есть творчество. Чтобы отгадать загадки, надо знать
их быт, традиции, культуру.
Попробуйте отгадать нивхские загадки: Слайд 15
Два братца живут в одном доме, а никогда н видятся.
( Глаза. )
Четыре девушки одним платком покрыты.
( Стол. )
На большой шапке ночью пуговицы вырастают.
( Небо и звёзды. )
Что помогло вам в отгадывании загадок?
( Выделить все свойства и признаки предмета. )
А чтобы придумать загадку? ( Надо решить о чём или о ком
будет загадка, т.е. придумать отгадку и выделить свойства и
признаки. )
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Чтение авторского текста на стр. 46.
Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку?
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
А сейчас давайте сами попробуем составить загадку.
По какому алгоритму мы будем составлять?
4Слайд 16
1. Кто это? Что это?
2. На что похож предмет?
3. Что он может делать?
На доске картинка с изображением петуха. Дети предлагают
выражения, содержащие признаки или свойства данного предмета.
На основе этого коллективно составляют загадку.
Творческая работа в группах.
Я раздам для работы в группах иллюстрации предметов.
Рассмотрите предмет.
Выделите его свойства, признаки.
Составьте текст загадки с опорой на алгоритм.
( Учитель рассаживает обучающихся в группы по 5 человек,
организовывает работу. Ученикам раздаются иллюстрации: свинья,
корова, кошка, собака, лиса. )
Работа в группах.
Расскажите, какой текст вы составили? Пусть ребята
попробуют отгадать загадку. А вы затем покажите иллюстрацию
отгадки.
Выступление представителя от группы.
А у народа сложились такие загадки про этих животных.
( Обучающиеся зачитывают загадки.)
1. На сене лежит, сама ни ест и другим не даёт. ( Собака)
2. Часто умывается, а полотенцем не утирается. ( Кошка )
3. Середи двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла.(Корова )
4. Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрище. ( Лиса )
5. Кто имеет пятачок не зажатый в кулачок? На ногах его
копытца, ест и пьёт он из корытца. ( Свинья )
56. Пятак есть, а ничего не купит. ( Свинья )
7. Не часы, а время сказывает. ( Петух )
8. Из белого камня родится, весь свет будит. ( Петух )
IX. Рефлексия. Слайд 17
Зачем люди загадывают загадки?
Что нужно уметь, чтобы легко разгадывать загадки?
( Наблюдать, выделять признаки, свойства. )
Где могут пригодиться полученные знания?
Самооценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: Слайд 18
стр. 4445, читать и отгадать загадки;
придумать загадку, написать её и нарисовать отгадку;
найти ещё загадки малых народов.
6